Творческие работы - фактор развития устной и письменной речи

Разделы: Русский язык


На протяжении нескольких лет работы в школе наблюдала, что занятия алтайским языком не всегда вызывают у обучающихся интерес. Некоторые дети считают родной язык не то чтобы скучным, а просто невостребованным. Нежелание заниматься родным языком порождает неграмотность. Ведь не зря говорят: “Если не знаешь своего языка, не выучишь другой”.

Как пробудить интерес к занятиям, как повысить грамотность письма? Как сделать знания прочными, действенными? Как создать продукт, пользуясь которым мой ученик мог бы быть всегда уверенным в своих знаниях и благодаря им быть защищенным в жизни?

Задача учителя не только в том, чтобы научить ребенка писать, читать, считать. Важно направить заложенное в нем способность правильно. Научить красиво выражать свои мысли в устной и письменной форме, находя для этого точные и образные слова, разбудить творческое воображение, ассоциативное мышление.

Бедная, безграмотная речь, особенно детей – националов, стала проблемой современной школы. Ребята из-за недостатка словарного запаса не могут четко формулировать и грамотно выражать свои мысли, не только на русском, но и на своем родном языке. И потому перечитав много методической литературы, проанализировав свои уроки, пришла к выводу, что пробудить у детей интерес к изучению родного языка можно, если систематически проводить творческие работы, развивая именно, творческие способности обучающихся. Убеждением этому служит мне литературный клуб “Алтын-Казык” (“Полярная звезда”), который возглавляю уже 11 лет. Рассказы, стихи, сочинения детей, посещающих факультатив, публикуются регулярно в СМИ вот уже одиннадцать лет, легко поступают в ВУЗы. Учителю, работающему над развитием творческих способностей обучающихся, просто необходимо вести дополнительные занятия (факультативы, литературные клубы и т.п.)

Творческие работы проводимые на уроках, являются фактором развития письменной и устной речи обучающихся. Развивать личность, свободно владеющей лексическим богатством и выразительными средствами родного языка и умеющего его использовать как инструмент общения в диалоге культур является главной целью творческой работы.

Основными задачами реализации поставленной цели считаю следующее:

  • Мотивация обучающихся к изучению родного языка через использование новых педагогических технологий;
  • Развивать у обучающихся целеустремленность, потребность к самообразованию, самоутверждению, само реализации;
  • Развивать творческую активность в процессе обучения;
  • Воспитывать конкурентоспособного, культурного человека, убежденного в возможности решать любые проблемы в духе мира и уважения.

Систематизируя все сказанное, хочу только подтвердить, что развитие национального самосознания прививается не только с материнским молоком, но и изучением своего языка, литературы, искусства, его духовных и культурных ценностей.

При тщательном отборе и планировании тем по новым педагогическим технологиям, учитываю, какой материал не потребует многих повторений, а какой надо систематически повторять, исходя из того, что чем труднее материал, тем большее количество повторений и творческих работ потребуется для его усвоения. Так как дети не выносят однообразия в работе, использую все возможности, способствующие поддержанию их внимания и интереса.

На уроке один вид работы сменяется другим. В практическом обучении алтайскому языку большое значение приобретает отбор необходимого речевого материала, образцов предложений, грамматических форм.

При этом большое значение уделяю отбору предложений – основной единицы речевого общения, их использованию в контексте, так как все аспекты языка (фонетика, лексика, грамматика, правописание) практически повторяются в предложении.

Таким образом, работа над предложением является одной из форм усвоения программного материала. Однако практическая направленность не исключает изучения теории грамматики, обобщающие те или иные языковые явления. Умело отобранные сведения, правила, творческие работы помогают обучающимся в практическом овладении языком.

Коммуникативные и социальные функции алтайского языка значительно изменились. Это облегчает практическое усвоение родного языка и одновременно повышает требования к знаниям обучающихся. В этой связи необходимо умелое использование дидактических материалов, творческих работ, методической литературы, текстов для чтения и примеров для анализа. Значительно облегчает работу умело подобранные дидактические материалы (картины, тесты, видеоматериалы, слайды, фильмы).

У обучающихся всегда наблюдается проблема художественно – речевого развития речи. Система художественности речи как известно, состоит из взаимосвязанных компонентов: образность – самый важный, как мы знаем, принцип художественной речи, художественно – образное мышление связной выразительной речи, воображение, эмоциональная отзывчивость;

изобразительность – как черта художественного образа, художественные средства эпитет, сравнения, метафора необходимы для построения ярких и выразительных образов; выразительность – способность вызывать эмоции, чувства, подчеркивать главное, индивидуальное в образе.

Наряду с общепринятыми обучающими устными упражнениями, я использую упражнения на развитие творческого мышления.

Например: в 5– 6-х классах предлагаю детям несколько слов, которые объединены между собой определенной темой, и одно “лишнее” слово, не подходящее по теме. Сначала детям надо прочитать слова, а затем назвать лишнее. После этого обучающиеся составляют устные рассказы (сочинения –миниатюры) на основе данных ключевых слов. Параллельно начинаю работать с художественными средствами языка: эпитетами, сравнениями, метафорами используя для примера произведения писателей и поэтов.

Выполняя такого рода упражнения, обучающиеся учатся излагать мысли в определенном порядке, последовательно, логично. Работая с картинами (предметными, сюжетными и пейзажными) по развитию речи, ориентирую детей на использование словарного богатства того или иного литературного произведения, содержание которого можно соотнести с картиной. Поощряю различные варианты ответов на вопросы, учу употреблять точные слова.

Например, при работе с картиной “Осень”, дети заново знакомятся с Григорием Иванoвичем Чоросом – Гуркиным, человеком необыкновенной судьбы и ярких творческий свершений, не только как с знаменитым художником пейзажистом, но и как с искусным художником слова:

Осень. В горах Алтая стоит теплая, прекрасная погода.

Вся природа переоделась в лучшие наряды. Лиственницы и березы покрылись золотом, стоят, красуются и переливаются на сотни тонов под лучами солнца. Небо лазурное, глубокое, чистое. Воздух нежный, прозрачный. Всюду разлилась гармония мягких, нежных красок… Это – волшебный праздник золотой осени. Это – последняя песнь уходящего лета. Это – прощальный поцелуй природы до будущей весны…

Спокойно, хорошо и мирно вокруг.

Чувствуется, что в природе зреют какие-то великие чары. Свободно дышит грудь, и душа в восторге рвется куда – то на недостижимые высоты, к другому бытию, в другой мир, в царство мысли и грез, к неведомому, желанному счастью…

Дети познакомившись с текстом, далее выполняют творческие задания по группам:

– объясните как вы понимаете предложение … (на выбор учителя);

– покажите в движении то, о чем говорится в предложении…(на выбор учителя);

– составьте свое предложение, используя слова и выражения из текста;

– вспомните (придумайте) пословицы об осени, примените их в своем предложении.

Знакомство с образной речью писателей и поэтов продолжается в 7 – 8 классах. Целесообразно использовать в этой работе тексты нескольких авторов, так как одни и те же предметы или явления каждый из них изображает по – своему. Для работы подбираю занимательные задания, которые учат детей сравнивать описания одного и того же объекта, обогащает их словарный запас, развивает творческое воображение. Работа также проходит в группах. Например, предлагаю несколько цитат с описанием реки:

  1. Река рушит и рвет берега. Свирепо и быстро бегут ее воды. Река как бешеная.
    (П.Кучияк)
  2. Вот она бурливая, страстная, переливается, изумрудной струей плещет и играет цветами радуги. Вся она полна волшебной силы, вся – движение и жизнь.
    (Г.Гуркин)
  3. Река могущественная, безжалостная, властно гудящая, пугающая своей неукротимой мощью все живое, сегодня течет присмиревшая, мелководная, ее еле слышно.
    (Н.Маскина)

Вопросы и задания:

  1. О какой реке на Алтае говорится в этих цитатах?
  2. Сравните эти высказывания.
  3. Какие прилагательные используются для описания?
  4. Коллективно в группе составьте рассказ (или сочините стихотворение), используя данные высказывания.

Все это является подготовкой к сочинению. На сочинение отвожу два урока. В старшем звене подготовку на первом уроке несколько сокращаю. Но наряду с этим ввожу на основе восприятия произведений писателей и поэтов, с изобразительным искусством упражнения творческого характера, направленные на активизацию познавательной деятельности обучающихся: подобрать эпиграф к картине (или сочинению по литературной теме); описать данную картину (передать краткое содержание текста); придумать продолжение изображенного на картине (текста).

Интересно начинать урок с пословиц, благопожеланий или же загадок. Например, даю пословицу “ Острый язык – дарование, а длинный – наказание”. Работа идет по группам, но с начала все группы должны объяснить с приведением примера значение пословицы. Затем каждая группа работает самостоятельно по данным заданиям:

– Сочинить четверостишие. Объяснить какие компоненты художественной речи использованы (образность, изобразительность, художественные средства, выразительность);

– подобрать пословицы про язык;

– объяснить значение слова – дарование;

– записать пословицу и выразить собственное мнение. (Я думаю, что…, или Я считаю, что…, или Мне кажется, что…).

Работая с загадкой, даю следующие задания:

  1. Проведи звукобуквенный анализ слова (отгадки).
  2. Назови какое это существительное (одушевленное или неодушевленное).
  3. Просклоняй это слово по падежам.
  4. Сделай морфологический разбор.
  5. Составь простое предложение с данным словом (сложное предложение).
  6. Выполни разбор предложения по членам.
  7. Укажи в предложении части речи каждого слова.

При изучении темы “Прилагательные” в 6 классе для развития речи и творческих способностей детей даю отрывок из стихотворений поэтов. Например, отрывок из стихотворения “Часто я в снах вижу картину всю ту же” алтайского поэта Б.У.Укачина (перевод И. Фонякова):

Часто в снах моих вижу картину всю ту же:
Дивным алтайским альпийским лугам на ладони
С неба спускаются тихо и плавно, как души,
Солнцеподобные, луноподобные кони.
Белые кони спускаются с неба кругами,
Воздух вдыхают прохладный и девственно-чистый,
Трогают землю – как будто целуют – губами,
Мирно катаются в мягкой траве шелковистой.

С начала предлагаю к словам солнцеподобные, луноподобные подобрать близкие по значению слова. Затем ставлю вопрос – почему поэт выбрал именно эти слова? (идет объяснение значения прилагательных, что замена данных слов синонимами испортит текст).

  1. Разобрать слова по составу.
  2. Составить предложения с данными прилагательными.
  3. Объяснить какие это прилагательные.

Творческая работа по стихотворению в прозе алтайского художника Г.И.Чороса-Гуркина “Алтай и Катунь”.

Местами каменистыми, пестрыми грядами раскинулись громады гор. Тесня одна другую, они раздвинулись в бесконечную ширь и даль, теряясь в голубой воздушной пыли.

Крутые скаты их глубоко прорезаны ущельями. Всюду нависли хмурые скалы, готовые обрушиться обвалами над темными зияющими безднами, за ними уступами к облакам высятся исполинские гребни утесов. А дальше и выше, над голубою гранью неба, в прозрачной синеве, как рать сказочных богатырей, стоят великаны – цари гор: кругом раскинувши свои шатры, гордо подняли они свои снежные вершины и сияют ими в высоте. На громадных шлемах их, как драгоценные камни, рубины – изумруды, блестят ледники. Они окаймлены вокруг узором причудливых скал и мощными пластами снега.

  1. Выписать прилагательные из текста.
  2. Придумать с ними свой небольшой рассказ.
  3. Сделать морфологический разбор одного-двух прилагательных.

Работать с картиной всегда очень трудно. В своей работе часто использую карточки – картинки для индивидуальной творческой работы. Ученику с начала раздается памятка, в которой дается объяснение и указания последовательности выполнения работы.

ПАМЯТКА

  1. Ознакомьтесь с творчеством художника.
  2. Обратите внимание на название картины.
  3. Рассмотрите картину. Вдумайтесь в ее содержание. Что здесь происходит или произошло, почему?
  4. Постарайтесь представить: что было до момента , изображенного художником, что будет после него?
  5. Подумайте, кого, в чем и как вы будете убеждать своим рассказом?
  6. Сформулируйте тему и основную мысль рассказа в зависимости от этого озаглавите его. Заглавие вашего рассказа и картины могут не совпадать.
  7. Вспомните композицию любого ранее изученного рассказа. Учитывая, что кульминации должен соответствовать момент, изображенный на картине, ведь он самый важный, составьте план.
  8. Обратите внимание на соразмерность частей рассказа. Помните: главное в нем содержание картины.
  9. Постарайтесь включить в рассказ, диалог, элементы описания обстановки, природы, внешнего вида людей, причем так, чтобы это помогало полнее представить ход событий, характеры героев.

Предлагается, творческое задание по картине “Проповедь миссионера” Г.И.Чороса-Гуркина: попробуйте написать рассказ от лица одного из героев картины. А еще интереснее написать это сочинение в форме рассказа на основе услышанного (прочитанного). Для этого даются соответствующие дополнительные задания:

  1. Собрать материал для будущего рассказа.
  2. Продумать от какого лица первого или третьего будете передавать увиденное ( услышанное, прочитанное).
  3. Повторить обязательно правило о знаках препинания при обращении и прямой речи.
  4. Найти пословицы, крылатые выражения применить их в своих сочинениях.

Система художественности речи как уже было отмечено состоит из взаимосвязанных компонентов (образность, изобразительность, художественные средства, выразительность), но наряду с этим, как показывает опыт, у человека должно быть развито такое чувство, как воображение. Читательское воображение обучающихся всегда остается на невысоком уровне, поэтому учителю надо приложить максимум усилий для его развития.

Работу над воображением чаще веду на факультативе “Алтын-Казык”, где есть время, где дети чувствуют себя свободней, раскрепощенней.

Предлагаю вслух предложение: “Затихли овцы в пригоне, сбившись в тесный кружок, дожевывают в полусне свою жвачку коровы. Пахнет парным молоком и кислой шерстью”.

Затем предлагается описать то, что представили, используя все возможные средства художественной речи.

Систематическое развитие творческих способностей детей дает учителю добиться высоких результатов работе.

Разумеется, это далеко не все виды творческих письменных и устных работ, которые учитель может использовать при обучении родному языку. На уроках можно выделить 5–7 минут для проявления творчества обучающихся. Даже не большое сочинение – это средство самовыражения личности обучающегося, его мыслей, знаний, чувств, стремлений. Выполняя подобные задания, дети получают возможность проявить свою индивидуальность.