Цели урока:
- Проверить знания учащихся по теме "Союз".
- Углубить знания о синтаксических функциях и стилистических свойствах союзов.
- Научить грамотно употреблять союзы в различных стилях речи.
Предисловие:
Изучение такой морфологической темы, как "Союз" в 7-м классе имеет и синтаксическую направленность, которая в немалой степени определяет успешность обучения в 8-м и особенно в 9-м классе. Поэтому важно, чтобы школьники не только имели представление о союзе как о служебной части речи, различали сочинительные и подчинительные союзы, но и умели употреблять их в простых и сложных предложениях. Урок нацелен на развитие умения конструировать сложные союзные предложения, на предупреждение пунктуационных, стилитических, логических ошибок в речи учащихся, связанных с употреблением союзов.
Оборудование:
- Плакат с опорным конспектом по теме "Союз";
- раздаточный материал;
- SMART-доска.
Ход урока
I. Вступительное слово учителя.
Мы продолжаем работать над темой "Союз" и сегодня обратим внимание на синтаксические функции и стилистические свойства некоторых союзов.
В грамматике укрепилось деление союзов на сочинительные и подчинительные. Уточните, пожалуйста, в чем суть такого деления (ответы учащихся).
II. Орфографическая разминка.
Объясните слитное и раздельное правописание союзов и местоимений (устно):
- Коротко, зато ясно.
- Учиться и жить есть одно и то же.
- Хотелось бы, чтобы счатье пришло.
- От того, кто не мил, и подарок постыл.
- Труд необходим человеку так же, как пища.
- Коротко да ясно, оттого и прекрасно.
- Отцветает черемуха, зато расцветает калина.
- Время растяжимо, оно зависит от того, какого рода содержимым вы наполняете его.
III. Практические задания.
- Прочитайте примеры и решите, какие синтаксические отношения выражают здесь союзы, выпишите союзы и определите их значения:
Закружилась листва золотая
В розоватой воде на пруду,
Словно бабочек легкая стая
С замираньем летит на звезду…
Мой сад с каждым днем увядает,
Помят он, поломан и пуст,
Хоть пышно еще доцветает
Настурций в нем огненный куст…
Не позволяй душе лениться!
Чтоб в ступе воду не толочь,
Душа обязана трудиться
И день и ночь, и день и ночь!
Что ты видишь, тускло на стену смотря,
В час, когда на небе поздняя заря?
Чайку ли на синей скатерти воды
Или флорентийские сады?
Лишь очи печально глядели
А голос так дивно звучал,
Как звон отдаленной свирели,
Как моря играющий вал.
Цветы, родившиеся ночью,
Заголубели на заре,
Как будто порванное в клочья
Лежало небо на траве.
- Послушайте предложения и скажите, различны ли в них придаточные предложения по значению:
- Кабы на сойку да не свой язычок, кто бы про нее знал?
- Если мудрец попадает к глупцам, не должен он ждать от них почета.
В чем различие союзов кабы и если? (Ответ: в их стилистической принадлежности.)
О стилистических свойствах союзов мы еще мало знаем, поэтому послушайте сообщение на эту тему и сделайте краткие записи в тетрадях (дети слушают сообщение, материал к которому взят из детской энциклопедии "Языкознание", делают краткие записи, затем проверяют свои записи с помощью SMART-доски).
- Прочитайте предложения (они появляются на доске), составьте их схемы. Каковы стилистические свойства союзов? Отметьте высказывания, которые можно назвать "крылатыми".
- Если ночью Бэла не будет здесь, не видать тебе моего коня.
- Если ты не можешь или не хочешь делать хорошо, то лучше совсем не делай.
- Если ты рожден на земле, то люби и украшай ее своей жизнью.
- Не ищи проселочной дороги, коли есть столбовая.
- Коли в мае дождь, то будет и рожь.
- Коли хочешь есть калачи, так не лежи на печи.
- Раз вы согласились, так уж нельзя вам отказываться.
- Раз мы начали говорить, то лучше договорить все до конца.
– Какие синтаксические отношения выражают союзы в этих предложениях? Сочинительные или подчинительные? Каковы значения этих союзов?
(Ответ: они указывают на условие, т.е. перед нами сложноподчиненные предложения с придаточными условия.)
- Составьте предложения с придаточными условия по следующим схемам:
(Если…), [то].
(Раз…), [то].
(Если…), [ ].
(Ежели…), [то].
Каково значение придаточных условия? (Ответ: придаточные предложения со значением условия уточняют условия, при которых протекает или может протекать действие, о котором говорится в главном предложении, и отвечают на вопрос" при каком условии"? При этом предполагается альтернатива, т.е. выбор определяемых событий или явлений. Например: Если дождь перестанет, мы сможем отправиться на прогулку. (дождь может перестать, а может и не перестать).
– Что вы можете сказать о стилистической принадлежности союзов в составленных вами предложениях?
- Перестройте предложения, заменяя выделенные интонационно обстоятельственные обороты придаточными условия:
- Усиление солнечной активности сказывается на состоянии верхних слоев атмосферы Земли.
- При активизации процессов на Солнце увеличивается число заболеваний у людей.
– В каком стиле речи уместны такие предложения? (Ответ: в научном.)
- Что происходит в условных предложениях, если союз если осложняется частицей бы и они обращены в прошлое, например: Если бы вчера не было ветра, мы бы покатались на лодке (Был ветер, и мы не покатались).
(Ответ: в таких условных предложениях выражается отсутствие предполагаемых фактов в прошлом).
– В каких целях можно использовать такие предложения?
(Ответ: в качестве косвенных просьб, приглашений, пожеланий, т.е. в этикетных целях).
Задание:
Напишите несколько предложений, используя этикетные формы с союзом если (бы), например:
Если тебя не затруднит…
Если тебе не трудно…
Если бы ты выполнил мою просьбу, я…
Если ты не возражаешь (не против), я бы…
Представьте, что эти предложения из письма к вашему другу. Что произойдет, если мы опустим такие предложения в письме?( Ответ: это сделает письмо сухим и категоричным).
– Полезно ли употреблять такие предложения в нашей речи? (Ответ: это позволяет выражать просьбы, пожелания мягко, ненавязчиво, а значит, оказывает благотворное влияние на развитие дружеских отношений).
IV. Заключительная беседа.
– Что мы сегодня узнали о синтаксических функциях и стилистических свойствах союзов? (Ответ: основное внимание мы уделили сложноподчиненным предложениям с придаточными условия, употреблению этих предложений в речи, стилистическим ососбенностям союзов условия).
Союзы порой так малы, что мы и не замечаем их, хотя, естественно, используем их в речи, но нужно ли так подробно заниматься ими? (Ответом может быть сочинение, которое учащиеся писали дома.Тема сочинения – "Нужно ли знать и изучать союзы").
Например, сочинение "Союзы на службе у предложения" (так озаглавила свою работу одна из школьниц):
"Чтобы понять всю важность союзов, я решила убрать их в одном из предложений романа Л.Н.Толстого "Война и мир", и вот что из этого получилось:
"Была одна из тех мартовских ночей. Зима хочет взять свое. Она высыпает с отчаянной злобой свои последние снега, бураны".
А у автора это звучит так: " Была одна из тех мартовских ночей, когда зима как будто хочет взять свое и высыпает с отчаянной злобой свои последние снега и бураны".
И вновь речь стала по-толстовски плавной и приятной для русского слуха. Трудно себе представить, как сложно было бы читать этот гигантский роман, написанный без союзов.
Если вы проведете такой виртуальный эксперимен т по удалению союзов из любого произведения, то ответить на вопрос о роли союзов не составит труда.
Союзы верно и трудолюбиво стоят на службе у простых и сложных предложений, и целых текстов.
Ломоносов так определял роль союзов: "Союзы не что иное суть, как средства, которыми идеи соединяются".
Домашнее задание.
Закончить дружеское послание с употреблением предложений этикетной формы, подготовить сообщение о сравнительных союзах.