По отношению каждого человека
к своему языку можно совершенно
точно судить не только о его культурном
уровне, но и о его гражданской ценности
К. Г. Паустовский
Ход урока
1. Сообщение темы урока: “Проблема текста и авторская позиция как “концентрированное воплощение сути” высказывания” (В.В. Виноградов)
2. Цели урока:
- формирование умения использовать опыт изучения русского языка для выражения собственных мыслей и чувств;
- выработка навыков определения и формулирования проблемы текста, авторской позиции, собственной позиции;
- формирование умения творческого употребления родного языка;
- дальнейшее развитие коммуникативной, лингвистической и языковой компетентностей, которые обеспечивают.
3. Актуализация опорных знаний.
Проверка домашнего задания групп.
Группам были даны тексты по темам “Функции языка” и “Русский язык”, на основе которых они составили кластер (“гроздь) по теме “Язык – это…” и кластер (“гроздь”) по теме “Русский язык – это…”
Цели этапа урока:
- формирование умения подготовить и произнести высказывание по заданной теме, сконцентрировав знания, используя прием “гроздь” (прием технологии развития критического мышления);
- формирование умения произносить свои высказывания, опираясь на знания аудитории;
- формирование внимательного отношения к звучащему слову, умения “слышать” выступающего и выявлять при этом основные мысли его высказывания
Кластер “Русский язык – это…”
Русский язык |
|||||
Национальный язык русского народа | Язык русской культуры, науки, техники | Один из самых богатых языков мира | Государственный язык в РФ | Средство межнациональ-ного общения | Один из общепризнан-ных мировых языков |
Кластер “Язык – это…”
Язык |
|
Орудие человеческого мышления | Орудие общения людей |
4. Работа класса по тексту И.А. Ильина. (Приложение1)
- Чтение текста учителем или учеником.
Активное слушание и выполнение задания:
- Отметьте в тексте предложения или
словосочетания, которые, по вашему мнению,
являются отражением авторской позиции.
- Обсудите в группе. Предложите свой вариант
выполнения задания.
Проверка: группы зачитывают свой вариант выполнения задания.
Дар России – наш дивный язык. В нем – вся наша Россия. В нем богатство и красота. Все доступно нашему языку. Он властен все выразить. В нем – вся поющая русская душа. В нем эхо мира.
Это язык острой мысли. Это язык самобытного национального характера.
Русский народ призван достигнуть высоты, на которую зовет его – его язык.
Горе нам, если мы не умеем беречь и растить его. Не жалеть его – значит не любить родину.
Это утверждения автора текста.
- Какие из них являются, по вашему мнению,
истинными? ложными?
- К чему призывает и к кому взывает автор?
Мы, русские люди, носители языка, должны беречь его, делать все возможное для его развития и сохранения. В этом проявление нашего патриотизма.
- Как вы понимаете, что значить – беречь?
Запишите, обсудите в группе, представьте классу свои предложения, как нам, носителям русского языка, беречь его.
Ответы обучающихся:
- Изучать язык.
- Правильно говорить.
- Соблюдать культуру речи.
- Не нарушать литературные нормы.
- Исправлять свои ошибки и ошибки окружающих.
- Пропагандировать язык, его богатство и красоту.
- Поддерживать статус русского языка как языка
народа.
- Поддерживать статус русского языка как
мирового языка.
5. Групповая работа.
Цели этапа урока:
- овладение ресурсами аргументации;
- формирование умения формулировать авторскую и собственную позицию, подбирать и логически выстраивать аргументы;
- отработка навыков находить нужную информацию по заданной теме, расширяя учебный материал за счет жизненных наблюдений и интеграции учебных курсов;
- формирование умения “выявлять концентрированную суть высказывания”.
Задания группе 1
Работа по тексту М. Кронгауза (Приложение2)
- Маркировка текста значками по мере его чтения. (ИНСЕРТ – прием технологии развития критического мышления): “Y” – знаю, “?” – непонятно, хочу узнать больше, “+” – новое, узнал, когда читал текст
- Выпишите из текста утверждения, которые, по вашему мнению, являются истинными, ложными.
- Убедите (в парах, в группе) друг друга в истинности утверждения. Найдите в тексте предложения, подтверждающие истинность утверждения
- Сформулируйте авторскую позицию. Запишите. Обсудите в группе.
- Сформулируйте собственную позицию, приведите свои аргументы.
- Какие из данных утверждений отражают проблему (ы), поднятую (ые) автором текста?
- Сформулируйте эту проблему (эти проблемы). Запишите.
Другие группы записывают сформулированные проблемы.
Задание группе 2
Работа по тексту В. Глаголева (Приложение3)
1. Маркировка текста значками по мере его чтения. (ИНСЕРТ – прием технологии развития критического мышления)
“Y” – знаю, “?” – непонятно, хочу узнать больше, “+” – новое, узнал, когда читал текст
2. Даны утверждения. Какие из них, по вашему мнению, являются истинными, какие – ложными?
- Современному человеку безразлично, что он
говорит, какие слова использует.
- Заимствованные слова вытесняют исконно русские
из нашего языка.
- Слова иноязычного происхождения более точно
называют те понятия, которые являются новыми в
нашем языке.
- Неправильное и неуместное употребление
заимствованных слов засоряет речь.
- Заимствования – вполне закономерный процесс
обогащения языка.
3. Убедите (в парах, в группе) друг друга в
истинности утверждения.
4. Найдите предложения, отражающие позицию
автора, выраженную в тексте. Соотнесите ее с
данными утверждениями. Сформулируйте авторскую
позицию. Запишите.
5. Сформулируйте собственную позицию, подберите 2
аргумента для ее подтверждения.
6. Какие из данных утверждений отражают проблему
(ы), поднятую (ые) автором текста?
7. Сформулируйте эту проблему (эти проблемы).
Запишите.
Другие группы записывают сформулированные проблемы.
Задание группе 3
Работа по тексту Т. Толстой (Приложение 4)
1. Маркировка текста значками по мере его чтения. (ИНСЕРТ – прием технологии развития критического мышления)
“Y” – знаю, “?” – непонятно, хочу узнать больше, “+” – новое, узнал, когда читал текст
2. Соотнесите идеи прочитанного текста с аргументами, которые могут быть использованы для доказательства этих идей, проставив в скобках соответствующие цифры.
ИДЕИ:
- Засорение языка жаргонными словами –
серьезная проблема.
- Обнищание языка приводит к упрощению и даже к
примитивизации жизненных форм.
- Богатство русского языка – наше общее
достояние.
Аргументы:
- Литературные слова зачастую вытесняются жаргонными, поскольку последние воспринимаются некоторыми как престижные, модные.
- Небрежность, неряшливость в речи развращает и может приводить к непорядочности в поступках, а интеллигентный человек интеллигентен во всем.
- Жаргонные слова столь активно используются людьми, особенно молодежью, потому что они кажутся удобными: одним жаргонизмом можно заменить несколько слов литературного языка, но нельзя передать тонкие оттенки мысли.
- Экология языка – это экология среды, в которой мы все живем, и она определяет наш менталитет.
- Язык обеспечивает связь человека с его народом и связь народа с его прошлым.
- Если часто вместо слов литературного языка использовать жаргонизмы, можно превратиться в Эллочку Людоедку, чей словарный запас составлял 30 слов.
3. Какие из данных утверждений являются
истинными, ложными?
4. Убедите (в парах, в группе) друг друга в
истинности утверждений.
5. Найдите в тексте предложения, отражающие
позицию автора, выраженную в тексте. Соотнесите
ее с данными утверждениями. Сформулируйте
авторскую позицию.
6. Сформулируйте собственную позицию, подберите 2
аргумента для ее подтверждения.
7. Какие из данных утверждений отражают проблему
(ы), поднятую (ые) автором текста?
8. Сформулируйте эту проблему (эти проблемы).
Запишите.
Другие группы записывают сформулированные проблемы.
Задание группе 4
Работа по тексту И. Кабыш (Приложение 5)
1. Маркировка текста значками по мере его чтения. (ИНСЕРТ – прием технологии развития критического мышления)
“Y” – знаю, “?” – непонятно, хочу узнать больше, “+” – новое, узнал, когда читал текст
Дано 4 утверждения.
- Какое из них соответствует позиции автора, выраженной в тексте?
- Человек, не знающий слова “благородный”, не может проявлять благородство.
- Незнание родного языка, особенно лексики, мешает добиться успеха в какой бы то ни было области деятельности.
- Люди, не владеющие родным языком, теряют то, что объединяет их в народ.
- Военно – патриотическое воспитание в школе не имеет смысла.
2. Найдите в тексте предложения, подтверждающие
авторскую позицию.
3. Выпишите из текста другие утверждения, которые,
по вашему мнению, являются истинными, ложными.
Найдите в тексте предложения, подтверждающие
истинность утверждения.
Какие из данных утверждений являются истинными,
ложными?
4. Убедите (в парах, в группе) друг друга в
истинности утверждений.
5. Сформулируйте авторскую позицию. Найдите в
тексте предложения, отражающие ее.
6. Сформулируйте собственную позицию, подберите 2
аргумента для ее подтверждения.
7. Какие из данных утверждений отражают проблему
(ы), поднятую (ые) автором текста?
8. Сформулируйте эту проблему (эти проблемы).
Запишите.
Другие группы записывают сформулированные проблемы.
6. Отчет групп о выполнении заданий.
Цели этапа урока:
- формирование внимательного отношения к звучащему слову, умения “слышать” выступающего и выявлять при этом основные мысли его высказывания, формулировать и записывать проблемы текста;
- формирование умения синтезировать полученные знания,
- формирование умения передавать полученные знания одноклассникам.
Задание группам:
во время активного слушания:
- составьте таблицу “Проблемы современного
состояния русского языка” (1-2 группы),
- составьте “гроздь” по теме (концентрация
знаний) “Проблемы современного состояния
русского языка” (3 - 4 группы)
Вариант выполнения задания одной из групп:
Проблемы современного состояния русского языка |
||||
Обеднение языка | Засорения языка | Сужение словарного запаса | Недостаточное знание языка | Недостаточное использование богатства русского языка |
Следствие проблем современного состояния русского языка |
||||
Обеднение народа как нации | Падение престижа русского языка | Разобщение людей, говорящих на русском языке |
7. Составление “месива проблем”:
- соотнесите “месиво проблем” с теми выводами,
которые мы сделали после прочтения текста
И.Ильина;
- к тем проблемам, которые выявили в ходе анализа
текстов, добавьте те, которые имеют место быть в
современном состоянии русского языка.
Цели этапа урока:
- формирование умения находить частное и общее;
- формирование умения синтезировать проблемы.
8. Составить письменное высказывание по теме “Проблемы современного состояния русского языка”.
Цели этапа урока:
- формирование умения сознательно структурировать собственную мысль;
- формирование умения реализовывать индивидуальные возможности при составлении высказывания;
- формирование ответственного отношения к сказанному слову в собственных текстах.
9. Проверка индивидуального домашнего задания – составление кластера (“грозди”) по теме “Воздействие социальных факторов на язык”.
Воздействие социальных факторов на язык |
|||||
Изменение круга носителей языка | Распространение просвещения | Развитие науки | Перемещение народных масс | Создание новой государственности | Изменение форм законодательства |
Связь истории языка с историей общества – аксиома современной лингвистики. Раз язык существует только в обществе, он не может не зависеть от общества. Вот почему важно знать воздействие социальных факторов на язык.
Помимо объективного, не зависящего от воли отдельных людей влияния общества на язык возможно и сознательное, и притом целенаправленное, воздействие государства на развитие и функционирование языка. Такое воздействие носит название языковой политики. Это:
- разработка специальных терминологий для
различных областей знаний,
- утверждение норм на нововведения в лексике,
- в многоязычных странах – выбор
государственного языка,
- разработка и усовершенствование алфавита,
- пропаганда лингвистических знаний в СМИ,
Какова языковая политика нашего государства?
10. Сравните свой текст с разделом ФЦП
“Русский язык (2006-2010 годы)”
“Характеристика проблемы, на решение которой
направлена Программа” (Приложение 6)
11. Попытайтесь самостоятельно
сформулировать цели и задачи данной Программы.
12. Чтение выполненного задания, сравнение с
целями и задачами ФЦП “Русский язык (2006-2010
годы)” (Приложение 7)
13. Подведение итогов урока. Обращение к
эпиграфу урока.
По отношению каждого человека к своему языку можно совершенно точно судить не только о его культурном уровне, но и о его гражданской ценности.
К. Г. Паустовский
14. Рефлексия.