Цели урока:
Для учителя:
- создать условия для дальнейшего усвоения знаков препинания при однородных членах предложения,
- выбрать средства обучения с учетом психофизиологических особенностей развития учащихся.
Для учащихся:
- активизировать знания об однородных членах предложения, обобщающих совах при них; их роль в предложении,
- расширить знания учащихся о случаях постановки знаков препинания при обобщающих словах,
- уметь находить их в тексте,
- воспитание взаимопомощи, навыков единых требований к ведению тетрадей.
Оборудование: карточки – подсказки «Однородные члены предложения», «Основные виды союзов», «Знаки препинания при обобщающих словах», карточки по проверке знаний.
Чем больше знаешь, тем интереснее жить…
К.Г. Паустовский
Ход урока:
I.Организационный момент
II Проверка домашнего задания:
«Повторяем то, что знали, вспоминаем, что забыли».
- Какие сочинительные союзы знаете, как они классифицируются?
Игра «Третий лишний»
1. И. зато, а
2. А, но, либо
3. Не только… но и, не то- не то, или
- Назвать особенности однородных членов.
- В каких случаях ставится запятая при однородных членах предложения, а в каких нет.
Синтаксический разбор предложений.
- В фауне заповедника «Малая Сосьва» можно встретить росомаху северного оленя белую куропатку овсянку-крошку гуся-гуменника.
- Во время сезонных миграций в заповеднике встречаются морянка синьга турпан морская чернеть рогатый жаворонок стерх кречет и другие виды птиц.
III Вступительное слово учителя
- Сформулируйте задачи сегодняшнего урока
Работа с эпиграфом урока:
- Как вы думаете, какое отношение имеют эти слова к нашему уроку?
- Повторим, как правильно записать эпиграф в тетради? Объяснить постановку знаков препинания.
- Записать эпиграф в тетрадь.
IY Работа с карточкой – подсказкой
- Самостоятельно рассмотрите карточку и расскажите о постановке знаков препинания при однородных членах, имеющих обобщающее слово
Y Закрепление
«Правило в стихах». Комментирование постановки знаков препинания в предложениях. Построение схем предложений.
5.1.Обобщающее слово? Ставьте двоеточие.
А потом перечисляйте и все прочее.
Здесь у нас примеры есть.
Их советуем прочесть.
Все тут свежестью дышало: и деревья, и цветы.
Картина всюду открывалась необычайной красоты:
В лесу, прохладном и густом,
На берегу, почти пустом.5.2.Если, что-то перечислив,
Вы решили обобщить,
То советуем, помыслив,
Вам тире не позабыть.
Здесь у нас примеры есть.
Их советуем прочесть.
И море, и небо, и белый песок – все радует глаз и тревожит.
Ни песня, ни память, ни встреча – ничто вернуть мне покоя не может.5.3 Обобщающее слово и перечисление,
Может быть, не завершают наше предложение.
Мы тогда тире поставим м свою продолжим речь,
Постаравшись нашу запись от ошибок уберечь.
Здесь у нас примеры есть.
Их советуем прочесть.
Все: цветы, трава, деревья – свежестью дышало.
Все: лапша, варенье, каша – с печки убежало.
Встретив однородные члены в предложении,
Мы всегда им выразим наше уважение!
YI Работа с текстами (в парах, по вариантам).
Задание: определить, к какому стилю относится текст. Списать, расставить знаки препинания, объяснить их постановку, построить схемы предложение с однородными членами.
1 вариант
В научном отделе заповедника «Юганский» работают специалисты разного профиля. На протяжении ряда лет они ведут наблюдения за природными процессами проводят инвентаризацию растительного и животного мира нашего региона. В течение весенне-осеннего периода сотрудники ведут учеты групп животных проводят работы по изучению экологии отдельных видов. Биологические кружки экологические десанты слеты экскурсии выставки рисунков и фотографий все эти мероприятия помогают воспитанию молодежи в духе бережного отношения к природе.
2 вариант
Река Негусьях главный водный путь в заповеднике «Юганский». Все огромные завалы перекаты бревна и мели превращают путешествия по реке в течение лета и осени в многодневные экспедиции. В заповеднике преобладают выпуклые верховые болота. Лучше всего приспособлены к условиям верховых болот растения из семейства вересковых, а именно багульник клюква голубика морошка подбел* мирт болотный*. Во флоре сосудистых растений есть виды лилия саранка башмачок крупноцветковый спирея иволистая борец вьющийся медуница.
(Примечание: учащиеся делают сообщение о значении слов подбел и мирт болотный.)
YII Проверка самостоятельной работы учащихся
(использую разные виды проверки).
YIII Итог урока.
IХ Домашнее задание:
написать сочинение «Не стихает жизнь в заповеднике…», использовав предложения с однородными членами.
Используемая региональная литература:
- В.М. Пересловец «Заповедник Юганский»,
- А.Ф.Тарханова «Заповедник «Малая Сосьва»