Русский язык
-
Программа элективного профильного курса по русскому языку "Грамматическая стилистика русского языка" 2009
Содержание данного профильного курса направлено на развитие и совершенствование навыков и умений всех видов речевой деятельности учащихся на основе самостоятельной работы с текстами. Курс состоит из пяти основных разделов: 1) грамматическая стилистика как наука; 2) функциональные стили и грамматика; 3) грамматика и нормы; 4) части речи; 5) речевые ошибки и стилистические недочеты.
-
Урок русского языка на тему «Правописание гласных "е — и" в окончаниях существительных» для учащихся 10—11-х классов 2009
Форма проведения урока – по плану. Используется с целью повышения уровня мотивации и структурирования деятельности, способствует развитию навыка самостоятельной работы. Учащиеся получают возможность выбирать задания по уровню сложности. Каждый ученик в начале урока получает заранее приготовленный план и весь раздаточный материал, который будет использован на уроке.
-
Знаки препинания при обращении. Обращения в лирике А.С. Пушкина 2009
Интегрированный урок русского языка и литературы направлен на изучение "Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях" А.С. Пушкина и одновременно усвоение темы "Обращение". Урок воспитывает любовь к поэзии; учит детей гордиться родным языком, уважительно и бережно относиться к нему.
-
Урок русского языка в 6-м классе "Имя прилагательное как часть речи" (итоговый урок) с презентацией 2009
Цель данного урока - повторение и обобщение изученного по теме "Имя прилагательное. Отработка умения правильного написания НЕ с прилагательными, гласных в окончаниях, суффиксах прилагательных и сложных прилагательных". Итоговое повторение готовит ребят к выполнению контрольной работы. Для лучшего усвоения материала используется презентация.
-
Подготовка к сочинению по картине В.Е. Маковского "Свидание" 2009
Урок для 7-го класса по УМК М.М. Разумовской во время изучения темы «Наречие» с целью закрепления навыков написания сочинения-описания по картине и выработки умения употреблять наречия в письменной речи.
-
Подготовка к сочинению-описанию трудовых процессов по картине И.П. Индюхова "Хлеб Татарстана" ("На колхозном току") 2009
Данный урок проводится в 8-м классе после повторения темы "Стили и типы речи". Работа над описанием действий развивает у детей наблюдательность, внимание к окружающему, умение видеть особенные, характерные черты того или иного действия или процесса, обогащает речь. Кроме того, знакомство с трудовыми действиями опытных, умелых мастеров способствует воспитанию чувства уважения к труду.
-
Подготовка к ЕГЭ по русскому языку "Упражнения на распознавание стилистических ресурсов текста" 2009
Типы упражнений и тестов, предложенные в статье, направлены на распознавание и нахождение изобразительных средств анализируемого текста. Предлагается "Краткий словарь тропов и фигур речи" в работе над текстом. Выработанные умения и навыки помогают учащимся не только успешно выполнять задания В8 тестов ЕГЭ по русскому языку, но и охарактеризовать эстетическую ценность текста.
-
Сочинение-рассуждение на основе исходного текста в 11-м классе 2009
Данный урок представлен как урок-обобщение по написанию сочинения-рассуждения на основе исходного текста в 11-м классе при подготовке к сдаче ЕГЭ по русскому языку и является одним из уроков спецкурса "Подготовка к ЕГЭ: выполнение заданий варианта С".
-
Урок–игра (презентация) по теме "Лексика"(5—8-е классы) 2009
Урок-презентация предназначен для проведения урока русского языка по теме «Лексика» в 5—8-х классах, а также может быть использован в качестве внеклассного мероприятия, посвящённого русскому языку. Приложение поможет без проблем сориентироваться в построении занятия. Презентация отличается продуманной системой навигации по слайдам, содержит элементы анимации и звукового оформления.
-
Интегрированные уроки русского языка "Путь к формированию гармонично развитой личности" 2009
Серьёзнейшей проблемой сегодняшней школы является падение интереса к русскому языку. Интегрированные уроки обеспечивают приобщение учащихся к общекультурным и национально значимым ценностям. Помогают осмыслить национальное своеобразие родного языка, способствуют формированию личности ребёнка, умеющей мыслить, чувствовать, сопереживать, действовать.
-
Урок "Типы речи в русском языке" 2009
Урок, проводимый в 5-м классе, обучает навыкам различения типов речи; совершенствует устную речь, воспитывает творческий подход к созданию собственных текстов.
-
Подготовка к НФА по русскому языку в 9-м классе. Тестовые задания 2009
При подготовке учащихся 9-х классов к новой форме итоговой аттестации по русскому языку многие учителя испытывают трудности в подборе учебно-тренировочного материала. В статье предлагаются 4 варианта тестовых заданий для проведения в школе пробного (репетиционного) экзамена.
-
Внеклассное мероприятие по русскому языку "В стране Грамматике". 6-й класс 2009
Данное мероприятие направлено на усвоение учащимися грамматических норм русского языка. Участники должны показать свои знания и по морфемике, и по морфологии, и по синтаксису. Также в ходе мероприятия ребятам предлагаются творческие задания и задания, к решению которых необходимо подойти нестандартно.
-
Проект "Дороги, которые мы выбираем" в 11-м классе (риторика, МХК) 2009
Статья представляет описание блока уроков в рамках проекта "Дороги, которые мы выбираем" в 11-м классе. Предметом исследования и творческого осмысления становятся человеческие грехи и пороки. В проект включены вопросы теоретического характера, проблемный анализ, творческие задания. Результаты работы представлены поурочно.
-
Разработка урока русского языка "Хирургическая мастерская" 2009
На уроке класс делится на три группы, в каждой группе ученикам отводится особая медицинская роль. Далее каждая команда выполняет различные устные и письменные задания по данной теме, получает рекомендации от учителя и отметки.
-
Применение ИКТ на уроках развития речи. Сочинение по картине И.И. Шишкина "Зима" 2009
Цели урока: обучение творческому подходу при описании уголка природы, умение отобрать нужную лексику; развитие творческого воображения, творческих способностей учащихся; воспитание наблюдательности, бережного отношения к природе, любви к творчеству великого русского художника И.И. Шишкина.
-
6-й класс. Русский язык. Урок развития речи. Творческая мастерская "Праздничная карусель" 2009
Цель занятия: развитие речи и мышления учащихся.
-
Методическая разработка интегрированного урока литературы и музыки в 5-м классе. Тема: "Классические произведения XIX века. Поэма А.С.Пушкина "Руслан и Людмила". Связь литературы с музыкой" 2009
Литература и музыка – дисциплины, требующие творческого отношения не только от учителя, но и от ученика. На этом уроке повторения и обобщения изученного материала мы особое внимание учеников обратили на творчество великого русского поэта А.С. Пушкина, постарались подвести детей к формулированию темы самостоятельно, нашли связь с современной музыкой, используя запись песни «Богатырская наша сила» во время проведения физкультминутки.
-
Переход от традиционной системы обучения на адаптивную систему обучения. Технология развивающего метода на уроках 2009
При переходе на адаптивную систему обучения каждый компонент учебно-воспитательного процесса имеет свое специфическое назначение, а в целом все они «работают» на общую цель – развитие личности.
-
Урок русского языка в 10-м классе (в рамках подготовки к ЕГЭ) по теме "Правописание приставок. Правописание на стыке приставки и корня" 2009
Урок построен на основе ранее изученного материала с использованием метода проекта. Учащиеся самостоятельно систематизируют материал, подбирают задания творческого и исследовательского характера. Итогом станет тематическое тестирование, позволяющее определить уровень усвоения материала. Учитель выполняет роль консультанта, сопровождающего работу проектной группы.
-
Урок–конкурс в 6-м классе по теме "Имя прилагательное" 2009
На уроке класс разбивается на две команды. Изучение данной темы проходит в виде соревнования между этими командами.
-
Урок русского языка в 11-м классе "Проблема текста и авторская позиция как концентрированное воплощение сути высказывания" 2009
На уроке учащиеся, заранее разбитые на группы, выполняют задания по текстам. Тексты даны каждой из групп.
-
Уроки русского языка в 10-м классе по теме "Разговорная речь" 2009
Конспекты, представленные в этой работе, ставят своей целью: обобщить и углубить сведения об особенностях разговорной речи по цели высказывания, по сфере применения; совершенствовать навыки и умения анализа речевого высказывания; привить любовь к родной речи.
-
Урок русского языка в 9-м классе. Подготовка к ЕГЭ 2009
Обучающие задачи урока: подготовка к ЕГЭ; закрепление знаний о строении сложноподчиненного предложения с придаточными определительным и изъяснительным; обобщение знания о языковых средствах, используемых в сложноподчиненных предложениях.
-
День славянской письменности 2009
Знакомство с создателями славянской азбуки "великими учителями" Кириллом и Мефодием. Как создавалась знаменитая "кириллица". Какие буквы греческого алфавита вошли в славянскую азбуку, а какие добавили братья Кирилл и Мефодий. Может быть использовано на уроках русского языка и во внеклассной работе.
-
Интеллектуально-развлекательная игра-путешествие по стране Русского языка "Город Существительнск" 2009
Предлагаемое внеклассное мероприятие — было проведено в 5-м классе, где обучение осуществляется по программе «Школа 2100», после изучения темы «Имя существительное как часть речи». Данный материал может быть использован на обобщающих уроках по указанной теме в 5—6-х классах, обучающихся по любой образовательной программе.
-
Урок развития речи на тему "Письмо другу. Обучение написанию дружеского письма" 2009
Разработка урока развития речи в 5-м классе по учебнику Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой и др. с целью познакомить учащихся с жанром письма; научить определять особенности этого жанра; тренироваться в написании письма другу; сформировать навык практического умения заполнять адрес на конверте.
-
Урок-исследование, мастер-класс "Эти сложные обороты с союзом «как»" 2009
Тема данного урока всегда считалась одной из самых сложных по усвоению. Учащиеся сталкиваются с проблемой, когда встречают предложения с союзом "как": ставить или не ставить запятую перед ним (вариантов достаточно много). Предлагаю вариант мастер-класса урока-исследования, который поможет учащимся справиться с трудностями постановки запятой перед этим союзом.
-
Урок-зачет по теме "Лексика" (5-й класс) 2009
Уроки-зачеты чаще всего проводятся в форме игры, где класс делится на группы. Цель этих уроков - закрепить в памяти учащихся те знания и умения, которые они приобрели в процессе изучения материала. А также добиться в ходе проверки степени успешности усвоения материала, повышения уровня осмысления изученного материала, глубины его понимания на новом, более высоком уровне.
-
Творческие работы - фактор развития устной и письменной речи 2009
В статье описывается опыт работы учителя: как посредством различных видов и форм творческих работ повысить мотивацию обучающихся к изучению родного языка и литературы, развивать их творческие способности. Приводятся конкретные примеры и оптимальные варианты из многолетнего опыта работы учителя-практика, которые реально выполнимы и решаемы на каждом конкретном уроке.