Целью образования является развитие личности.
Однако на практике лишь часть детей выходит на
высокий уровень личностного развития (менее 50%).
Это условно те дети, которые учатся на «четыре» и
«пять». Чтобы преодолеть расхождение между целью
и результатом, я внесла изменения во все
компоненты образовательного процесса,
т. е.соотнесла цель, содержание, формы, методы и
результаты. Решение этой проблемы стало
возможным при переходе на адаптивную систему
обучения.
Адаптивной называется образовательная система,
способная каждому ученику помочь достичь
оптимального уровня интеллектуального развития
в соответствии с его природными задатками и
способностями.
Организационную сущность АСО можно представить
в виде модели:
МОДЕЛЬ АСО
Учитель обучает всех учащихся | |
Учитель работает индивидуально | Учащиеся работают самостоятельно |
Время урока максимально использую для
самостоятельной работы, при этом для каждого
говорящего обеспечиваю слушающего партнера
(работа в статических, динамических и
вариационных парах, работа в малых группах).
Для обособленной самостоятельной работы создаю
многоуровневые программы, которые выполняются в
классе и частично дома независимо от остальных
видов деятельности ученика.
Модель урока выглядит так:
Учитель | Учащиеся | |
10 мин | ||
ИР | ||
СР | 20 мин | |
ДСР | 10 мин |
Обучение
Одновременная
работа всех уч-ся
Парная
устная самостоятельная работа.
СР
Самостоятельная работа
ДСР Домашняя
самостоятельная работа
ИР
Индивидуальная работа.
Каждый ученик знает, что он обязан в течение
четверти сделать самостоятельно. Кроме этого, он
знает, как это следует выполнить и как проверить
сделанное. Все задания разработаны на три уровня.
Это так называемые задания с адаптацией.
Какова же общая направленность к АСО в моей
работе?
- Уплотнение, укрупнение блоков теоретических знаний интенсифицирует их ввод, что позволяет значительно увеличить время на самостоятельную работу учащихся.
- Управление самостоятельной работой учащихся на уроке и дома при помощи опережающей выдачи крупных блоков заданий в сочетании с листами открытого учета знаний.
- Использование взаимоконтроля по листам взаимоконтроля.
- Обучение самоконтролю веду не только во время взаимоконтроля, но и при использовании образцов письменной работы на доске для непосредственного самоконтроля.
- Индивидуальная работа с отдельными учащимися на фоне самостоятельно работающего класса (тихий опрос у стола, контроль ответов).
В рамках движения к АСО большое значение имеет
усиление взаимоконтроля и самоконтроля.
Введение оценок за качество взаимоконтроля,
выставляемых рядом с подписью проверявшего в
тетради товарища, повысило качество
взаимопроверки и одновременно способствовало
формированию самоконтроля. На каждом этапе урока
учащийся еще и сам отслеживает свои результаты и
оценивает их.
Например, при изучении нового материала каждый
ученик оценивает свое внимание, запоминание,
полноту воспроизведения материала, понимание.
После обсуждения учащиеся оценивают свою работу
по критериям, разработанными учителем. Рефлексия
повышает ответственность учащихся за результаты
своего труда, снимает страх перед плохой
отметкой. Процессы рефлексии и самооценивания
включаются с помощью рабочих карт урока и точных
критериев оценки и самооценки выполненной
работы. В конце урока обязательно провожу
итоговую рефлексию.
Рабочая карта урока выглядит так:
Урок
Класс
Дата
Тема
Цель
Ф.И.О. | Проверка дом. задания 7мин (с/о или в/о) |
Изучение нового
материала 10 мин |
Закрепление 10мин (с/о или о/г) |
Самостоят. работа 10мин (с/о или в/о) |
Итоговая отметка на (с/о) |
1 2 3 |
С/о
самооценка
В/о
взаимооценка
О/г
оценка группы
Для того чтобы включить учащихся в процесс анализа оценки собственной деятельности на каждом этапе урока, разрабатываю критерии оценки процесса познавательной деятельности и ее результатов. А рефлексия приучает учащихся к ответственности, самостоятельности, принятию решений и анализу их качества, является мотивирующим фактором саморегуляции отношений и поведения. При переходе на адаптивную систему обучения каждый компонент учебно-воспитательного процесса имеет свое специфическое назначение, а в целом все они «работают» на общую цель – развитие личности.
Тема: Знаки препинания в предложениях с однородными членами.
Дидактическая цель: закрепление умений и навыков в выделении однородных членов в письменной речи на основе полученных знаний о знаках препинания в предложениях с однородными членами.
На доске записано: дата, тема, план урока, словарный диктант (составлен к уроку ученицей класса), схемы для проверки графического диктанта; тема сочинения-миниатюры, опорные слова.
На учебных столах: словарные диктанты (домашнее задание), рабочая карта урока, опорные схемы, карточки с «мудрыми мыслями».
ХОД УРОКА
I. Организационный момент (1 мин.)
II. Сообщение темы урока
– Сегодня мы повторим постановку знаков
препинания в предложениях с однородными членами.
– Наша цель – отработать навык постановки
знаков препинания с однородными членами.
Работать будем по плану, записанному на доске.
III. Проверка домашнего задания
– Проверим домашнее задание, написав словарный диктант, который составила Кристина.
Изжелт...– бледное лицо, раскалить докрасн..., обойти слев..., пойти направ..., начать сначал..., отмыть набел..., свернуть влев... .
– Какая орфограмма объединяет словосочетания? Сформулируйте правило (10–15 с), работая в группах.
После завершения работы в группе ученица формулирует правило: все словосочетания объединены орфограммой «Правописание суффиксов -о- и -а- на конце наречий с приставками».
– Проводим самопроверку по записи на доске.
Поставьте «пять», если все верно, «четыре», если 1
ошибка, «три», если 2 ошибки.
– У кого были ошибки? (Дети рефлексируют свои
ошибки и рассказывают правило).
IV. Самостоятельная работа в группах (7–8 мин.). Чтение «мудрой мысли».
– Прочитайте высказывание. Спишите, расставьте знаки препинания.
«Для того что существует в природе воды воздуха неба облаков солнца дождей лесов болот рек и озер лугов и полей цветов и трав в русском языке есть великое множество хороших слов и названий» (К. Паустовский).
– Работая в группах, вам необходимо за 3 мин.
Обсудить постановку знаков препинания,
подготовить к ответу три вопроса и три возможных
ответа.
– Какая «мудрая мысль» заключена в высказывании
К.Паустовского?
(К. Паустовский – великий мастер русского
слова. Он очень бережно относится к русскому
языку. Я думаю, что писатель хотел показать
именно богатство языка)
Дети задают вопросы.
– Какое правило необходимо вспомнить, чтобы не ошибиться при расстановке знаков препинания?
Самопроверка.
– Оцените свои знания по записи на доске.
Критерии самооценки: «5» – все верно, «4» – 1 ошибка, «3» – 2 ошибки. Отметки выставляются самими учащимися в рабочую карту урока.
V. Графический диктант «По следам выполненных заданий» (8 мин.)
Учитель диктует предложения.
1. Цветы могут рассказать о многом: о времени
дня, о погоде, о состоянии окружающей среды.
2. Везде: на стенах, над дверью, у окна – висели
связки сухой травы.
3. Метели, снега и туманы покорны морозу всегда.
4. Слышится то шепот, то осторожный шелест.
5. В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и
одежда, и душа, и мысли.
6. творческая работа.
VI. Сочинение-миниатюра (6–8 мин.)
«Все в лесу может обернуться сказкой»
(К. Паустовский)
– Работая над сочинением, используйте
предложения с однородными членами. Можно
работать с опорными словами и словосочетаниями:
родные просторы,
ширь лесов и полей,
русское раздолье,
лесной наряд,
сказочное убранство,
прозрачные тени,
редкий сухостой,
заснеженные овраги,
земля, похожая на застенчивую невесту,
глубокие, чистые сугробы,
кружевные белые арки.
До конца урока учащиеся не успевают выполнить всю работу. Поэтому за 4 мин. до звонка спрашиваю ребят, как они начали свои сочинения. После этого предлагаю закончить работу дома.
VII. Итог урока. Рефлексия
– Оцените свою работу на уроке.
Итоговая отметка – это результат работы на уроке
и уровень усвоения изученного материала.
За урок поставлено «пять» –10, «четыре» – 12, «три»
– 6.
– Что вы считаете для себя главным на уроке?
– Что было трудным? Что больше всего запомнилось?