Цели урока:
- образовательные:
- Закрепить понятие односоставные предложения.
- Вспомнить особенности публицистического, научного и художественного стилей.
- Выяснить, одинаково ли употребление односоставных предложений в разных стилях речи.
- Повторить орфограммы: 1) чередование гласных в корне слова, 2) правописание гласных в безударных личных окончаниях глаголов, 3) правописание повелительного наклонения глаголов, 4) правописание приставок.
- воспитательные:
- Продолжить выработку норм поведения во время работы в группах.
- Отработка умения переключаться с одного вида деятельности на другой.
Оборудование урока:
- Толковые словари.
- Таблица “Виды односоставных предложений”.
- Тексты для анализа.
- Карточки для работы в группах.
- Тест.
- Переносные доски.
Подготовительный этап:
- Разделить класс на три группы.
- В группах выбрать заведующего отделением, главного хирурга, анестезиолога, ординаторов.
- Назначить 4 консультантов.
- Первый консультант готовит справку о лексическом значении слов “нейрохирург”, “кардиолог”, “ортопед”.
- Второй консультант готовит справку об особенностях публицистического стиля.
- Третий консультант готовит справку об особенностях художественного стиля.
- Четвертый консультант – об особенностях научного стиля.
ХОД УРОКА
1. СЛОВО УЧИТЕЛЯ:
Сегодня наш консилиум мы назначили, чтобы разрешить некоторые проблемы, возникшие у врачей лицейского хирургического отделения при определении способов лечения заболевания “Односоставные предложения и их стилистическая принадлежность”. Исходя из темы нашего совещания, мы должны составить повестку работы консилиума.
2. ПОСТАНОВКА ЦЕЛЕЙ УРОКА.
Учащиеся самостоятельно ставят цели урока. Если какие-то цели учащиеся не смогли определить, учитель вносит свои предложения. Утверждается повестка дня.
3. СЛОВО УЧИТЕЛЯ:
Для плодотворной работы нам необходимо решить следующие вопросы:
1) выяснить симптомы заболевания (учащиеся
определяют лексическое значение некоторых
научных терминов),
2) определить наиболее эффективные методы
лечения (учащимся предлагается тест, при
работе с которым группы могут воспользоваться
толковыми словарями)
4. Т ЕСТ № 1.
Выберите правильный вариант ответа.
А) КОНСИЛИУМ – 1) совещание врачей для
обсуждения состояния больного и способов его
лечения. 2) Ежегодный съезд врачей.
Б) ДИАГНОЗ – 1) врач, умеющий правильно оценить
состояние больного. 2) определение болезни на
основании всестороннего исследования больного.
В) ОБСЛЕДОВАНИЕ – 1) осмотр, проверка чего-либо. 2)
работа, связанная с удовлетворением чьих-либо
нужд, потребностей.
Г) ПАЦИЕНТ – 1) больной по отношению к лечащему
врачу. 2) участник антивоенного движения.
5. ПРОВЕРКА ТЕСТА.
А – 1, Б -1, В – 2, Г - 1 .
6. СЛОВО УЧИТЕЛЯ:
На нашем консилиуме присутствуют три группы врачей, работающих в разных областях хирургии. Я попрошу консультантов познакомить коллег друг с другом. (Первый консультант дает справку о лексическом значении слов “нейрохирург”, “ортопед”, “кардиолог”)
Первый больной, поступивший в нашу клинику, жалуется на боли в области сердце, сильную головную боль и проблемы в передвижении. Необходимо определить причину заболеваний, методы их лечения. (Нейрохирурги получают карточку № 1, кардиологи - № 2, ортопеды № 3. Работая в группах, учащиеся должны определить орфограмму, объяснить разницу в правописании слов, используя профессиональную лексику (Текст, на основании которого составлены карточки, спроецирован на доску)).
ТЕКСТ 1:
- Если вы нач_ли соб_рать материал для гербария, выпиш_те названия растений, требуемых для коллекции. Когда выпиш_те, выб_р_те место для сбора цветов и листьев. Выб_рая территорию, определите, где наиболее полно представлены необходимые вам виды. Если вы верно выб_р_те участок природы, вам легче будет пр_творить задуманное в жизнь. Пр_дя домой, нач_ найте сортировку, а затем тщательно вытр_те собранные экземпляры. Прот_рая цветы и листья, не испорт_те их. Если что-то испорт_те, не расстраивайтесь. Испорченные листья можно и_расходовать на уроках труда. Когда все вытр_те, вылож_те материал для просушки. Если правильно вылож_те, то впоследствии сможете составить удивительный альбом.
КАРТОЧКА № 1.
С_бирать - _бор
И_портите – и_ расходовать
Пр_творить – пр_дя
КАРТОЧКА № 2.
Нач_ли – нач_найте
Соб_рать, выб_рая – выб_рите
Прот_рая – выт_реть
Выл_жите – изл_гая
КАРТОЧКА № 3.
Выпиш_те названия – когда выпиш_те
Выбер_те место – если верно выбер_те
Тщательно вытр_те – когда все вытр_те
Не испорт_те их – если испорт_те
Вылож_те материал – если вылож_те
7. ОБСУЖДЕНИЕ ДИАГНОЗОВ, ОЦЕНКА РАБОТЫ ВРАЧЕЙ.
- С результатами работы нас знакомят заведующие отделением. Преподаватель следит за тем, чтобы учащиеся использовали профессиональную терминологию. Для простоты работы список необходимых оборотов может быть предложен ученикам.
- ПРОВЕДЯ ВСЕСТОРОННЕЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
- ПОСТАВЛЕН ДИАГНОЗ
- РЕКОМЕНДУЮТСЯ МЕДИКАМЕНТОЗНЫЕ СРЕДСТВА
- НЕОБХОДИМО ХИРУРГИЧЕСКОЕ ВМЕШАТЕЛЬСТВО и т.д.
8. КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ ДАННОГО ТЕКСТА проводится по следующим вопросам:
- Какова тема данного текста?
- К какому стилю речи принадлежит текст?
- Какие односоставные предложения использованы в
тексте?
9. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ПЯТИМИНУТКА.
(Главные хирурги должны ответить на вопросы: 1) Что такое односоставные предложения? Группы односоставных предложений. 2) Односоставные предложения с главным членом сказуемым. 3) Односоставные предложения с главным членом подлежащим. Их основные отличия от неполных предложений.) Учащимся можно предложить заранее составить и записать примеры на доске, пока класс работает с комплексным анализом текста.
10. ЭКСПРЕСС-АНАЛИЗ.
Определить виды односоставных предложений, входящих в состав сложных. Начертить схемы. (Учащиеся работают на переносных досках, которые установлены таким образом, чтобы написанное не было видно ни тем, кто в это время работает за соседней доской, ни классу. Количество предложений равно количеству учащихся в группах).
- Лес тянулся несколько километров, и можно было заблудиться в нем. [двусоставное], [безличное].
- Весна, и уже тепло. [Назывное], и [ безличное].
- Посидите на берегу с удочкой, и вы почувствуете прилив сил. [Обобщенно-личное ], и [двусоставное ].
- Открыли окно в сад, и оттуда повеяло теплом. [ Неопределенно-личное] , и [безличное].
- Осень, и листья опадают с деревьев. [Назывное ], и [двусоставное ].
- Прошли лес, и перед нами вдруг открылась река. [ Неопределенно-личное] , и [двусоставное] .
11. ПРОВЕРКА ЭКСПРЕСС-АНАЛИЗА.
Преподаватель проверяет экспресс-анализ у анестезиологов, а они проверяют у членов своей группы. Затем класс проверяет работу, выполненную на переносных досках, и оценивается работа в группах.
12. СЛОВО УЧИТЕЛЯ.
- К нам в лабораторию привезли материал для анализа, но лаборант все сложил в одну емкость, нам сейчас нужно будет сначала рассортировать образцы, а затем только провести анализ. Ваши консультанты объяснят вам, какой конкретно материал предстоит проанализировать вам и чем он отличается от других образцов. (Учащимся предлагается текст, который, на первый взгляд, является единым. На самом деле, в нем тексты 3 разных стилей речи: публицистического, художественного и научного. Ученики должны найти каждый свой текст, а затем проанализировать его с точки зрения употребления односоставных предложений).
ТЕКСТ 2.
СОЛОВЕЙ
Давайте поговорим о соловьях. О них сейчас говорят редко и мало. Тугайский соловей водится в Южной Европе, северной половине Африки, а также Юго-Западной Азии. Часто ли сейчас можно услышать соловьиную трель, увидеть соловья, время от времени перелетающего с места на место. Своими размерами и относительно высокими ногами он несколько напоминает дрозда. В полевых условиях его можно узнать по длинному каштаново-бурому хвосту с черной предвершинной полосой и белой вершиной. Прислушайтесь. Утро. В кустах щелкнуло и затихло. Потом опять щелкнуло, как будто кто-то, щелкнув, прислушивался, пробовал на вкус тишину. Гнездовья его в открытых ландшафтах степного и полупустынного характера с кустарниками. Сельский виноградник. Самец поет на возвышенных местах, на отдельно стоящих деревьях и кустах, заборах и телеграфных столбах. Тотчас на свист откликаются десятки птичьих голосов, и внезапно соловьиный раскат пронесся по зарослям. А когда-то “соловушка”, как и береза, был символом России, неотъемлемой ее частью.
13. ПРОВЕРКА РЕЗУЛЬТАТОВ АНАЛИЗА. Докладывает один из ординаторов, выбранный группой.
1 ГРУППА: - Давайте поговорим о соловьях. (определенно-личное предложение обобщенного характера) О них сейчас говорят редко и мало. (неопределенно-личное предложение обобщенного характера) Часто ли сейчас можно услышать соловьиную трель, увидеть соловья, время от времени низко перелетающего с места на место. (безличное предложение) А когда-то “соловушка”, как и береза, был символом России, неотъемлемой ее частью.(двусоставное предложение)
- Это текст публицистического стиля. В нем встречаются обычно все виды односоставных предложений, чаще обобщенного характера.
2 ГРУППА: - Утро. (назывное) Сельский виноградник. (назывное) Прислушайтесь.(определенно-личное обобщенного характера) В кустах щелкнуло и затихло. (безличное) Потом опять щелкнуло (безличное), будто кто-то, щелкнув, прислушивался, пробовал на вкус тишину. (двусоставное) Тотчас на свист откликаются десятки птичьих голосов (двусоставное), и внезапно соловьиный раскат пронесся по зарослям. (двусоставное)
Это текст художественного стиля. В нем встречаются все виды односоставных предложений.
3 ГРУППА: - Тугайский соловей водится в Южной Европе, северной половине Африки, а также Юго-Западной Азии.(двусоставное) Своими размерами и относительно высокими ногами он несколько напоминает дрозда.(двусоставное) В полевых условиях его можно узнать по длинному каштаново-бурому хвосту с черной предвершинной полосой и белой вершиной.(безличное) Гнездовья в открытых ландшафтах степного и полупустынного характера с кустарниками.(двусоставное, неполное) Самец поет на возвышенных местах, на отдельно стоящих деревьях и кустах, заборах и телеграфных столбах. (двусоставное)
- Это текст научного стиля. В нем преобладают двусоставные предложения. Встречается одно безличное.
14. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ КОНСИЛИУМА. Заведующие отделениями оценивают работу в группе в целом. Учитель дает рекомендации и выставляет отметки.