Русский язык
-
Интегрированные уроки русского языка "Путь к формированию гармонично развитой личности" 2009
Серьёзнейшей проблемой сегодняшней школы является падение интереса к русскому языку. Интегрированные уроки обеспечивают приобщение учащихся к общекультурным и национально значимым ценностям. Помогают осмыслить национальное своеобразие родного языка, способствуют формированию личности ребёнка, умеющей мыслить, чувствовать, сопереживать, действовать.
-
Урок "Типы речи в русском языке" 2009
Урок, проводимый в 5-м классе, обучает навыкам различения типов речи; совершенствует устную речь, воспитывает творческий подход к созданию собственных текстов.
-
Подготовка к НФА по русскому языку в 9-м классе. Тестовые задания 2009
При подготовке учащихся 9-х классов к новой форме итоговой аттестации по русскому языку многие учителя испытывают трудности в подборе учебно-тренировочного материала. В статье предлагаются 4 варианта тестовых заданий для проведения в школе пробного (репетиционного) экзамена.
-
Внеклассное мероприятие по русскому языку "В стране Грамматике". 6-й класс 2009
Данное мероприятие направлено на усвоение учащимися грамматических норм русского языка. Участники должны показать свои знания и по морфемике, и по морфологии, и по синтаксису. Также в ходе мероприятия ребятам предлагаются творческие задания и задания, к решению которых необходимо подойти нестандартно.
-
Проект "Дороги, которые мы выбираем" в 11-м классе (риторика, МХК) 2009
Статья представляет описание блока уроков в рамках проекта "Дороги, которые мы выбираем" в 11-м классе. Предметом исследования и творческого осмысления становятся человеческие грехи и пороки. В проект включены вопросы теоретического характера, проблемный анализ, творческие задания. Результаты работы представлены поурочно.
-
Разработка урока русского языка "Хирургическая мастерская" 2009
На уроке класс делится на три группы, в каждой группе ученикам отводится особая медицинская роль. Далее каждая команда выполняет различные устные и письменные задания по данной теме, получает рекомендации от учителя и отметки.
-
Применение ИКТ на уроках развития речи. Сочинение по картине И.И. Шишкина "Зима" 2009
Цели урока: обучение творческому подходу при описании уголка природы, умение отобрать нужную лексику; развитие творческого воображения, творческих способностей учащихся; воспитание наблюдательности, бережного отношения к природе, любви к творчеству великого русского художника И.И. Шишкина.
-
6-й класс. Русский язык. Урок развития речи. Творческая мастерская "Праздничная карусель" 2009
Цель занятия: развитие речи и мышления учащихся.
-
Методическая разработка интегрированного урока литературы и музыки в 5-м классе. Тема: "Классические произведения XIX века. Поэма А.С.Пушкина "Руслан и Людмила". Связь литературы с музыкой" 2009
Литература и музыка – дисциплины, требующие творческого отношения не только от учителя, но и от ученика. На этом уроке повторения и обобщения изученного материала мы особое внимание учеников обратили на творчество великого русского поэта А.С. Пушкина, постарались подвести детей к формулированию темы самостоятельно, нашли связь с современной музыкой, используя запись песни «Богатырская наша сила» во время проведения физкультминутки.
-
Переход от традиционной системы обучения на адаптивную систему обучения. Технология развивающего метода на уроках 2009
При переходе на адаптивную систему обучения каждый компонент учебно-воспитательного процесса имеет свое специфическое назначение, а в целом все они «работают» на общую цель – развитие личности.
-
Урок русского языка в 10-м классе (в рамках подготовки к ЕГЭ) по теме "Правописание приставок. Правописание на стыке приставки и корня" 2009
Урок построен на основе ранее изученного материала с использованием метода проекта. Учащиеся самостоятельно систематизируют материал, подбирают задания творческого и исследовательского характера. Итогом станет тематическое тестирование, позволяющее определить уровень усвоения материала. Учитель выполняет роль консультанта, сопровождающего работу проектной группы.
-
Урок–конкурс в 6-м классе по теме "Имя прилагательное" 2009
На уроке класс разбивается на две команды. Изучение данной темы проходит в виде соревнования между этими командами.
-
Урок русского языка в 11-м классе "Проблема текста и авторская позиция как концентрированное воплощение сути высказывания" 2009
На уроке учащиеся, заранее разбитые на группы, выполняют задания по текстам. Тексты даны каждой из групп.
-
Уроки русского языка в 10-м классе по теме "Разговорная речь" 2009
Конспекты, представленные в этой работе, ставят своей целью: обобщить и углубить сведения об особенностях разговорной речи по цели высказывания, по сфере применения; совершенствовать навыки и умения анализа речевого высказывания; привить любовь к родной речи.
-
Урок русского языка в 9-м классе. Подготовка к ЕГЭ 2009
Обучающие задачи урока: подготовка к ЕГЭ; закрепление знаний о строении сложноподчиненного предложения с придаточными определительным и изъяснительным; обобщение знания о языковых средствах, используемых в сложноподчиненных предложениях.
-
День славянской письменности 2009
Знакомство с создателями славянской азбуки "великими учителями" Кириллом и Мефодием. Как создавалась знаменитая "кириллица". Какие буквы греческого алфавита вошли в славянскую азбуку, а какие добавили братья Кирилл и Мефодий. Может быть использовано на уроках русского языка и во внеклассной работе.
-
Интеллектуально-развлекательная игра-путешествие по стране Русского языка "Город Существительнск" 2009
Предлагаемое внеклассное мероприятие — было проведено в 5-м классе, где обучение осуществляется по программе «Школа 2100», после изучения темы «Имя существительное как часть речи». Данный материал может быть использован на обобщающих уроках по указанной теме в 5—6-х классах, обучающихся по любой образовательной программе.
-
Урок развития речи на тему "Письмо другу. Обучение написанию дружеского письма" 2009
Разработка урока развития речи в 5-м классе по учебнику Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой и др. с целью познакомить учащихся с жанром письма; научить определять особенности этого жанра; тренироваться в написании письма другу; сформировать навык практического умения заполнять адрес на конверте.
-
Урок-исследование, мастер-класс "Эти сложные обороты с союзом «как»" 2009
Тема данного урока всегда считалась одной из самых сложных по усвоению. Учащиеся сталкиваются с проблемой, когда встречают предложения с союзом "как": ставить или не ставить запятую перед ним (вариантов достаточно много). Предлагаю вариант мастер-класса урока-исследования, который поможет учащимся справиться с трудностями постановки запятой перед этим союзом.
-
Урок-зачет по теме "Лексика" (5-й класс) 2009
Уроки-зачеты чаще всего проводятся в форме игры, где класс делится на группы. Цель этих уроков - закрепить в памяти учащихся те знания и умения, которые они приобрели в процессе изучения материала. А также добиться в ходе проверки степени успешности усвоения материала, повышения уровня осмысления изученного материала, глубины его понимания на новом, более высоком уровне.
-
Творческие работы - фактор развития устной и письменной речи 2009
В статье описывается опыт работы учителя: как посредством различных видов и форм творческих работ повысить мотивацию обучающихся к изучению родного языка и литературы, развивать их творческие способности. Приводятся конкретные примеры и оптимальные варианты из многолетнего опыта работы учителя-практика, которые реально выполнимы и решаемы на каждом конкретном уроке.
-
Обобщающий урок по теме "Лексика" в 5-м классе: "Путешествие по океану Лексики" 2009
Данный урок с использованием ИКТ является обобщающим по теме "Лексика" и построен в виде путешествия.
-
Элективный курс по русскому языку для 9-го класса по теме "Деловые бумаги для деловых людей" 2009
Элективный курс для учащихся 9-го класса школы. Курс предназначен для предпрофильной подготовки учащихся. Основное требование к предварительному уровню подготовки учащихся – освоение курса по русскому языку и литературе в рамках 7–8-х классов общеобразовательной школы.
-
Урок "Роль несогласованных определений в речи" ( по программе В.В. Бабайцевой) 2009
Несогласованные определения - "очень продуктивная разновидность определений, широко распространенных в речи; они нередко богаче по семантике, чем согласованные, поэтому необходимо привлекать к ним внимание учащихся" (В.В. Бабайцева). Урок-исследование "Роль несогласованных определений в речи" выявляет, в каких стилях и жанрах можно использовать эту разновидность определений.
-
Урок повторение изученного по теме "Морфемика. Орфография. Культура речи", 5-й класс 2009
Знания ученика будут прочными, если они приобретены не одной памятью, не заучены механически, а являются продуктом собственных размышлений и проб и закреплялись в результате его собственной творческой деятельности над учебным материалом. Практически на всех своих уроках я применяю принцип самостоятельной работы и самоорганизации учащихся.
-
Методическая разработка конкурса знатоков русского языка "Умники и умницы" 2009
С некоторых пор интерес учащихся к урокам русского языка стал снижаться. Поэтому возникла необходимость в поиске новых путей для активизации их деятельности. Таким решением стали нестандартные уроки. Применение данной формы работы дает установку на творческую деятельность, на создание условий для формирования качеств, выражающихся в умении управлять своим эмоциональным состоянием.
-
Урок по теме "Правописание наречий. Буквы О, А на конце наречий" 2009
Учащиеся знакомятся с правописанием букв О, А на конце наречий. На уроке использованы разнообразные формы работы (индивидуальные, групповые) и методы обучения (репродуктивный, практический, частично-поисковый). Урок проводится при помощи мобильного компьютерного класса, с использованием презентации PowerPoint.
-
Урок русского языка в 7-м классе "Деепричастие – это…". Обобщение и систематизация изученного 2009
На уроке русского языка в 7 классе обобщается и систематизируется материал, изученный по данной теме, и одновременно идёт подготовка к контрольному диктанту. Безусловно, нужно использовать тесты в течение всех лет школьного обучения. Но тесты – не самоцель. Задача учителя – дать глубокие, прочные теоретические знания, сформировать необходимые учебные действия, научить учеников учиться, а не заниматься лишь натаскиванием на тестирование.
-
Игровые формы уроков русского языка 2009
Игровые формы уроков русского языка - одно из важных средств обучения, так как они формируют у обучающихся устойчивый интерес к учению, снимают напряжение, скованность, помогают формировать навыки учебной работы, учебной деятельности. А.Макаренко писал: "Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание происходит прежде всего в игре".
-
Интегрированный урок (русский язык +технологии) по теме "Имя существительное" 2009
Цели данного урока: обобщить и закрепить знания обучающихся об имени существительном; знакомство с объемной аппликацией; развитие устной речи, навыков коллективной деятельности; привить интерес к предмету; воспитывать интерес и любовь к родному краю; способствовать обмену опытом с молодыми учителями-коллегами.