«Одна из серьёзнейших проблем сегодняшней школы – падение интереса к русскому языку и, как следствие, снижение грамотности, косноязычие, неумение правильно, логично высказать свою мысль.
Язык призван осуществлять общение между людьми, чтобы один понимал другого, чтобы каждый смог быть понятым, т.е. через язык выразить часть своего «я»: мысль, настроение состояние, отношение к чему-либо».
Этому, я уверена, способствуют интегрированные уроки русского языка.
Проведение интегрированных уроков предполагает, что учитель на достаточно хорошем уровне владеет умением устанавливать и осуществлять межпредметные связи. Для этого необходимо установить оптимальное взаимоотношение учебного материала, изучаемого в рамках отдельных предметов; для их интегрирования с учётом сохранения дифференциации знаний выделить ведущую идею, которая может быть положена в основу интегрирования предметов и наук.
Проблема межпредметных связей не новая в педагогике. Особый интерес в плане рассматриваемой проблемы представляют комплексные программы 20-х годов.
На сегодняшний день исследователи трактуют её по-разному.
По мнению Н.С. Светловской, важным условием интеграции является построение материала на основе естественного подчинения единой цели и функции в ряде предметов и методике.
По мнению Ю.М. Колягина, интеграция должна дать ученику знания, отражающие связанность отдельных частей мира как системы. Научить ребёнка с первых шагов обучения представлять мир как единое целое, в котором все элементы взаимосвязаны. Интеграция как средство обучения направлена на развитие эрудиции обучающегося, на обновление существующей узкой специализации в обучении. В то же время она не должна заменить обучение классическим учебным предметам, а должна лишь соединить получаемые знания в единую систему.
Как видно из данных выше определений, авторы сходятся в том, что интеграция – это путь к достижению целостного взгляда на окружающий мир, основой интеграции являются межпредметные связи, интеграция тесно связана с дифференциацией и немыслима без неё.
На современном этапе различают три формы интеграции: полную, частичную и блоковую. Полная – слияние учебного материала в едином курсе. Частичная – слияние большей части учебного материала с выделением специфических глав. Блоковая – построение автономных блоков с самостоятельными программами или разделами общей программы. Использование той или иной формы интеграции зависит от подготовки учителя, от его способности манипулировать определёнными единицами учебного материала.
Как всё то, о чём было сказано выше, реализуется на практике?
Остановлюсь на патриотическом воспитании. Все прекрасно знают, как это важно и для ребёнка, и для родителей, и для общества.
Трудно сформировать у детей патриотические чувства, не привив им любви к Родине, к родной природе.
«Любование природой есть следствие любви к ней, любовь к родной природе – один из важнейших признаков патриотизма», - писал К.Г. Паустовский. Думаю, что без этого чувства нет человека, нет гражданина.
Поэтому чаще нам, учителям-словесникам, нужно обращаться на уроках русского языка к произведениям о природе, проводить экскурсии. Только так мы сделаем прочным их чувство любви к родному краю, к Родине. Это способствует также выражению добрых чувств, правильному восприятию окружающего мира.
Известно, что учащихся 5-7 классов привлекает новое, необычное. Именно необычность, неожиданность становится раздражителем, имеющим большое значение для возникновения познавательных интересов. На уроках русского языка в этих классах обращаюсь к «Лесной газете» Виталия Бианки. Благодатный материал, позволяющий увидеть серьёзные проблемы и курьёзные случаи из жизни животных.
На уроке русского языка в 7-ом классе по обобщению и систематизации знаний по причастию с использованием текста показываю, что не только люди работают. В природе тоже идёт работа. Там есть свои герои и новости. Подчёркиваю, что Бианки и природа – единое целое, что хотелось бы, чтобы наш урок стал отправным моментом для создания такого же целого. Жизнь природы нужно знать, чтобы вместо пользы не наделать непоправимого вреда. Надо горячо любить и хорошо знать родную землю.
Кроме этого, указываем, что использовался данный материал, чтобы заметить жизнь природы, её дыхание. Помогло причастие, которое соединяет в себе энергию глагола и описательную выразительность прилагательного.
Дифференцированная работа, где использовался художественный текст, не просто увлекла учащихся, а дала хорошие результаты при тестировании.
Тексты В.Бианки, Н. Сладкова, К. Паустовского, М. Пришвина не только дают возможность систематизировать знания по нелёгкой теме, но и воспитывают чувства ребят. Внимание к слову, стилю писателя вызывает эмоциональный отклик, учит пристально всматриваться в окружающий мир, ценить всё то, что воплощается в священном понятии Родина. (Приложение 1)
В течение нескольких лет я проводила уроки, включающие в качестве одного из элементов рисование. Для этого использовала уроки развития речи, когда детям нужно было писать изложение.
Методика уроков ничем не отличалась от обычных уроков развития речи. Вот частично представляю один из уроков.
Текст, по которому работали, назывался «Морковка» по Л. Подлесовой. Представлял он собой повествование. События в нём происходят в течение дня. В начале есть указание на время года (это было весной). По тому, что зайка только что проснулся и лужицы замёрзли, догадываемся, что речь идёт об утре. Солнце грело морковку целый день, но она не покраснела, а исчезла. Так заканчивается сказка. Работаем по содержанию текста, определяем основную мысль. Затем прошу ребят составить план.
Каков же план, представленный ребятами?
- Появление весенних лужиц.
- Решение зайчонка.
- Белая морковка. (Морковка-то белая!)
- Обращение к солнцу.
- Морковка пропала.
С задачей ребята справились и, считаю, неплохо. Нужно было видеть их глаза, их вздёрнутые носики то морщившиеся от неудачи, то расправляющиеся от удовольствия, что всё получается. Изображая зайчонка, учащиеся смогли даже передать его состояние. Правда, каждый по-своему.
Рисование на уроке развития речи. Что это такое? Средство эстетического воспитания, творческое воображение? Не только это, а и приём снятия напряжения, эмоционального воздействия, побуждающий к самовыражению, к свободному общению с учителем, одноклассниками. Познание явления в его многообразии.
Организовывая поисково-исследовательскую работу учащихся по теме «Определительные местоимения» в 6-ом классе, активизирую знания по произведениям А.С. Пушкина, его окружению. Это урок формирования знаний, на котором ребята вспомнили историю отношений А.С. Пушкина и его семьи, отношений его няни, роли сказок Арины Родионовны, коснулись географического положения Михайловского, посещения Михайловского Н. Языковым. Всё, что касается материалов урока литературы, нисколько детям не помешало, а помогло добиться цели урока, дети ещё раз убедились в том, что русский язык не нудная школьная дисциплина, а предмет, на котором легко решаются поставленные задачи. Домашнее задание продолжает урок, потому что нужно выразить своё отношение к сказкам Пушкина или к самому автору, используя определительные местоимения. (Приложение 2) Теперь решайте: нужна ли интеграция предметов в школьном курсе.
Наконец, важнейшей целью интегрированного обучения является формирование представления о родном языке как форме выражения национальной культуры народа, национальном достоянии русского народа. Нельзя забывать слова К.Д. Ушинского: «Дитя входит в духовную жизнь окружающих его людей единственно через посредство отечественного языка…». «Русский язык – учебный предмет, познавательная ценность которого чрезвычайно высока: на наших уроках формируется мышление, прививается чувство любви к родному языку, через язык осмысливаются общечеловеческие ценности, воспитывается личность, с помощью языка происходит интеллектуальное развитие ребёнка, усвоение всех других учебных дисциплин». Для достижения этих целей в практике преподавания давно используются различные способы и приёмы обучения.
Интегрированные уроки обеспечивают приобщение учащихся к общекультурным и национально значимым ценностям, помогают осмыслить национальное своеобразие родного языка.
Чтобы осуществить вышесказанное на уроках русского языка, привлекаю фольклор. Лучшего не надо. Что именно? Пословицы, поговорки – малые жанры устного народного творчества. То, что пословица действительно ценность, подметили словами А.С. Пушкина: «Что за роскошь, что за смысл…, что за золото». Использование данного материала обеспечило успех в усвоении темы урока. (Приложение 3)
Таким образом я старалась показать, что проблема интеграции является актуальной для современной школы.
Многогранное раскрытие явлений, основанное на взаимосвязи естественнонаучных, гуманитарных и художественно-эстетических знаний, способствует формированию личности ребёнка, умеющей мыслить, чувствовать, сопереживать, действовать.