Ход урока
I. Организационный момент.
Запись числа и слов “классная работа”.
II. Новая тема.
1.
Прочитайте тексты и сравните их. |
|
С неба донесся трубный клик лебедей. Всё ниже, ниже большие белые птицы. Вот они опустились на воду и поплыли. | С неба донесся трубный клик лебедей. Всё
ниже, ниже большие белые птицы. Распрямив крылья, почти не шевеля ими, лебеди опустились на воду и поплыли, гордо поглядывая вокруг. |
Что общего у этих текстов? (тема – лебеди)
Чем отличаются, какими предложениями?
Какие предложения выразительнее и почему?
Найдите в последнем предложении второго текста
слова, обозначающие основное действие. (опустились
и поплыли)
Какая это часть речи? (глагол)
Что обозначает глагол? (глагол – действие)
А какие ещё слова позволяют увидеть картину
движения? (распрямив, не шевеля, поглядывая)
Это глаголы? (нет)
Но чем эти слова похожи на глагол? (заключают в
себе действие)
Итак, запишем тему урока:
Деепричастие
Цель нашего урока: получить представление о деепричастии как особой форме глагола.
Задачи:
- Познакомиться с основными грамматическими признаками, которые свойственны деепричастию;
- Уметь отличать деепричастие от глагола.
Мы будем изучать деепричастие по нашему привычному плану. Какому?
План изучения деепричастия.
- Грамматическое значение.
- Морфологические признаки.
- Синтаксические признаки.
Как вы понимаете слово “деепричастие”? Обратимся к его строению.
Деепричастие = Дее + причастие } составное слово
Что нам уже знакомо? (причастие)
Что такое причастие?
Что может обозначать частица “дее”? К чему же
будет причастно? (к действию)
2. Обратимся к справочному материалу.
Деепричастие произошло от двух слов: дее (от деяти в значении делать) + причастие (ср. причастность)
Термин был введён грамматику М. Смотрицким в начале ХYII века. До XYII века деепричастия не было, а была форма действительного причастия настоящего времени. Теперь формы нет (краткая форма образуется только от страдательного причастия). Вот ее место и заняли деепричастия.
Когда же появился этот термин?
Что было прообразом?
3. Запишите последнее предложение из второго текста.
Выполните частичный синтаксический разбор (по членам предложения):
Распрямив крылья, почти не шевеля ими, лебеди опустились на воду и поплыли, гордо поглядывая вокруг.
Проверка.
Какие вопросы вы задавали к деепричастию? (как?,
каким образом?)
Что есть у деепричастий? (зависимые слова)
Что такое деепричастие с зависимыми словами?
(деепричастный оборот)
От каких же слов зависит деепричастие? (от
глаголов-сказуемых)
Ещё раз: что обозначает глагол? (действие)
Глагол обозначает основное действие, которое
выполняет предмет.
Какое же действие обозначает деепричастие?
(второстепенное, добавочное, дополнительное
действие)
Что обозначает глагол и деепричастие?
Глагол – основное действие.
Деепричастие – добавочное действие.
4. Выпишите из предложения “глагол + деепричастие” и выполните морфемный разбор слов.
опустились, распрямив;
опустились, не шевеля;
поплыли, поглядывая.
(Спор об окончании: надо поставить глагол в настоящее время и будущее, при этом деепричастие не изменится.)
Чтение учебника на странице 163.
Какой же признак есть у деепричастия? (неизменяемость)
5.
Может быть, деепричастие (как и причастие) заимствует признаки от какой-то другой части речи? Какие?
Деепричастие, как и причастие, морфологический гибрид.
Давайте обратимся к тексту:
Вряд ли кто сможет рассказать о деепричастии
лучше, чем оно само. Прочитайте монолог
деепричастия.
Хотите знать о моей жизни? Ох, непростая у меня
биография. Сначала я жило в семье Причастий и
считалось близким родственником действительных,
хотя и в краткой форме.
Потом меня переселили в новую семью, молодую,
только становящуюся на ноги, дали другое имя,
хотя родственные связи налицо.
В результате этих перемен я утратило многие
возможности. Живя под именем Краткого Причастия,
я могло занимать высокое положение сказуемого в
любом предложении. Я навсегда потеряло право
изменяться по родам, числам и падеж, как это
было до XYII века. Правда, и Причастиям живется
нелегко. Их, как и меня, постоянно ущемляют,
подозревают в несамостоятельности. Так и живешь,
доказывая всем свою независимость.
Конечно, с родителями мне повезло. У нас с
Причастием общий отец – Глагол. Он много
дал мне: и значение действия (хоть и
добавочного), и возвратность, и вид. Матери же
у нас разные. Своей матерью я считаю Наречие,
так как приобрело в наследство от нее синтаксическую
роль обстоятельства и морфологическую
неизменяемость.
Вот так и живу я, деловитое, неизменяемое, всегда
готовое помочь Глаголу расширить круг действий.
Правда, отец мой Глагол не особенно ценит мою
помощь, постоянно отгораживаясь запятыми, как бы
подчёркивая свою главенствующую роль. И всё
вопросы задаёт как?, каким образом?, почему?.
Или ещё лучше: что делая?, что сделав?.
Итак, вы прочитали монолог деепричастия. Выполните самостоятельно следующее задание.
Заполните таблицу.
У деепричастия:
Признаки глагола | Признаки наречия |
1. Вид | 1. Неизменяемость |
2. Возвратность | 2. Синтаксич. роль |
3. Значение | 3. Вопросы |
Проверка.
Чтение учебника на странице 163.
Что же мы с вами отработали из нашего плана?
Что же такое деепричастие?
Сформулируйте определение:
Деепричастие – … глагола, которая обозначает …, объединяет признаки … и …, показывает, каким образом, почему, когда совершается … действие, названное глаголом-сказуемым. Деепричастие отвечает на вопросы… .
6. Выполните следующее задание:
Выпишите в тетрадь только деепричастия:
Особенный;
Приказал;
Разъезд;
Нарисованы;
Узнав;
Дополненный;
Исчезая;
Отмерь;
Рассмеявшись;
Трепещущий;
Жажда;
Припеваючи.
Проверка:
Узнав;
Исчезая;
Рассмеявшись;
Припеваючи.
(Если учащиеся выпишут причастия, то вспомнить особые приметы причастия – суффиксы)
У деепричастия, как и у причастия, есть особые приметы – это опознавательные морфемы.
Давайте рассмотрим схему и запомним эти опознавательные морфемы.
Деепричастия Образуется от глагола -а- -я- |
Чтение учебника на странице 163.
Выделите эти морфемы в записанных вами деепричастиях.
III. Закрепление.
1. Выполним упражнение № 368.
(Выполняем все вместе – один ученик у доски, комментирует все записи.)
Танцуя;
Подорожав;
Скрепив;
Скрепивши.
2. Обратимся к тексту, по которому вам необходимо выполнить задание.
Выпишите из текста словосочетания “глагол +деепричастие”. Укажите признаки деепричастия и выделите опознавательные морфемы.
Чтобы доехать до Парижа.
Франсуа Рабле, известный французский писатель, оказался в денежном затруднении. Ему нечем было заплатить за проезд из Лиона в Париж. Тогда, насыпав в три пакетика сахарный песок. Он на одном написал: “Яд для короля”, на другом – “Яд для королевы”, на третьем – “Яд для первого министра”. Оставив пакетик на видном месте, он стал ждать. Служанка, убирая комнату, прочла надписи и побежала к хозяину. Тот, всполошившись, вызвал стражу. Писателя схватили и под конвоем доставили в Париж. Представ перед прокурором Парижа, Рабле признался в “злом умысле” и в подтверждение проглотил всё содержимое пакетиков.
Проверка:
Написал, насыпав – сов. вид, невозвр.
Стал ждать, оставив – сов. вид, невозвр.
Прочла, убирая – несов. вид, невозвр.
Вызвал, всполошившись – сов. вид, возвр.
Признался, представ – сов. вид, невозвр.
IV. Итог урока.
Что мы сегодня изучали?
Что узнали нового?
Какие есть признаки?
От каких частей речи?
От какой части речи зависит?
Чем является в предложении?
От какой части речи образуется?
При помощи чего?
V. Домашнее задание.
Параграф 30 (повторить), упражнение № 369 (1 задание – письменно, 2,3 задание устно).