Цели:
- систематизация знаний о правописании падежных окончаний существительных I, II, III склонения и их разновидностей.
- развитие внимания, памяти, мышления у учащихся.
- развитие навыка самоконтроля.
- создание положительного эмоционального климата в классе.
- воспитание культуры письменной речи.
Форма проведения урока – по плану. Используется с целью повышения уровня мотивации и структурирования деятельности, способствует развитию навыка самостоятельной работы. Учащиеся получают возможность выбирать задания по уровню сложности. Каждый ученик в начале урока получает заранее приготовленный план и весь раздаточный материал, который будет использован на уроке.
План урока.
- Работа с таблицей 1/1
- Работа с таблицей 1/2
- Самостоятельная работа №1
Задание: выписать в таблицу существительные из текста (текст прилагается к работе), определив их склонение и падеж, окончания прописать фломастером своего цвета. Опора – таблицы №1/1, №1/2. - Проверьте себя по ключу.
- Выпишите в таблицу, расположенную на доске, окончания существительных I, II, III склонений их разновидностей (по указанию учителя).
- Минутка здоровья (активизация мозговых центров через воздействие на точки, расположенные на ушной раковине).
- Самостоятельная работа №2 с использованием заданий по уровню сложности.
Условия выполнения:
а) задания I уровня – 3 балла.
б) задания I,II уровня – 4 балла.
в) задания I,II,III уровня – 5 баллов - Проверьте себя по ключу.
- Заполните оценочный лист
- Устно ответьте на следующие вопросы:
1) какая была тема на уроке?
2) какую учебную цель мы преследовали?
3) почему вам необходимо повторить данную тему?
4) справились ли вы со всеми пунктами плана? - На оценочный лист прикрепите знак, соответствующий вашему внутреннему ощущению.
1. Мне понравилось. Я чувствую себя комфортно и уютно. Все было понятно, и я с удовольствием выполнил задания, которые предложил учитель. Оказывается, что я много могу. Жизнь удалась!
2. Я чувствую себя спокойно, я повторил то, что уже слышал раньше. Я обязательно воспользуюсь знаниями, которые получил.
3. Мне не понравилось! Я потратил время зря! Мне это не нужно! Я зол! Далее предлагается весь раздаточный материал.
Таблица 1/1 (приложение 1)
Таблица ½
Склонение |
Род сущ. |
Окончание в И.п. |
Пример |
Разновидность сущ. I,II склонения |
Пример |
I |
ж.р. |
а, я |
вода, земля |
Существительные, оканчивающиеся на -ия |
армия |
II |
м.р |
нулевое |
пол |
Существительные, оканчивающиеся на -ий |
лекторий |
ср.р. |
о, е |
поле |
Существительные, оканчивающиеся на -ие |
воспитание |
|
III |
ж..р. |
с мягким знаком на конце |
нить, |
___________ |
____________ |
Самостоятельная работа №1
Текст.
Возле дороги, шел по дороге, говорил о дороге, чертеж детали, кран подвели к детали, спор о детали, начало лекции, присутствовать на лекции, подготовка к лекции, мечтать о счастье, не сомневаться в гении, заострить внимание на отдельно взятом событии.
Падеж |
Основные случаи |
Разновидности |
|||
|
1 скл. |
2 скл. |
3 скл. |
1 скл. на -ия |
2 скл. на –ий и на -ие |
И. |
|
|
|
|
|
Р. |
|
|
|
|
|
Д. |
|
|
|
|
|
П. |
|
|
|
|
|
Ключ к работе №1
Падеж |
Основные случаи |
Разновидности |
|||
|
1 скл. |
2 скл. |
3 скл. |
1 скл. на -ия |
2 скл. на –ий и на -ие |
И. |
дорога |
счастье |
деталь |
лекция |
гений, событие |
Р. |
дороги |
|
детали |
лекции |
|
Д. |
дороге |
|
к детали |
к лекции |
|
П. |
о дороге |
о счастье |
о детали |
на лекции |
в гении, на событии |
Заполнение таблицу на доске.
Падеж |
Основные случаи |
Разновидности |
|||
|
1 скл. |
2 скл. |
3 скл. |
1 скл. на -ия |
2 скл. на –ий и на -ие |
И. |
|
|
|
|
|
Р. |
|
|
|
|
|
Д. |
|
|
|
|
|
П. |
|
|
|
|
|
Самостоятельная работа №2
Задание I уровня.
Вставить окончания, определить склонение и падеж.
Присутствовать на репетици…пьес…, сообщить о пьес… и её репетици…, подъехать к башн… крепост…. Вплотную подойти к цитадел…. Рассказ о героизм… защитников цитадел…. Найти отражение в легенд… , в предани…, летопис…. Не отгоститься безразлично к полемик…и дискусси…. Свидетельствовать о смелост…, отваг… и мужеств…. Побывать в подземель…, остановиться на распуть…, задержаться в укрыти…, виднеться в поднебесь…, жить в Заполярь…, чувствовать… на растояни…
Задание II уровня.
Поставить данные существительные в форме единственного числа, определить род, склонение, просклонять по падежам.
Георгины, туфли, манжеты, ботинки, овощи, ведерки, тюль, какао, вуаль.
Задание III уровня
Чайнворд- английское слово. Чайн – цепь (рус.), ворд слово (рус.)
Цепь слов должна быть замкнутой. Последняя буква каждого слова является первой буквой следующего слова.
- Существительное 1 скл., общего рода, которое всегда пишется слитно
- с частицей НЕ
- Существительное, представляющие разновидность 1 скл., в Р.п., ед.ч., есть у каждого из вас.
- Существительное, которое не входит ни в одно из скл., в Т.п., ед.ч., есть у каждого из нас.
- Существительное 2 скл., с уменьшительно-ласкательным суффиксом, обозначающее название зверя, который водится в лесах.
- Существительное с суффиксом –щик-, обозначает профессию человека.
- Существительное с суффиксом –ик- в Д.п., ед.ч., обозначает название птицы.
- Существительное 3 скл., Д.п., мн.ч., обозначает породу деревьев.
- Существительное 2 скл. с твердой основой в Р.п., мн.ч., встречается в реке.
- Существительное, в котором при склонении происходит наращивание –ен, в Р.п., мн.ч.
Ключ к самостоятельной работе №2
I уровень (приложение 2)
II уровень
|
I скл. Ж.р. |
I скл. Ж.р. |
II скл. М.р |
II скл. М.р |
II скл. М.р |
II скл. М.р |
II скл. С.р. |
III скл. Ж.р. |
И. |
туфля, |
манжета, |
георгин, |
ботинок, |
овощ, |
тюль, |
ведерко, |
вуаль. |
Р. |
туфли, |
манжеты, |
георгина, |
ботинка, |
овоща, |
тюля, |
ведерка, |
вуали. |
Д. |
туфле, |
манжете, |
георгину, |
ботинку, |
овощу, |
тюлю, |
ведерку, |
вуали. |
П. |
о туфле, |
о манжете, |
о георгине, |
о ботинке, |
об овоще, |
|
о ведерке, |
о вуали. |
III. уровень
- неряха
- армия
- именем
- медвежонок
- каменщик
- курице
- елям
- мостов
- времен.
Хронологические рамки урока.
- 1-2этап – 4 мин.
- 3 этап – 6 мин.
- 4 этап – 3 мин.
- 5этап – 2 мин.
- 6 этап – 1 мин.
- 7 этап – 15 мин.
- 8 этап – 3 мин.
- 9 этап – 2 мин.
- 10 этап – 3 мин.
- 11 этап – 1 мин.
II. Пояснительная записка
Весь раздаточный материал для каждого учащегося подготовлен в той цветовой гамме, которая соответствует типу его темперамента.
«Влияние цвета на определенные ощущения и эмоции».
Ощущение и эмоции |
Цвет |
|||
|
Оранжевый |
Желтый |
Зеленый |
Красный |
1. Активизация |
Холерик |
Меланхолик |
|
Флегматик |
2. Мобилизация сил |
Холерик |
Меланхолик |
|
|
3. Обострение внимания |
Холерик |
|
|
Флегматик |
4. Ощущение тепла |
Холерик |
Меланхолик |
|
Флегматик |
5. Оптимистический настрой |
|
Меланхолик |
|
|
6. Эмоциональное спокойствие |
|
|
Сангвиник |
|
7. Концентрация мысли |
|
|
Сангвиник |
|
8. Возбуждение |
|
|
|
Флегматик |
Цвет фломастера, используемого в самостоятельной работе №1, тоже соответствует темпераменту каждого отдельно взятого ученика.
Работа на данном уроке организована в малых группах, сформированных также с учетом типа темперамента (принцип комплиментарности).
Формирование малых групп с учетом типа темперамента (принцип комплиментарности)
Первый и второй пункты плана выполняется совместно с учителем. Содержание таблиц проговаривается учителем и одновременно просматривается учащимися для более продуктивного восприятия материала лево и правополушарными учащимися (таблица «Асимметрия головного мозга». Типы учеников по М. Гриндеру) . Сопутствующим является развитие памяти, внимания, мышления.
Асимметрия головного мозга
Типы учеников по М.Гриндеру
Левополушарные |
Правополушарные |
|
|
Самостоятельная работа №1 способствует развитию логического мышления, памяти и внимания. Проверка выполненных заданий по ключу развивает навыки самоконтроля, повышает орфографическую зоркость, улучшает качество внимания. Работа с таблицей на доске является демонстрацией результатов самостоятельного исследования учащимися предъявленного материла.
Самостоятельная работа №2 позволяет дифференцировать материал с учетом того, что было сделано в I части урока.
Оценочный лист
- Самостоятельная работа №1
- Самостоятельная работа №2
- 1-й уровень -
- 2-й уровень-
- 3-й уровень-
Выберите значок, соответствующим внутренним ощущениям.
- Мне понравилось. Я чувствую себя комфортно и уютно. Все было понятно, и я с удовольствием выполнил задания, которые предложил учитель. Оказывается, что я много могу. Жизнь удалась!
- Я чувствую себя спокойно, я повторил то, что уже слышал раньше. Я обязательно воспользуюсь знаниями, которые получил.
- Мне не понравилось! Я потратил время зря! Мне это не нужно! Я зол!
Далее предлагается весь раздаточный материал.
Оценочный лист используется с целью развития самоконтроля, что позволяет учащимся реально оценить свой потенциал в данный момент. Рефлексия проводится через выбор одного из трех вариантов, соответствующего внутреннему ощущению учащегося.
Работа на уроке дифференцируется по сложности предлагаемого раздаточного материала и с учетом психологических и физиологических особенностей учащихся. Основная цель использования данной дифференциации – снижение уровня тревожности, что влечет за собой повышение успеваемости, развитие интереса к предмету, создание мотивации на повышение задания более высокого уровня сложности, создание ощущения эмоциональной комфортности, смену установки на школу, учителя и учебный процесс, развитию и коррекции памяти, внимания, мышления.