Формирование у детей представления о семантической стороне имен прилагательных

Разделы: Русский язык, Начальная школа


Признаком хорошо развитой речи школьников является богатство их словарного запаса. Однако анализ сочинений учащихся свидетельствует об обратном: в них отмечается повторяемость одних и тех же слов, отсутствие изобразительных средств языка, что значительно снижает точность, ясность и выразительность речи.

Важнейшим условием успешной работы по обогащению и активизации словарного запаса школьников именами прилагательными считаю воспитание у них постоянного внимания к значению (семантике) имен прилагательных и к употреблению их в речи.

В целях повышения эффективности работы над семантической стороной имен прилагательных на уроках русского языка использую такие приемы:

  1. Лексический анализ языка изучаемого на уроках литературы художественного произведения или текста: выявление значений незнакомых слов и выражений, запись «трудных» слов на доске и в тетрадях, уточнение оттенков значений отдельных слов, выявление слов, употребленных в переносном значении, подбор синонимов, выяснение их смысловых и стилистических различий, подбор антонимов, анализ изобразительных средств языка данного текста. Приведу пример подобной работы [7].
    – Как вы понимаете выражение дикая музыка? Как можно сказать иначе? (Резкая, громкая, очень сильная, странная, нелепая). Почему автор употребляет такое сочетание? (Чтобы показать, что ветер быль сильный, дул с завыванием). В прямом или переносном значении употреблено слово дикий? (В переносном). Приведите примеры сочетания этого слова с другими в прямом значении (Дикие звери, дикая яблоня).
  2. Выяснение значения слова различными способами: путем использования толкового словаря русского языка; показа предмета или действия, обозначаемого данным словом, демонстрация картины, рисунка, иллюстрации, диапозитива с изображением предмета, носителя данного признака; побора синонимов, подбора антонимов; анализа состава слова и осмысления его значащих частей; введение незнакомого слова в предложение.
  3. Лексико-семантическая группировка слов. Например, можно предложить следующие задания:
    • подберите имена прилагательные для описания цвета неба (синее, голубое, ярко-синее, бледно-серое, свинцовое); солнца (желтое, оранжевое, красное, розовое, бледное, золотистое, янтарное, огненное, багровое);
    • какими прилагательными со значением цвета можно описать букет полевых цветов? (белый, желтый, синий, голубой, лиловый, фиолетовый, красный, розовый, сиреневый, зеленый, изумрудный, белоснежный, оранжевый, коричневый, малиновый, вишневый, серебристый, салатовый и др.) Эту работу целесообразно провести по картине с изображением полевых цветов, которая «подскажет» учащимся прилагательные, обозначающие цвет;
    • какие цвета вы используете для изображения радуги? (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый);
    • какие имена прилагательные вы употребите для обозначения размера, формы комнаты? (большой, маленький, небольшой, огромный, продолговатый, квадратный, овальный, круглый, узкий, широкий); листьев различных деревьев и кустарников (маленький, большой, продолговатый, длинный, узкий, широкий, овальный, треугольный, зубчатый, резной, сердцевидный, округлый, лапчатый, игольчатый, остроносый, фигурный);
    • какие из приведенных ниже имен прилагательных оценочного характера вы используете: 1) для характеристики положительных качеств человека; 2) для описания хорошего настроения; 3) для выражения своего отношения к другу? (благородный, бодрый, вежливый, веселый, великолепный, гордый, деятельный, дисциплинированный, добрый, доброжелательный, довольный, душевный, заботливый, искренний, ласковый, любимый, милый, мужественный, настойчивый, находчивый, нежный, отважный, отзывчивый, отличный, правдивый, прекрасный, превосходный, приподнятый, радостный, решительный, серьезный, скромный, справедливый, способный, требовательный, трудолюбивый, чудесный, чуткий, хороший, энергичный).
  4. Тематическая группировка слов при изучении грамматического материала.
  5. Составление текста по опорным словам.
  6. Использование новых слов в собственной речи, в сочинении.

В целом же все многообразие упражнений, используемых в работе над прилагательными, можно представить в виде следующей классификации.

I. Упражнения на нахождение прилагательных в тексте

Это самый простой вид упражнений, основанный на знании детьми обобщенной семантики имени прилагательного как части речи:

а) Спиши, подчеркни слова, которые обозначают признак предмета [1].

б) Прочитай текст. Выпиши имена прилагательные [1].

II. Упражнение на подбор синонимов

Данные упражнения помогают увидеть тонкие смысловые оттенки прилагательных, уточнить словарный запас детей. Возможны различные варианты таких упражнений:

а) подобрать синонимы к прилагательному в каждом из словосочетаний [6].

Слабый ребенок (болезненный), слабый ветер (тихий), слабый характер (мягкий), слабое здоровье (плохое).

Видим, что в данном упражнении учитывается, что каждое из значений многозначного слова имеет свой синоним.

б) Подбери близкие по смыслу прилагательные. Вторые буквы слов-отгадок уже даны [2].

Главный ... – с занимательный ... - н
мощный ... – и негромкий ... – им
энергичный ... – н иностранный ...- м
смышленый ... – о скорый ... – ы

в) Подбери к прилагательным близкие по смыслу слова [1].

Черствый (хлеб) – (душистый, ржаной, вкусный, ароматный, несвежий).

г) Записать текст, заменив слово «большой» подходящим по смыслу словами. Слова для замены: огромный, мощный, глубокий, тяжелый, значительный, длинные [6].

Большой корабль грузчики разгружали большими кранами. Из больших трюмов они поднимали большие тюки с товаром и перемещали их на большое расстояние. Затем эти тюки грузили в большие железнодорожные составы и отправляли в большие города.

д) Подбери пару. Соедини пары прилагательных, близких по значению [5].

пасмурный
радостный

тяжелый

грустный
жесткий
отважный
      печальный
твердый
хмурый
веселый
смелый

трудный

е) Подбери как можно больше дополнительных признаков [4].

Хороший человек (..., ..., ...).
Хороший коллектив (.., ..., ...).
Хороший день (..., ..., ...).

Хороший сын (..., ..., ...,).

Хороший пес (..., ..., ...).

III. Упражнения на подбор антонимов

а) В каждом из словосочетаний заменить прилагательное антонимом [6].

Свежий хлеб (черствый), свежий воздух (спертый), свежая рыба (тухлая), свежие розы (увядшие).

б) Прочитайте, вставляя нужные имена прилагательные [5].

  1. ___ сторона – мать, а ___ – мачеха.
  2. Веревка хороша ___ , а речь – ___ .
  3. ___ дело лучше ___ безделья.
  4. Платье хорошо ___ , а друг ___ .
  5. ___ слово лечит, а ___ – калечит.
  6. Осенью дни ___ , а весной ___ .

Слова для справок: длинная, новое, ненастные, злое, старый, ясные, маленькое, родная, короткая, доброе, чужая, большого.

Уже из этого упражнения видно, что пословицы и поговорки представляют собой богатый материал для работы над антонимами.

IV. Упражнения на вставку прилагательных

а) Вместо точек вставьте в загадку подходящие признаки [4].

(Маленькие) ... зверьки,
(Серенькие) ... шубки,
(Черненькие) ... глазки,
(Остренькие) ... зубки. (Мышки)

Ножка ...
(деревянная)
Рубашки
... (шоколадная)
На солнышке я таю,

Во рту я исчезаю.
(Эскимо)

б) Подбери нужное слово [5].

___ песней скворушка
Веселит простор.
___ черемушка
Встала на бугор
(Е.Русаков)

Мы любим дни ___,
Катка ___ лед,
___ небо ___
И ___ Новый год.
белая
звонкой
морозный
упругий
звездное
ночное
шумный

в) Составь рассказ. Подбери слова-признаки, чтобы рассказ получился интересным и красочным [5].

Был  ?  день.
Смотрю на  ?  небо.
По небу плывут  ?  облака.
Высоко кружат  ?  ласточки.
Со свистом проносятся  ?  стрижи.

V. Упражнения на подбор прилагательных к данному существительному и, обратные, на определение предмета по данным признакам

а) Подбери прилагательные к словам дом, река, облако [1].

Слова для справок: деревянный, глубокая, пушистое, быстрая, овальное, старый, длинная, многоэтажный, кучевое.

б) Подбери достаточное количество признаков, по которым можно было бы безошибочно угадать предмет [4].

Например:

мышка маленькая, серая, пугливая;
волк ..., ..., ...;

медведь ..., ..., ...;

ученик ..., ..., ... .

в) Игра-соревнование «Сколько признаков найдешь? [4].

Вывешивается картинка с изображением любого предмета, например совы. Надо записать как можно больше признаков этого предмета.

Условия: а) записать в системе; б) разрешается пользоваться орфографическим словарем.

г) Подберите пару [2].

сыр
свет

салат

салфетка

сосиски
сельдь
сливы

студент

сестра
слесарь
сорочка
слабый
свежий
сырой
спелые

соленый
солнечный
способный

смелый

счастливый
сухой
строгий

д) Назови признаки [5].

е) Назовите предмет. О ком или о чем можно так сказать (вспомните слова из словаря)? [5].

Стальные ...
Рыжая ...

Косолапый ...

Чайная ...

Парное ...

Охотничье ...

ж) Прочитайте сначала те признаки, которые можно отнести к лисе, а затем – к белке [5].

Ловкая, осторожная, веселая, хищная, пугливая, запасливая, хитрая, жадная.

е) Что это? Восстановите окончания прилагательных. Напишите к ним названия предметов, у которых есть такие признаки [5].

VI. Упражнения, включающие в себя описания предметов, природы, людей

Можно проводить в форме игры. Один ученик выходит из класса, остальные задумывают предмет или =человека, затем называют его признаки, по которым играющий должен догадаться, о ком или о чем идет речь. Предлагаю учащимся примерную схему, опираясь на которую они могут дать «характеристику человека» [6].

Возраст (старый, молодой, юный, пожилой, средних лет); рост (высокий, низкий, средний, небольшой); цвет глаз (голубые, карие, зеленоватые, серые); выражение глаз (задумчивые, грустные, озорные, лукавые, веселые, сосредоточенные); нос (курносый, длинный, прямой, короткий, с горбинкой); губы (пухлые, тонкие, энергичные, сжатые); лоб (высокий, низкий, выпуклый); волосы (белокурые, темные, русые, вьющиеся, прямые, жесткие, мягкие, волнистые); фигура (плотная, коренастая, гибкая, тонкая, грузная, массивная); одежда (цвет, фасон, качество и т.д.).

VII. Упражнения на различение в речи слов-паронимов

а) Вставь нужное слово и запиши предложения [1].

Мы гуляли в (яблоневом, яблочном) саду. Бабушка испекла замечательный пирог с (яблоневым, яблочным) повидлом. За (дружной, дружеской) беседой время пролетело незаметно. Я родилась в (дружной, дружеской) семье.

б) Подобрать существительные к прилагательным [6].

Водная, водяная, водянистая; глинистый, глиняный; глазной, глазастый; понятный, понятливый; домовой, домашний, домовитый.

VIII. Упражнения на употребление имен прилагательных в прямом и переносном значении

а) В чем разница? К словосочетаниям, записанным в столбик, подберите такие, где прилагательные употреблены в переносном значении. Объясните причину [5].

стальной
характер
прозрачный воздух
живые цветы
сладкая ягода
светлая вода
золотое кольц
остальной обруч
сладкая
речь
золотое
сердце
прозрачный
намек
светлая
память
живая
вода

б) Данные прилагательные употребите в прямом и переносном значении, подобрав к ним соответствующие существительные [6].

Теплая (погода, слова); большой (кусок, душа), острый (язык, нож), холодный (взгляд, погода), театральный (грим, жест), тонкий (вкус, бумага).

в) Употребите данные прилагательные в прямом значении [6].

Весенняя улыбка, зеркальная поверхность, золотое сердце, железная воля, жемчужные зубы, льняные волосы, ледяной взгляд.

Советую подходить к работе над семантикой слова комплексно. Вот как, например, можно раскрыть лексические значения слова веселый [3].

  1. К каждому толкованию слова подберите один пример из данных предложений.
    Веселый – проникнутый весельем, полный веселья, выражающий его.
    Веселый – вызывающий, доставляющий веселье.
    Веселый –
    приятный для взора, не мрачный.
    Мы дружные и веселые ребята.
    Он играл веселую солдатскую песню.

    В детском саду, во дворе, таком зеленом и веселом, нашли бомбу.

  2. Выпишите синонимы и антонимы к слову веселый.
    • Развеселый удалой молодец.
    • Движенье тайное в угрюмой тишине.
    • Хмурым утром начинался новый день.
    • Невеселую песню ямщика слушал я в степи.
    • Скоро опадут листья, засеребрятся инеем сучья, и ветер завоет свои унылые песни.
    • Зазвучала мелодия торжественная и печальная.
    • Два года держали его (Чернышевского) в мрачной камере Петропавловской крепости.
    • Люблю ее нарядную,
      Родную, ненаглядную,
      То ясную, кипучую,
      То грустную, плакучую.
  3. Запишите слова, родственные слову веселый.
  4. По памяти заполните опорную таблицу:

  5. Сколько значений у слова веселый?
  6. Составьте словосочетания с антонимами.
    Тоскливый –
    полный тоски, наводящий тоску.
    Унылый – испытывающий или наводящий уныние, выражающий уныние.
    Мрачный –
    исполненный печали, наводящий грусть.
    Печальный –
    проникнутый печалью, вызывающий сожаление, печаль.
    Скучный –
    испытывающий скуку, выражающий скуку.

Лексическое значение многозначного слова раскрывается через его синонимы и антонимы. У каждого значения слова свои синонимы и свои антонимы. Полученные детьми знания предлагаю обобщать в таблице «Лексический тренажер» [3].

Толкование лексического значения Синонимы Антонимы Родственные слова
       

В заключении хочется пожелать коллегам, обращать внимание не только на правописание и формальную сторону лексических единиц, но и показывать их «живую» семантическую сторону, поскольку основная задача на данном этапе – развитие речи учащихся. А изучение семантики слова позволяет решить еще одну, не менее важную задачу: развивать у детей интерес к изучению родного языка, чего нельзя добиться, на мой взгляд, изучением одной формальной стороны.

Список использованной литературы:

  1. Вахрушева Т., Попова Е. Сборник упражнений по русскому языку. – М.: АСТ – ПРЕСС, 1998. – 192 с.
  2. Волина В. Праздник букваря. – М.: АСТ – ПРЕСС, 1996. – 384 с.
  3. Исакова А.И. Работа по семантике слова в V классе. // Русский язык в уколе № 1, 1991: 20 – 23.
  4. Лайло В.В. Развитие памяти и повышение грамотности. – М.: Дрофа, 2000. – 128 с.
  5. Ундзенкова А., Сагирова О. Русский с увлечением. – Екатеринбург: АГДЛТД, 1997. – 345 с.
  6. Успенский М.Б. Семантика на уроках русского языка // Русский язык в школе № 2, 1995: 12 – 17.
  7. Хазанова А.С., Цванг Л.В. Русский язык. Ч. 1. – М.: Просвещение, 1995. – 401 с.
  8. Ходякова Л.А. Совершенствование методов обучения русскому языку. – М.: Просвещение, 1981. – 159 с.