Русский язык
-
Интегрированный урок русского языка и иностранного языка на тему "Заимствованные слова" 2008
Тема урока дает богатый материал для формирования навыка правильного использования иностранных слов в речи. Этому необходимо учить во имя сохранения русского языка. На уроке использован материал из русской литературы ХIХ века, что также является интеграцией. Найти общее - значит помочь ученикам освоить и русский язык, и английский или французский языки.
-
Информационные технологии как средство личностного развития учащихся 2008
В статье информационные технологии рассматриваются в качестве инструментария диагностики лингвистической компетентности учащихся и средства для создания продукта проектной деятельности во внеклассной работе. Диагностику лингвистической компетентности учащихся по русскому языку рекомендуется осуществлять при помощи электронных образовательных ресурсов, а также "Менеджера тестов" и электронной таблицы Microsoft Excel. Во внеклассной работе в рамках проектной деятельности создаются слайд-фильмы и видеофильмы.
-
Игра-путешествие на уроке русского языка по теме: "Морфологический разбор имени существительного". 6-й класс 2008
Морфологический разбор слова - важная форма работы с языковым материалом. Ученики должны показать умение анализировать все морфологические признаки данной словоформы. Это сложная задача для пяти- и шестиклассников. Для достижения данных целей формой урока была выбрана игра.
-
Употребление имен прилагательных в речи, 6-й класс 2008
Использование произведений искусства на уроках русского языка имеет большое значение для развития речи, наблюдательности, умственных способностей. Искусство выступает как форма познания человеком внешнего мира и самого себя. Оно играет большую роль в развитии наглядно-образного мышления. Одним из наиболее широко используемых на уроках русского языка видов искусства является живопись. Дети учатся сопоставлять изображение на картине с тем, что они наблюдали в действительности, а это, в свою очередь, способствует развитию логического мышления. Разрабатывая свой метод, я исходила из того, что развитие речи - это одна из главных задач уроков русского языка, поэтому работа именно по развитию речи должна быть системной, постоянной.
-
Интегрированный урок права, риторики и русского языка по теме "Судебный процесс" 2008
Одной из важнейших задач современных образовательных технологий является представление учащимся целостного восприятия мира в его разнообразных проявлениях. Этому наиболее способствует межпредметная интеграция. На данном уроке через форму деловой игры осуществляется развитие речевых коммуникаций учащихся, которые могут быть востребованы в юридической практике.
-
Нетрадиционный урок русского языка "Великий, могучий руский язык" 2008
Данный урок-зачет о своеобразии русского звука, слова, предложения, фразеологизма и устной речи проводится на тему: «Великий, могучий русский язык» с участием студентов и членов кружка любителей русского языка «Лингва».
-
Конспект урока русского языка в 5-м классе по теме "Предложение" 2008
В статье рассказывается об уроке русского языка, на котором раскрывается тема предложения.
-
Урок риторики "Гость в дом – радость в дом" 2008
Если мы хотим сделать наших учащихся вежливыми, нужно, чтобы вежливая речь учителя и учащихся постоянно звучала на уроках риторики. Люди небезразличны к тому, кто и как их приветствует, благодарит за услугу или отказывает в помощи. Уроки риторики - это уроки обучения умелому, искусному, успешному общению, при котором люди учатся понимать друг друга, сопереживать, взаимодействовать.
-
Обобщающий урок по теме "Имя числительное", 6-й класс 2008
Урок русского языка в 6-м классе по теме "Имя числительное", проведенный в такой форме, очень понравился ученикам. Такой урок помогает учащимся следить за своей речью, помогает убедиться в необходимости числительных в жизни человека. Задания помогают осуществить межпредметную связь, воспитывать интерес к родному языку.
-
Из опыта проведения нестандартных уроков по русскому языку в 5-м классе 2008
Повторение и обобщение изученного материала - очень важный этап в закреплении знаний учащихся по тому или иному разделу русского языка. Предлагается методика завершения сложных тем нестандартными уроками повторения и систематизации знаний. В качестве примера приводится урок-игра по теме "Словообразование и орфография" (повторение и обобщение знаний), проведённый в 5-м классе.
-
Открытый урок в 6-м классе на тему "Правописание "и-ы" после "ц" 2008
Технология встречных усилий (ТВУ) предполагает субъект - субъектные отношения. Урок, построенный в соответствии с ТВУ, условно разбивается на 5 основных этапов: разминка, контрольно-подготовительный, "вызов", "сотворчество", рефлексия. На каждом этапе реализуются свои педагогические приёмы, позволяющие активизировать и соединить усилия субъектов учебной деятельности в процессе познания. ТВУ формирует субъективную позицию педагога и учащегося в учебном процессе, между ними существует постоянная обратная связь, которая позволяет регулировать поведение участников урока, корректирует ход урока, создаёт предпосылки для развития встречных усилий, взаимопонимания.
-
Урок регионального компонента "Русское речевое общение" по теме "Тайный мир мыслей. Понятие образцового литературного языка" 2008
Тема: Тайный мир мыслей. Понятие "образцового литературного языка". Тип урока: урок проверки, оценки и коррекции знаний, умений и навыков учащихся. Дидактическая цель: определение уровня знаний, сформированности умений и навыков, комплексного их применения. Закрепление и систематизация знаний. Коррекция знаний, умений и навыков.
-
Исследования в миниатюре 2008
Эта работа знакомит с некоторыми подходами к проведению уроков-исследований в пятом классе на примере изучения темы "Лексика". Предлагаются два варианта занятий. Одно направлено на систематизацию и обобщение знаний по теме "Лексика" в пятом классе, другое - на получение новых знаний по теме "Словари русского языка".
-
Игра-соревнование по филологии "Сильное звено", 10-й класс 2008
Игра-соревнование по филологии "Сильное звено" (для 10-го класса) состоит из трёх раундов и суперигры. Участникам предлагаются вопросы из области грамматики, языкознания, литературы и литературоведения.
-
Урок русского языка по теме "Роль прилагательных в языке и речи" 2008
Основная задача учителя состоит в том, чтобы расширить кругозор ученика, развить чувство прекрасного. Уроки развития речи способствуют этому в большей степени. Выясняя роль прилагательных в языке и речи, ученик знакомится с различными видами искусства: живописью, музыкой, литературой. Различные задания помогают ему почувствовать красоту и силу имени прилагательного.
-
Урок речетворчества. Пейзаж настроения (открытия импрессионизма в литературе, живописи, музыке) 2008
Занятие направлено на изучение характерных особенностей данного художественного направления и применение учащимися полученных знаний для создания собственных текстов.
-
Урок русского языка в 9-м классе "Функции инверсии в художественном тексте" 2008
Конспект урока развития речи в 9-м классе.
-
Открытый урок по русскому языку на тему: "Сложноподчиненные предложения с придаточным определительным". 9-й класс 2008
Урок русского языка в 9-м классе по теме «Сложноподчиненное предложение с придаточным определительным». Предлагаемые упражнения предназначены для закрепления и обобщения знаний по данной теме; формируют умения находить придаточные определительные в СПП; производить, где это возможно и необходимо, их синонимическую замену; правильно употреблять в речи; развивать пунктуационную зоркость. На уроке используются фронтальная, индивидуальная, парная и групповая работа.
-
Использование логических опорных схем как средство развития языковой компетенции учащихся 2008
Урок по русскому языку с использованием логических схем в качестве средства развития языковой компетенции учащихся.
-
Использование технологии "Чтение и письмо для развития критического мышления" на уроках русского языка и литературы 2008
Предлагаю некоторые разработки уроков русского языка и литературы, которые предполагают виды деятельности, направленные на развитие критического мышления.
-
Урок русского языка в 6-м класе по теме "Имя прилагательное" 2008
Урок-практикум русского языка закрепляет навыки правописания орфограмм, воспитывает любовь к русской природе, формирует навыки четкой монологической речи.
-
Повышение качества ЗУН учащихся на уроках русского языка и литературы 2008
Для достижения высоких результатов обучения необходимо проводить оценку реального состояния уровня знаний в классе и диагностику преемственности в обучении, работу с родителями, постоянный контроль за ЗУН учащихся (специальные тетради), информационную работу, проведение классного родительского собрания по проблеме "Состояние общеучебных умений и совершенствование репродукции".
-
Формирование у учащихся навыков грамотного письма 2008
Словарная работа: диктанты (орфоэпический, лексический, зрительный, кроссвордный), орфографическое лото, работа с орфографическим словарем, ведение своего словаря, ролевая игра "Составляем словарь". Работа над ошибками: тетрадь-справочник, в рабочих и контрольных тетрадях, тетрадь учета ошибок, карточки с орфограммами, работа с перфокартами, тетрадь учета ошибок (ведется учителем), нетрадиционные формы проведения уроков.
-
Комплексный анализ текста в 7-м классе с углубленным изучением русского языка 2008
Данный урок рассчитан для проведения в 7-м классе с углубленным изучением русского языка. Анализ поэтических текстов в разных группах предполагает и сопоставительную характеристику стихотворений.
-
Внеклассное мероприятие по русскому языку — интеллектуальная игра "В мире словообразования" 2008
Игра развивает интерес учащихся к русскому языку, позволяет в увлекательной форме повторить изученное на уроках, раскрыть творческий потенциал детей, развить коммуникативные навыки. Задания 13 конкурсов построены на основе языкового материала по теме «Словообразование». Предварительная подготовка участников: написание сказки и гимна, подготовка инсценировки, рисование плакатов. Учитель координирует работу групп, оказывает помощь обучающимся.
-
Правописание глаголов. 4-й класс 2008
Урок относится к блоку "Правописание" в системе изучения глаголов в 4 классе по программе "Начальная школа ХХI века".
-
Использование цвета и элементов эйдетики на уроке русского языка 2008
Система уроков по теме "Разряды местоимений" предлагает изучение грамматики путем погружения в теорию и практику предмета через ассоциации, цветовую символику. Реализуется через дидактику, цветную наглядность, психологические аспекты, элементы эйдетики, игровые ситуации. Для обозначения цели, быстрой организации работы использую знаки-символы. Общая для всех уроков игра - путешествие по цветной галактике. Каждый разряд - цветная планета, на ней своя проблемная ситуация. Уроки наполняются разноцветными стихами, рифмованными правилами. Подобные занятия имеют практическую пользу и эстетическую ценность.
-
Урок русского языка в 8-м классе на тему "Вводные предложения" 2008
Данная разработка представляет собой интегрированный урок. Он несет большое воспитательное значение. Если учащиеся знакомы с рассказом В.Солоухина "Закон набата", можно использовать элемент ученического анализа, если нет, то урок послужит пропагандой творчеству современного писателя. А также это прекрасный материал для закрепления пунктуационных знаков препинания при вводных словах и предложениях.
-
Урок русского языка "Морфологический разбор числительного", 6-й класс 2008
Урок-повторение по теме «Имя числительное» построен в форме игры «Кто хочет стать миллионером?». Числительное - очень интересный морфологический материал. Различные по уровню сложности задания и возможность посоревноваться повышают интерес учащихся к изучению данной части речи, да и к урокам русского языка в целом.
-
Конкурс эрудитов 2008
В статье представлена интеллектуальная игра по русскому языку для учащихся 4-го класса. Данная игра позволяет подвести итог работы школьного объединения для одаренных детей "Юный языковед".