Цель урока:
- повторение и обобщение изученного по теме “Имя прилагательное”:
- отработка умения правильного написания не с прилагательными, гласных в окончаниях, суффиксах прилагательных; сложных прилагательных;
- углубление представления о роли имён прилагательных в речи, способах их образования;
- определение синтаксической функции прилагательных разных форм в предложении и правильное их употребление.
Оборудование: таблицы по теме “Имя прилагательное”, презентация к уроку.
Ход урока
- Организационный момент. Сообщение темы урока и постановка цели.
- Работа по теме урока.
- Синтаксический разбор предложения.
Мягкий янтарный блеск разливался во всей окрестности.
- Задание классу (работа в парах):
- дать определение имени прилагательного, рассказать о его морфологических признаках.
- какова синтаксическая роль имён прилагательных?
- найти в предложении имена прилагательные и выполнить по вариантам морфологический разбор имён прилагательных:
1 вариант – мягкий
2 вариант – янтарный
- произвести взаимопроверку разборов.
- Словарный диктант “Кто грамотнее?” (2 ученика у доски, а остальные в тетради выполняют задание)
Цель: проверить знание словарных слов по теме
Январское утро, зелёный луг, обыкновенный цветок, искусный мастер, весёлое торжество, новое ремесло, необыкновенный талант, маневренный катер, кухонный набор, синий колокольчик, общественно-политический отдел, иссиня-чёрный крем, изжелта - красное солнце, величиной с напёрсток.
- На какие разряды по значению делятся имена прилагательные? Определить разряд имён прилагательных. Распределительный диктант.
Каменный дом, вчерашняя газета, великолепный день, мамино кружево, грустный взгляд, лисий хвост, тихий шорох, соловьиная песня, голубой небосклон, городской автобус, талантливый человек.
- провести самопроверку.
- Как пишутся краткие имена прилагательные с основой на шипящий?
Игра “Кто быстрее?”
Задание: образовать, где это возможно, краткие имена прилагательные.
Медвежий - …, пригожий - …, казачий - …, кипучий - …, могучий - …, жгучий - …, ребячий - …, птичий - …, горячий - …
Вывод: Какие прилагательные могут иметь краткую форму?
- Склоняются ли краткие имена прилагательные ?
- Изменяются ли краткие прилагательные по числам, по родам?
- Чем обычно является краткое прилагательное в предложении?
- Определите, какие окончания пишутся у прилагательных в безударном положении. Рассказать о падежных окончаниях имён прилагательных.
|
|
- Эстафета на правописание НН и Н в суффиксах имён прилагательных.
(Ученик, придумав слово, выходит к доске, записывает его и объясняет правописание).
Таблица “НН и Н в суффиксах имён прилагательных” для справок.
- Как различать на письме суффиксы К и СК в именах прилагательных?
Задание: от существительных образовать прилагательные с суффиксами К и СК.
- Брат - …,
- немец -…,
- матрос - …,
- апрель -…,
- герой - …,
- Ростов - …,
- француз - …
- университет - …
- Как отличить слова – прилагательные с приставкой НЕ- от прилагательных с частицей НЕ?
Запись словосочетаний с объяснением правописания.
(Не)близкий путь; (не)приятное происшествие; совсем (не)интересная игра; река (не)широкая, а узкая; (не)сочные ягоды; (не)уклюжий медведь; (не)большой, а маленький зверь.
- Назовите способы образования имён прилагательных. Какие прилагательные называются сложными? Когда сложные прилагательные пишутся слитно, а когда через дефис? Примеры.
- Назвать как можно больше слов, образованных путем перехода имен прилагательных в разряд имен существительных. Например: жаркое, мороженое, булочная, кондитерская, запятая, гласные, рабочие, ученый и т.д.
- Употребление имён прилагательных в речи. Работа с текстом. Прочитайте текст Вставьте подходящие по смыслу имена прилагательные.
1 вариант
…утро.
…утром на …небе медленно плывут… облака. С высоты льется… песня жаворонка. В
воздухе пахнет …зимой. Над озером поднимается … туман. Легко дышится на
…воздухе. Из-за леса доносятся …звуки …гудка.
Он зовет вдаль, к …морю.
2 вариант.
Весеннее утро.
/Весенним/ утром на /ясном, лазурном/ небе медленно плывут /белые, пушистые/
облака. С высоты льется /звонкая/ песня жаворонка. В воздухе пахнет
/теплой/ зимой. Над/неподвижным/ озером поднимается/легкий, прозрачный/ туман.
Легко дышится на /весеннем/ воздухе. Из-за леса доносятся /глухие/ звуки
/пароходного/ гудка. Он зовет вдаль, к /жаркому, синему/ морю.
ВЫВОД:
- Чем отличается первое чтение от второго?
- Какова роль прилагательных в речи?
- Итог урока (Как подготовились ребята, как усвоена тема, кто отличился)
Выставление оценок.
- Домашнее задание: вопросы учебника, сочинение-миниатюра “Весенняя капель”.