Подготовка к сочинению по картине В.Е. Маковского "Свидание"

Разделы: Русский язык


Задачи:

  •  приобщить школьников к шедеврам живописи, познакомить с замечательным русским художником В.Е.Маковским и его картиной «Свидание», учить выделять главную мысль картины, рассмотреть выразительные возможности наречий, совершенствовать умение использовать их в своих тексте описательного характера.
  • Развивать речевые и коммуникативные умения, диалогическое, монологическое высказывание, расширять их кругозор, словарный запас, формировать речь (научиться переводить зримый образ в словесный), развивает логическое мышление.
  • Воспитывать интерес к произведению искусству.

Оборудование: репродукция картины В.Е.Маковского «Свидание», учебник «Русский язык» 7 кл.

Ход урока

1. Сообщение учителем темы урока.

- Сегодня мы отправимся на экскурсию в Третьяковскую галерею, чтоб там познакомиться с картиной русского художника В.Е.Маковского «Свидание». Мы приступили к изучению темы «Наречие» и важно не только находить эту часть речи в тексте, но и необходимо правильно использовать ее в своей речи. А сейчас послушаем наших экскурсоводов (Запись на доске темы урока; «Заочная экскурсия в Третьяковскую галерею. Художник В.Е.Маковский и его картина «Свидание». Составление рассказа по картине с использованием наречий).

2. Сообщение уч-цы о художнике (С использованием презентации.)

Эта картина относится к бытовому жанру, жанру, который изображал жизнь в ее повседневных проявлениях и занимал одно из ведущих мест в русской живописи 19 века. Свое отношение к жизни, гнев и возмущение по поводу страданий и унижений, переживаемых простыми людьми, свое уважение и сочувствие к ним передовые русские художники 60 – 80 годов выразили в своих картинах. Одной из картин, ставшей подлинной классикой нашего искусства является картина Владимира Егоровича Маковского «Свидание». Он родился в Москве в семье крупного чиновника, большого любителя живописи, одного из основателей Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Маковский поступил в это училище, затем перешел в Академию художеств. В 1869 году за картину «Крестьянские мальчики стерегут лошадей», написанной для академической выставки, получил академическую золотую медаль имени Лейбрена. В 1874 году за картину «Любители соловьев» был удостоен звания академика.

Тонкий и наблюдательный, Маковский создал картины, с тяжелым изображением сторон быта и жизни людей. В своей картине «Крах банка»(1881) художник с психологической глубиной передал отчаяние и удивление жертв краха. Правдивые жизненные сцены передал он в картинах «Посещение бедных» (1874), «В приемной доктора» (1870) и «Получение пенсии».

На картине «Посещение бедных» изображена барыня – благодетельница, посетившая бедную семью чиновника. С любопытством разглядывает она бедняков. Невольно задерживаешь взгляд на фигуре ожиревшего лакея, который с презрением смотрит на неказистую обстановку.

На второй картине притягивает к себе внимание женщина, советующаяся со священником и ожидающая от него исцеления.

В картине «Получение пенсии» очень удачно дана дама генеральша, пришедшая со своим мальчиком и лакеем за пенсией.

Картина «Вечеринка» показывает людей, готовых к борьбе за благо народа.

В картине «Осужденный» он ввел невинно осужденного революционера.

Маковского интересовала жизнь детей бедноты, и в своих картинах он раскрывает тяжелую долю. Свои сюжеты он берет из сельской и городской жизни.

С любовью рисует художник деревенских ребят, которые полны жизни, несмотря на нужду и недостатки, несмотря на нищенскую одежду и неопрятный вид. Им близка русская природа. Им он посвятил картины «Ночное», «Игра в бабки».

Тяжелая доля детей, живущих в городе, представлена в других красках и других образах. Здесь он изображает забитых, потерявших детский облик детей. В то время это было обычным явлением, так как родители не могли сами прокормить своих детей и отдавали их в ученье. Дети жили в тяжелых условиях у хозяина, который беспощадно эксплуатировал, бил и издевался над ними. Об этом в русской литературе говорилось много раз. Ярким примером является стихотворение «Плач детей» Н. А. Некрасова.

3. Чтение стихотворения «Плач детей» Н. А. Некрасова учеником.

4. Художественное чтение рассказа А. П. Чехова «Ванька» учителем наизусть.

-Что объединяет все эти произведения? (Тема детства)

- Ярким примером является картина «Свидание», написанная в 1883 году.

5. Рассматривание репродукциикартины «Свидание»

6. Беседа по картине.

Какое впечатление производит картина?

- О чем хотел рассказать нам художник? (О свидании матери со своим сыном, живущим в городе).

- Какова композиция картины?

- Кто является героями картины?

(В центре картины крестьянка, одетая в темно-синий деревенский полушубок, коричнево - красный платок, и красную юбку работа: незнакомые слова записываются в пестрое ситцевое платье повязанная платком).

- Какие мелкие детали дополняют этот образ? (Котомка и палка, которые она положила рядом со старой, рассохшейся бочкой).

- Какая деталь в облике много говорит о женщине? (Палка - путь был долгий, трудный).

- Теперь поговорим о мальчике. Что мы можем сказать о нем? (Босой, оборванный, весь взлохмаченный, вихрастый мальчик в изорванном фартуке – принадлежность его профессии – вышел к матери в неуютные, грязные сени. Он с жадностью набросился на принесенный матерью гостинец.

- Вот этот гостинец. О чем он говорит? (О бедности матери, только беспросветная нужда заставила мать расстаться с сыном, отдать его в учение. - В то время это было обычным явлением, так как родители не могли сами прокормить своих детей и отдавали их в ученье. Дети жили в тяжелых условиях у хозяина, который беспощадно эксплуатировал, бил и издевался над ними).

- Проанализируем колорит картины. Какие краски преобладают? (Картина написана в мрачных темных тонах. В ней нет ничего лишнего, никаких бытовых подробностей).

- Почему? (Это дает возможность художнику сосредоточить все внимание зрителей на двух фигурах: матери и сына.)

- Какова главная мысль картины? (Тяжелая детская доля с безысходностью бедноты, большая драма материнства, скорби и отчаяния.)

- Я рада тому, что вы очень внимательно рассмотрели картину. Но вспомним задачу нашего урока: подготовиться к созданию сочинения с использованием наречий. Прежде напомним сами себе, какая часть речи называется наречием. (Дети дают формулировку правила).

- Итак, ваша задача: как можно больше подобрать по картине наречий, которые помогли бы вам написать сочинение. Работаем (Дети проговаривают, я записываю на доске).

7. Работа по учебнику. Упр. 240. Чтение словосочетаний

8. Составление плана сочинения.

I. Слово о русском художнике К. Е. Маковском.

II. Встреча матери с сыном. (Описание картины «Свидание»).

1. Композиция картины.

2. Описание главных героев.

3. Значение цвета в пейзаже художника.

III. Мое впечатление о картине.

9. Устный рассказ по картине.

10. Домашнее задание: написать сочинение по картине В. Е. Маковского “ Свидание”.

Использованная литература: Д .Д. Зверев Беседы об искусстве на уроках рисования.