Урок "Типы речи в русском языке"

Разделы: Русский язык


Цели урока:

  • обучение навыкам различения типов речи;
  • совершенствование умений и навыков устной речи, развитие логического и образного мышления;
  • воспитание эстетического вкуса при анализе художественного текста;
  • воспитание творческого подхода в создании собственных текстов.

Ход урока

Оснащение урока: таблицы 1, 2, 3, 4, распечатанные тексты.

I. Организационный момент.

Учитель психологически настраивает класс, просит сформулировать цели урока

а) Лингвистическая разминка.

1 ряд 2 ряд 3 ряд
Дети на каждую букву придумывают словарное слово:
аллея
ноктюрн
телефон
интерес и т. д.
т ....
е ....
з ....
а ....
«Свяжи слова»
Дети должны логически связать в предложении два слова, совершенно разных по смыслу:
Космонавт – огород
Лужа – компьютер
Космонавт с орбиты увидел свой необыкновенный огород, сплошь покрытый яркими подсолнухами.
Подобрать эпитеты к словам:
Лес (волшебный)
Небо (свинцовое)
Река ....
Болото ....
Воздух ....

б) [дети работают 3 минуты, затем проверяем с классом].

II. Повторение

1) Итак, ребята, вы ранее уже знакомились с типами речи, сегодня мы повторим и углубим полученные сведения.

Таблица 1

(1 минута на обдумывание и запоминание, взаимоопрос в парах)

Тип речи Отвечает на вопрос
Описание Каков? Какой предмет?
Повествование Что? Где? Когда? С кем произошло?
Рассуждение Почему автор утверждает что-то?

Таблица 2

Подчеркните ключевые слова

2) Практическая работа

Текст записан на доске. Орфографическое чтение.

Осень. Светит грустное солнце. На стройных березках еще дрожат желтые листочки. Лучи осеннего солнца освещают их. Земля покрыта разноцветным ковром. Тонкие паутинки блестят на солнце.

– какой это тип речи? Почему?

[Описание. Обратите внимание на детали - это не подробности (микротемы), с помощью которых организуется описание предмета. Ключевые слова - детали - помогут нам передать единство темы при изложении и организовать композицию пересказа.]

  • выделите в тексте ключевые слова – детали;
  • найдите языковые изобразительные средства;
  • написать текст по памяти.

III. Кто может ответить на вопрос: чем отличается повествование от описания?

[К тексту-описанию можно нарисовать только одну картинку, к тексту повествованию ­несколько, т. к. он содержит рассказ о последовательно совершающихся событиях].

Таблица 3

Анализ таблицы

 

Повествовательный тип речи используется во многих жанрах литературы: в описании путешествий, исторических событиях, в мемуарах, письмах и т. д. Но главный жанр литературы, для которого характерен повествовательный тип речи, – это рассказ.

Главная мысль рассказа выражается через поступки героя, их оценку автором.

Практическая работа в форме игры «Сочиняем детектив»

Рассказ по цепочке. Учитель начинает повествование с вступления.

– На деревню опустилась мертвая ночь. Легкий ветерок приводил в движение макушки деревьев. Круглая огромная луна как будто подмигивала и скептически ухмылялась. Вдруг что-то загромыхало ... [продолжают дети].

  • Большой оранжевый шар повис над лесом.
  • Послышался крик птиц и треск сухих сучьев
  • Несколько маленьких существ в коричневых костюмах стали спускаться на землю.
  • В их руках были светящиеся коробочки…

 

Вывод: Что же, на ваш взгляд, является главным в повествовании? [развитие действия, использование глаголов, обозначающих движение и т. д.]

IV. Тип речи – рассуждение.

Таблица 4.

Анализ таблицы

 

Закрепление в форме игры «Аргументы и факты»

1) Учитель формулирует тезис, учащиеся приводят аргументы и факты.

«Я здоровый человек» (назовите ключевое слово)
а) делаю ежедневно зарядку;
б) посещаю спортивную секцию;
в) правильно питаюсь;
г) у меня нет дурных привычек;
д) не болею простудными заболеваниями.

«В мире животных» – моя любимая передача
а) узнаю много нового о жизни животных;
б) ведущий интересно рассказывает;
в) в программе всегда удивительные документальные сюжеты.

[на последующих уроках развития речи анализируются связные тексты]

2) Двое ребят работают у доски, приводят аргументы и факты к тезисам:

«Литература (или другой) – мой любимый предмет».
«Книга – мой лучший друг».

3) В это время класс придумывает вступление на тему «Зима – прекрасное время года».

[оно должно быть ярким, эмоциональным, отмечаться оригинальностью восприятия темы]

Для этого они пользуются ранее записанным «Словариком настроений».

Праздничное
Торжественное
Радостное
Веселое
Шутливое
Смешное
Светлое
Прекрасное
Сказочное
Бодрое
Приподнятое
Мечтательное
Задумчивое
Таинственное
Противоречивое
Непонятное
Сонное
Ленивое
Равнодушное
Беспокойное
Тревожное
Печальное
Грустное
Хмурое
Капризное и т. д.

4) [Взаимопроверка, дети по желанию читают свои работы или рекомендуют работу напарника. Далее проверяем работавших у доски, делаем замечания, исправляем, уточняем]

5) Обобщение.

– какой тип речи, на ваш взгляд, является более сложным для использования в речи? Почему?

Ответы детей:

  • Я думаю, что рассуждение – наиболее сложный тип речи. Ученик должен обладать широким кругозором, умением логически мыслить, конкретно выражать свои мысли;
  • В связном тексте сложнее найти тезис
  • Мне трудно найти несколько аргументов

V. Итоги урока. Задания на выбор.

  • Ученики составляют по 2, 3, 4 вопроса по теме урока [в зависимости от уровня обучения]
  • На доске спроецированы тексты, тип речи которых дети определяют самостоятельно.
  • В тематическую тетрадь каждый выставляет оценку за урок. На следующем уроке защищают ее.

Д/з: Написать мини-сочинение, самостоятельно выбрав тип речи на тему

  • «Мой любимый наряд».
  • «Зимнее утро»
  • «Если бы я был директором ... »
  • Можно сформулировать тему по своему желанию.