Разработка урока русского языка "Хирургическая мастерская"

Разделы: Русский язык


Цели урока:

- образовательные:

  1. Закрепить понятие односоставные предложения.
  2. Вспомнить особенности публицистического, научного и художественного стилей.
  3. Выяснить, одинаково ли употребление односоставных предложений в разных стилях речи.
  4. Повторить орфограммы: 1) чередование гласных в корне слова, 2) правописание гласных в безударных личных окончаниях глаголов, 3) правописание повелительного наклонения глаголов, 4) правописание приставок.

- воспитательные:

  1. Продолжить выработку норм поведения во время работы в группах.
  2. Отработка умения переключаться с одного вида деятельности на другой.

Оборудование урока:

  1. Толковые словари.
  2. Таблица “Виды односоставных предложений”.
  3. Тексты для анализа.
  4. Карточки для работы в группах.
  5. Тест.
  6. Переносные доски.

Подготовительный этап:

  1. Разделить класс на три группы.
  2. В группах выбрать заведующего отделением, главного хирурга, анестезиолога, ординаторов.
  3. Назначить 4 консультантов.
  4. Первый консультант готовит справку о лексическом значении слов “нейрохирург”, “кардиолог”, “ортопед”.
  5. Второй консультант готовит справку об особенностях публицистического стиля.
  6. Третий консультант готовит справку об особенностях художественного стиля.
  7. Четвертый консультант – об особенностях научного стиля.

ХОД УРОКА

1. СЛОВО УЧИТЕЛЯ:

Сегодня наш консилиум мы назначили, чтобы разрешить некоторые проблемы, возникшие у врачей лицейского хирургического отделения при определении способов лечения заболевания “Односоставные предложения и их стилистическая принадлежность”. Исходя из темы нашего совещания, мы должны составить повестку работы консилиума.

2. ПОСТАНОВКА ЦЕЛЕЙ УРОКА.

Учащиеся самостоятельно ставят цели урока. Если какие-то цели учащиеся не смогли определить, учитель вносит свои предложения. Утверждается повестка дня.

3. СЛОВО УЧИТЕЛЯ:

Для плодотворной работы нам необходимо решить следующие вопросы:

1) выяснить симптомы заболевания (учащиеся определяют лексическое значение некоторых научных терминов),
2) определить наиболее эффективные методы лечения (учащимся предлагается тест, при работе с которым группы могут воспользоваться толковыми словарями)

4. Т ЕСТ № 1.

Выберите правильный вариант ответа.

А) КОНСИЛИУМ – 1) совещание врачей для обсуждения состояния больного и способов его лечения. 2) Ежегодный съезд врачей.
Б) ДИАГНОЗ – 1) врач, умеющий правильно оценить состояние больного. 2) определение болезни на основании всестороннего исследования больного.
В) ОБСЛЕДОВАНИЕ – 1) осмотр, проверка чего-либо. 2) работа, связанная с удовлетворением чьих-либо нужд, потребностей.
Г) ПАЦИЕНТ – 1) больной по отношению к лечащему врачу. 2) участник антивоенного движения.

5. ПРОВЕРКА ТЕСТА.

  1. А – 1, Б -1, В – 2, Г - 1 .
  2. А – 1, Б – 2, В – 2, Г - 2
  3. А – 1, Б – 2, В – 1, Г - 1 +
  4. А – 2, Б – 2, В – 1, Г – 1

6. СЛОВО УЧИТЕЛЯ:

На нашем консилиуме присутствуют три группы врачей, работающих в разных областях хирургии. Я попрошу консультантов познакомить коллег друг с другом. (Первый консультант дает справку о лексическом значении слов “нейрохирург”, “ортопед”, “кардиолог”)

Первый больной, поступивший в нашу клинику, жалуется на боли в области сердце, сильную головную боль и проблемы в передвижении. Необходимо определить причину заболеваний, методы их лечения. (Нейрохирурги получают карточку № 1, кардиологи - № 2, ортопеды № 3. Работая в группах, учащиеся должны определить орфограмму, объяснить разницу в правописании слов, используя профессиональную лексику (Текст, на основании которого составлены карточки, спроецирован на доску)).

ТЕКСТ 1:

- Если вы нач_ли соб_рать материал для гербария, выпиш_те названия растений, требуемых для коллекции. Когда выпиш_те, выб_р_те место для сбора цветов и листьев. Выб_рая территорию, определите, где наиболее полно представлены необходимые вам виды. Если вы верно выб_р_те участок природы, вам легче будет пр_творить задуманное в жизнь. Пр_дя домой, нач_ найте сортировку, а затем тщательно вытр_те собранные экземпляры. Прот_рая цветы и листья, не испорт_те их. Если что-то испорт_те, не расстраивайтесь. Испорченные листья можно и_расходовать на уроках труда. Когда все вытр_те, вылож_те материал для просушки. Если правильно вылож_те, то впоследствии сможете составить удивительный альбом.

КАРТОЧКА № 1.

С_бирать - _бор
И_портите – и_ расходовать
Пр_творить – пр_дя

КАРТОЧКА № 2.

Нач_ли – нач_найте
Соб_рать, выб_рая – выб_рите
Прот_рая – выт_реть
Выл_жите – изл_гая

КАРТОЧКА № 3.

Выпиш_те названия – когда выпиш_те
Выбер_те место – если верно выбер_те
Тщательно вытр_те – когда все вытр_те
Не испорт_те их – если испорт_те
Вылож_те материал – если вылож_те

7. ОБСУЖДЕНИЕ ДИАГНОЗОВ, ОЦЕНКА РАБОТЫ ВРАЧЕЙ.

  • С результатами работы нас знакомят заведующие отделением. Преподаватель следит за тем, чтобы учащиеся использовали профессиональную терминологию. Для простоты работы список необходимых оборотов может быть предложен ученикам.
  • ПРОВЕДЯ ВСЕСТОРОННЕЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
  • ПОСТАВЛЕН ДИАГНОЗ
  • РЕКОМЕНДУЮТСЯ МЕДИКАМЕНТОЗНЫЕ СРЕДСТВА
  • НЕОБХОДИМО ХИРУРГИЧЕСКОЕ ВМЕШАТЕЛЬСТВО и т.д.

8. КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ ДАННОГО ТЕКСТА проводится по следующим вопросам:

- Какова тема данного текста?
- К какому стилю речи принадлежит текст?
- Какие односоставные предложения использованы в тексте?

9. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ПЯТИМИНУТКА.

(Главные хирурги должны ответить на вопросы: 1) Что такое односоставные предложения? Группы односоставных предложений. 2) Односоставные предложения с главным членом сказуемым. 3) Односоставные предложения с главным членом подлежащим. Их основные отличия от неполных предложений.) Учащимся можно предложить заранее составить и записать примеры на доске, пока класс работает с комплексным анализом текста.

10. ЭКСПРЕСС-АНАЛИЗ.

Определить виды односоставных предложений, входящих в состав сложных. Начертить схемы. (Учащиеся работают на переносных досках, которые установлены таким образом, чтобы написанное не было видно ни тем, кто в это время работает за соседней доской, ни классу. Количество предложений равно количеству учащихся в группах).

  1. Лес тянулся несколько километров, и можно было заблудиться в нем. [двусоставное], [безличное].
  2. Весна, и уже тепло. [Назывное], и [ безличное].
  3. Посидите на берегу с удочкой, и вы почувствуете прилив сил. [Обобщенно-личное ], и [двусоставное ].
  4. Открыли окно в сад, и оттуда повеяло теплом. [ Неопределенно-личное] , и [безличное].
  5. Осень, и листья опадают с деревьев. [Назывное ], и [двусоставное ].
  6. Прошли лес, и перед нами вдруг открылась река. [ Неопределенно-личное] , и [двусоставное] .

11. ПРОВЕРКА ЭКСПРЕСС-АНАЛИЗА.

Преподаватель проверяет экспресс-анализ у анестезиологов, а они проверяют у членов своей группы. Затем класс проверяет работу, выполненную на переносных досках, и оценивается работа в группах.

12. СЛОВО УЧИТЕЛЯ.

- К нам в лабораторию привезли материал для анализа, но лаборант все сложил в одну емкость, нам сейчас нужно будет сначала рассортировать образцы, а затем только провести анализ. Ваши консультанты объяснят вам, какой конкретно материал предстоит проанализировать вам и чем он отличается от других образцов. (Учащимся предлагается текст, который, на первый взгляд, является единым. На самом деле, в нем тексты 3 разных стилей речи: публицистического, художественного и научного. Ученики должны найти каждый свой текст, а затем проанализировать его с точки зрения употребления односоставных предложений).

ТЕКСТ 2.

СОЛОВЕЙ

Давайте поговорим о соловьях. О них сейчас говорят редко и мало. Тугайский соловей водится в Южной Европе, северной половине Африки, а также Юго-Западной Азии. Часто ли сейчас можно услышать соловьиную трель, увидеть соловья, время от времени перелетающего с места на место. Своими размерами и относительно высокими ногами он несколько напоминает дрозда. В полевых условиях его можно узнать по длинному каштаново-бурому хвосту с черной предвершинной полосой и белой вершиной. Прислушайтесь. Утро. В кустах щелкнуло и затихло. Потом опять щелкнуло, как будто кто-то, щелкнув, прислушивался, пробовал на вкус тишину. Гнездовья его в открытых ландшафтах степного и полупустынного характера с кустарниками. Сельский виноградник. Самец поет на возвышенных местах, на отдельно стоящих деревьях и кустах, заборах и телеграфных столбах. Тотчас на свист откликаются десятки птичьих голосов, и внезапно соловьиный раскат пронесся по зарослям. А когда-то “соловушка”, как и береза, был символом России, неотъемлемой ее частью.

13. ПРОВЕРКА РЕЗУЛЬТАТОВ АНАЛИЗА. Докладывает один из ординаторов, выбранный группой.

1 ГРУППА: - Давайте поговорим о соловьях. (определенно-личное предложение обобщенного характера) О них сейчас говорят редко и мало. (неопределенно-личное предложение обобщенного характера) Часто ли сейчас можно услышать соловьиную трель, увидеть соловья, время от времени низко перелетающего с места на место. (безличное предложение) А когда-то “соловушка”, как и береза, был символом России, неотъемлемой ее частью.(двусоставное предложение)

- Это текст публицистического стиля. В нем встречаются обычно все виды односоставных предложений, чаще обобщенного характера.

2 ГРУППА: - Утро. (назывное) Сельский виноградник. (назывное) Прислушайтесь.(определенно-личное обобщенного характера) В кустах щелкнуло и затихло. (безличное) Потом опять щелкнуло (безличное), будто кто-то, щелкнув, прислушивался, пробовал на вкус тишину. (двусоставное) Тотчас на свист откликаются десятки птичьих голосов (двусоставное), и внезапно соловьиный раскат пронесся по зарослям. (двусоставное)

Это текст художественного стиля. В нем встречаются все виды односоставных предложений.

3 ГРУППА: - Тугайский соловей водится в Южной Европе, северной половине Африки, а также Юго-Западной Азии.(двусоставное) Своими размерами и относительно высокими ногами он несколько напоминает дрозда.(двусоставное) В полевых условиях его можно узнать по длинному каштаново-бурому хвосту с черной предвершинной полосой и белой вершиной.(безличное) Гнездовья в открытых ландшафтах степного и полупустынного характера с кустарниками.(двусоставное, неполное) Самец поет на возвышенных местах, на отдельно стоящих деревьях и кустах, заборах и телеграфных столбах. (двусоставное)

- Это текст научного стиля. В нем преобладают двусоставные предложения. Встречается одно безличное.

14. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ КОНСИЛИУМА. Заведующие отделениями оценивают работу в группе в целом. Учитель дает рекомендации и выставляет отметки.