Обобщающий урок русского языка в 11-м классе по теме "Синтаксис и культура речи"

Разделы: Русский язык


Цели урока:

  1. Обучающая: обобщение и систематизация материала по теме “Синтаксис и культура речи”, предлагаемый для заданий на ЕГЭ.
  2. Развивающая: совершенствование навыков культуры речи.
  3. Воспитывающая: установка на серьёзную работу по подготовке к экзамену учащихся.

I. Типология заданий по данной теме.

Учащимся раздаются образцы заданий ЕГЭ, и они определяют, в какой части Кимов предлагаются задания по синтаксису и культуре речи и их типологию.

Слово учителя:

Большинство заданий ЕГЭ по синтаксису требуют короткого конструируемого ответа (тип В), они являются заданиями повышенной сложности.

  • Прочитайте предлагаемые в Кимах формулировки заданий. ( Ребята из Кимов зачитывают формулировки заданий части В и А).
  • Сформулируйте материал заданий по темам, которые нам необходимо повторить.

Группируем содержательные блоки для повторения:

1) Синтаксические нормы (задание А6).
2) Типы связи слов в словосочетании.
3) Простое осложнённое предложение.
4) Односоставное предложение.
5) Сложноподчинённое предложение. Типы придаточных предложений.
6) Сложноподчинённое предложение с несколькими придаточными.

II. Обобщающее повторение.

Класс разделяется на группы. Каждая группа получает задание, по предложенной презентации повторяется теоретический материал, каждый член группы самостоятельно выполняет тест. После выполнения заданий походит отчёт групп по проделанной работе. Лидер группы по презентации для всего класса выступает с повторением теории, потом по цепочке члены группы проверяют тест, ошибки исправляются в ходе поверки с участием всего класса.

Группа №1.

1) Из образцов заданий ЕГЭ пробуют решить В3, где нужно определить вид подчинительной связи в словосочетании. Трудности в определении вида связи формулируется как проблема, которую нужно решить в процессе работы по теме “Типы связи слов в словосочетании” (Приложение 8).

Повторение теоретического материала проходит по презентации “Типы связи слов в словосочетании”.

2) Тестирование. (Раздаточный материал). Приложение №1.

Группа №2.

3) Повторение темы “Односоставное предложение” (Приложение 6) с использованием презентации.

4) Тестирование. (Раздаточный материал). Приложение №2.

Группа №3.

5)Повторение типа придаточных. Презентация “Сложноподчинённое предложение. Типы придаточных”) (Приложение 7)

6) Тестирование. (Раздаточный материал). Приложение №3.

Группа №4.

7) Синтаксические нормы. Повторение материала по таблице№1. (Приложение №4)

8) Упражнение. Приложение №4 Синтаксические нормы. Задание: определить тип ошибки, исправить предложение.

После выступления всех групп предлагается домашнее задание по продолжению работы по синтаксическим нормам.

9) Приложение №5. Домашнее задание. Замене придаточной определительной части сложноподчинённого предложения причастным оборотом. Задание состоит из теоретической и практической части.

Дополнительное задание: составить тест по изученной теме.