Урок по теме "Деепричастие"

Разделы: Русский язык


Ход урока

I. Организационный момент.

Запись числа и слов “классная работа”.

II. Новая тема.

1.

Прочитайте тексты и сравните их.

С неба донесся трубный клик лебедей. Всё ниже, ниже большие белые птицы. Вот они опустились на воду и поплыли. С неба донесся трубный клик лебедей. Всё ниже, ниже большие белые птицы.

Распрямив крылья, почти не шевеля ими, лебеди опустились на воду и поплыли, гордо поглядывая вокруг.

Что общего у этих текстов? (тема – лебеди)
Чем отличаются, какими предложениями?
Какие предложения выразительнее и почему?
Найдите в последнем предложении второго текста слова, обозначающие основное действие. (опустились и поплыли)
Какая это часть речи? (глагол)
Что обозначает глагол? (глагол – действие)
А какие ещё слова позволяют увидеть картину движения? (распрямив, не шевеля, поглядывая)
Это глаголы? (нет)
Но чем эти слова похожи на глагол? (заключают в себе действие)

Итак, запишем тему урока:

Деепричастие

Цель нашего урока: получить представление о деепричастии как особой форме глагола.

Задачи:

  1. Познакомиться с основными грамматическими признаками, которые свойственны деепричастию;
  2. Уметь отличать деепричастие от глагола.

Мы будем изучать деепричастие по нашему привычному плану. Какому?

План изучения деепричастия.

  1. Грамматическое значение.
  2. Морфологические признаки.
  3. Синтаксические признаки.

Как вы понимаете слово “деепричастие”? Обратимся к его строению.

Деепричастие = Дее + причастие } составное слово

Что нам уже знакомо? (причастие)
Что такое причастие?
Что может обозначать частица “дее”? К чему же будет причастно? (к действию)

2. Обратимся к справочному материалу.

Деепричастие произошло от двух слов: дее (от деяти в значении делать) + причастие (ср. причастность)

Термин был введён грамматику М. Смотрицким в начале ХYII века. До XYII века деепричастия не было, а была форма действительного причастия настоящего времени. Теперь формы нет (краткая форма образуется только от страдательного причастия). Вот ее место и заняли деепричастия.

Когда же появился этот термин?
Что было прообразом?

3. Запишите последнее предложение из второго текста.

Выполните частичный синтаксический разбор (по членам предложения):

Распрямив крылья, почти не шевеля ими, лебеди опустились на воду и поплыли, гордо поглядывая вокруг.

Проверка.

Какие вопросы вы задавали к деепричастию? (как?, каким образом?)
Что есть у деепричастий? (зависимые слова)
Что такое деепричастие с зависимыми словами? (деепричастный оборот)
От каких же слов зависит деепричастие? (от глаголов-сказуемых)
Ещё раз: что обозначает глагол? (действие)
Глагол обозначает основное действие, которое выполняет предмет.
Какое же действие обозначает деепричастие? (второстепенное, добавочное, дополнительное действие)

Что обозначает глагол и деепричастие?

Глагол – основное действие.
Деепричастие – добавочное действие.

4. Выпишите из предложения “глагол + деепричастие” и выполните морфемный разбор слов.

опустились, распрямив;
опустились, не шевеля;
поплыли, поглядывая.

(Спор об окончании: надо поставить глагол в настоящее время и будущее, при этом деепричастие не изменится.)

Чтение учебника на странице 163.

Какой же признак есть у деепричастия? (неизменяемость)

5.

Может быть, деепричастие (как и причастие) заимствует признаки от какой-то другой части речи? Какие?

Деепричастие, как и причастие, морфологический гибрид.

Давайте обратимся к тексту:

Вряд ли кто сможет рассказать о деепричастии лучше, чем оно само. Прочитайте монолог деепричастия.
Хотите знать о моей жизни? Ох, непростая у меня биография. Сначала я жило в семье Причастий и считалось близким родственником действительных, хотя и в краткой форме.
Потом меня переселили в новую семью, молодую, только становящуюся на ноги, дали другое имя, хотя родственные связи налицо.
В результате этих перемен я утратило многие возможности. Живя под именем Краткого Причастия, я могло занимать высокое положение сказуемого в любом предложении. Я навсегда потеряло право изменяться по родам, числам и падеж, как это было до XYII века. Правда, и Причастиям живется нелегко. Их, как и меня, постоянно ущемляют, подозревают в несамостоятельности. Так и живешь, доказывая всем свою независимость.
Конечно, с родителями мне повезло. У нас с Причастием общий отец – Глагол. Он много дал мне: и значение действия (хоть и добавочного), и возвратность, и вид. Матери же у нас разные. Своей матерью я считаю Наречие, так как приобрело в наследство от нее синтаксическую роль обстоятельства и морфологическую неизменяемость.
Вот так и живу я, деловитое, неизменяемое, всегда готовое помочь Глаголу расширить круг действий. Правда, отец мой Глагол не особенно ценит мою помощь, постоянно отгораживаясь запятыми, как бы подчёркивая свою главенствующую роль. И всё вопросы задаёт как?, каким образом?, почему?. Или ещё лучше: что делая?, что сделав?.

Итак, вы прочитали монолог деепричастия. Выполните самостоятельно следующее задание.

Заполните таблицу.

У деепричастия:

Признаки глагола Признаки наречия
1. Вид 1. Неизменяемость
2. Возвратность 2. Синтаксич. роль
3. Значение 3. Вопросы

Проверка.

Чтение учебника на странице 163.
Что же мы с вами отработали из нашего плана?
Что же такое деепричастие?

Сформулируйте определение:

Деепричастие – … глагола, которая обозначает …, объединяет признаки … и …, показывает, каким образом, почему, когда совершается … действие, названное глаголом-сказуемым. Деепричастие отвечает на вопросы… .

6. Выполните следующее задание:

Выпишите в тетрадь только деепричастия:

Особенный;
Приказал;
Разъезд;
Нарисованы;
Узнав;
Дополненный;
Исчезая;
Отмерь;
Рассмеявшись;
Трепещущий;
Жажда;
Припеваючи.

Проверка:

Узнав;
Исчезая;
Рассмеявшись;
Припеваючи.

(Если учащиеся выпишут причастия, то вспомнить особые приметы причастия – суффиксы)

У деепричастия, как и у причастия, есть особые приметы – это опознавательные морфемы.

Давайте рассмотрим схему и запомним эти опознавательные морфемы.

Деепричастия

Образуется от глагола

-а- -я-
-учи- -ючи-
-в- -вши- -ши-

Чтение учебника на странице 163.

Выделите эти морфемы в записанных вами деепричастиях.

III. Закрепление.

1. Выполним упражнение № 368.

(Выполняем все вместе – один ученик у доски, комментирует все записи.)

Танцуя;
Подорожав;
Скрепив;
Скрепивши.

2. Обратимся к тексту, по которому вам необходимо выполнить задание.

Выпишите из текста словосочетания “глагол +деепричастие”. Укажите признаки деепричастия и выделите опознавательные морфемы.

Чтобы доехать до Парижа.

Франсуа Рабле, известный французский писатель, оказался в денежном затруднении. Ему нечем было заплатить за проезд из Лиона в Париж. Тогда, насыпав в три пакетика сахарный песок. Он на одном написал: “Яд для короля”, на другом – “Яд для королевы”, на третьем – “Яд для первого министра”. Оставив пакетик на видном месте, он стал ждать. Служанка, убирая комнату, прочла надписи и побежала к хозяину. Тот, всполошившись, вызвал стражу. Писателя схватили и под конвоем доставили в Париж. Представ перед прокурором Парижа, Рабле признался в “злом умысле” и в подтверждение проглотил всё содержимое пакетиков.

Проверка:

Написал, насыпав – сов. вид, невозвр.
Стал ждать, оставив – сов. вид, невозвр.
Прочла, убирая – несов. вид, невозвр.
Вызвал, всполошившись – сов. вид, возвр.
Признался, представ – сов. вид, невозвр.

IV. Итог урока.

Что мы сегодня изучали?
Что узнали нового?
Какие есть признаки?
От каких частей речи?
От какой части речи зависит?
Чем является в предложении?
От какой части речи образуется?
При помощи чего?

V. Домашнее задание.

Параграф 30 (повторить), упражнение № 369 (1 задание – письменно, 2,3 задание устно).

Приложение.