Цель урока:
- обобщение и систематизация знаний о прилагательном;
- развитие логического мышления; обогащение словарного запаса.
Оборудование: карточки, таблицы по теме.
Тип урока: урок закрепление изученного.
На доске запись:
Определяю я предметы,
Они со мной весьма приметны,
Я украшаю вашу речь,
Меня вам надо знать, беречь!
Правила проведения: Класс делится на 2 команды. “Знатоки”, “Грамотей”.
Урока - конкурса: В каждой команде выбирается капитаны. Задания выполняются коллективно. Есть конкурсы для капитанов. За каждое задание команды получают по 5 баллов.
Ход урока
I. Конкурс капитанов. Задание на карточках.
Карточка №1 для капитана “Знатоков”.
- Имя прилагательное – это часть речи, которая….
- Как изменяется имена прилагательные?
- В какой форме бывают прилагательные?
- Допишите окончания имен прилагательных. Определите род, число, падеж: Легк ___ шагом, в зимн ___ саду, с тяжел ___.
Карточка №2 для капитана “Грамотеи”.
- По каким признакам отличается имя прилагательное от других частей речи?
- Какой постоянный признак у имени прилагательного?
- Имена прилагательное имеет полную и ______ форму.
- Допишите окончания имен прилагательных . определите род, число и падеж: Син ______ лентой, из глубок _____ норы, от хорош ______ дождей, махров ____ гвоздику.
II. Конкурс – разминка. Таблицы заранее черчу на доске, пишу задания.
Заполните таблицу.
Таблица № 1 для команды “Знатоков”.
Качеств | Относит | Притяж |
Небольшая, сегодняшний, сельский, медвежья, широкий, волчий, серебряное, серебристая, тяжелый.
Учащиеся по очереди выходят, заполняют таблицу.
Таблица № 2 для команды “Грамотеев”.
Качеств | Относит | Притяж |
Длинный, городской, вчерашний, пчелиный, каменный, каменистое, птичье, узкий, холодный.
III. Конкурс “Эстафета”.
Команда “Знатоки”. Написать как можно больше прилагательных, обозначающих цвет.
Команда “Грамотеи”. Написать прилагательные, которые обозначают качество характера.
IV. Конкурс “Пиши правильно”. Задание пишу на карточках. Выполняется коллективно.
Задание для команды “Знатоков”. Распределите слова на 2 столбика.
- ов - | - ев - |
песц __вый воротник, ландыш __вые капли, еж __ вые рукавицы, плюш __ вая ткань, свинц __ вая руда, пищ _ вая промышленность, камыш __ вые заросли, ключ __ вая вода.
Задание для “Грамотеев”. Распределить слова на 2 столбика.
- ов - | - ев - |
свинц __ вый небосклон, ситц __вое платье, кумач __ вая косынка, плюш __ вый медвежонок, глянц __ вая бумага, пищ __ вой краситель, парч __ вая ткань, холщ __ вый мешок.
Задание II. Слитно или раздельно.
Карточка № 1 для “Знатоков”
Работа (не) брежная и с ошибками. Без хвоста и ворона (не) красива. Раздался (не) громкий, а тихий стук.
Карточка № 2 для “Грамотеев”
Это был (не) пологий, а крутой берег. Добрая совесть злому (не) навистна. (Не) громкий голос доносился с поля.
V. Конкурс “Говорим правильно”.
Задание № 1 для “Знатоков”. Чей хвост?
Корова – коровий
Лошадь –
Коза –
Еж –
Белка –
Бык –
Задание для “Грамотеев”. Чья морда?
Корова – коровья
Заяц –
Овца –
Кошка –
Еж –
Поросенок –
Задание № 2 для “Знатоков”. (Задание заранее пишу на доске)
Сделано из …..
Сок из винограда –
Сок из сливы –
Сок из свеклы –
Сок из лимона –
Сок из апельсина –
Сок из граната –
Задание для “Грамотеев”. Приготовлены из …
Сок из винограда – виноградный сок
Сок из сливы – сливовый
Сок из свеклы –
Сок из лимона –
Сок из апельсина –
Сок из граната –
Какая команда быстрее и правильно напишет, получает 5 баллов.
VI. Конкурс. Задание общее (пишу на доске) подберите правильно к прилагательным синонимы. Та, команда которая быстро и правильно подберет синонимы, получает 5 баллов.
Главный | Тихий |
Мощный | Сообразительный |
Энергичный | Интересный |
Смышленый | Сильный |
Занимательный | Импортный |
Негромкий | Инициативный |
Иностранный | Быстрый |
Скорый | Основной |
VII. Итог урока. Для чего нужны прилагательные? Нельзя ли обойтись без них?
VIII. Подсчет баллов и комментирование.
IX. Д/З упр № 681.
Использованная литература:
1. Русский язык в 6 классе. Авторы: С.Д.Ашурилова, С.Д.Никольская и др.
2. Раздаточный материал по русскому языку. Авторы: А.Д.Дейкина, Т.М.Пахнова.
3. Русский язык. (Пособие для учащихся). Автор: С.И.Львова.