Тема урока: Письмо другу. Обучение написанию дружеского письма.
Цели урока:
- Обучающие:
- познакомить учащихся с жанром письма;
- определить особенности этого жанра;
- тренироваться в написании письма другу;
- сформировать навык практического умения заполнять адрес на конверте;
- Развивающие:
- развивать умение написания дружеского письма;
- Воспитательные:
- способствовать возрождению эпистолярного жанра.
Оборудование:
- карточки с образцами личного письма;
- карточки-памятки с планами личного письма.
ХОД УРОКА
1. Сообщение темы, цели урока
Вступительное слово учителя:
– Письмо – написанный текст, посылаемый для
сообщения чего-нибудь. Это одно из основных
средств между гражданами, учреждениями,
организациями и предприятиями.
Письма бывают разные: деловые, дружеские,
поздравительные, письма в газету.
Чаще всего мы пишем письма близким, знакомым,
родным, чтобы поделиться своими мыслями,
чувствами, переживаниями.
Нам важно знать, как живет наш собеседник,
интересно знать его мнение о том, что нас волнует.
В письмах мы советуем, утешаем, убеждаем, спорим,
рассказываем о своих делах.
2. Работа по теме урока
Задания, направленные на выявление особенностей личного письма.
– Прочитайте текст. Является ли он письмом? От
имени кого и кому оно написано?
– Какие части, соответствующие письму, можно
выделить в этом тексте?
– Что написано в тексте?
– Найдите в тексте прилагательные и местоимения,
определите, к каким словам они относятся.
– Сделайте синтаксический разбор предложения: Тогда
играем в шахматы, читаем книги, смотрим
телепередачи, пишем письма.
Здравствуйте, мои дорогие мама и папа, Аида и
Артур!
Пишу уже из спортивно – оздоровительного лагеря
«Олимп».
Он расположен на берегу реки Свияги, в лесу,
недалеко от деревни Березняки.
Мне здесь очень нравится. Целый день заняты
делом. С утра делаем всем лагерем зарядку, после
завтрака идем на занятия.
Расписание отличается от школьного, по всем
предметам занимаемся по два часа. После обеда
занимаемся в спортзалах, выходим на лыжах,
катаемся на коньках. Затем дается время на
подготовку уроков – идем всей группой в
библиотеку. До вечера остается свободное время.
Тогда играем в шахматы, читаем книги, смотрим
телепередачи, пишем письма. Вот и села писать вам
письмо. Скучать некогда, сегодня вечером наша
группа ответственна за увеселительные игры, а я
лично вместе с мальчиком из нашей группы
исполняю шуточный танец «Рыбаки».
Мама и папа, я вас очень люблю, спасибо, что вы
меня послали в этот лагерь. За меня не
беспокойтесь, все у меня хорошо. И учусь я на «5» и
«4». И учителя, и тренеры у нас очень хорошие.
Мои дорогие Аида и Артур, слушайтесь маму и папу.
Я очень люблю и скучаю по вас. Поцелуйте за меня
моего Мурзика.
Целую всех.
11 января 2007 года.
Ваша Гузель.
– Прочитайте отрывок из письма героя рассказа О. Ф.Бергольц «Лучший друг». Докажите, что оно личное, выявив его особенности.
– Как начинается и заканчивается это письмо? О чем в нем говорится? Найдите два обращения? Какими знаками препинания они выделены?
Дорогой Павлик!
Ты спрашиваешь, видел ли я северное сияние. Ну,
конечно, видел. Оно у нас так часто бывает, что мы
уже совсем привыкли к нему. Оно бывает
разноцветными столбами или разноцветной лентой,
или точно занавес спускается с неба, свивается и
дрожит, а я больше всего люблю, когда просто
полнеба сияет золотисто-жёлтым светом, –
кажется, точно открыты ворота в какую-то
прекрасную страну…
Пока до свиданья, Павлик. Пиши мне побольше.
Твой друг.
2. Обучение написанию дружеского письма
– Как же передать в письме свои чувства к человеку, как сделать так, чтобы он представил себя рядом с вами? Для этого есть много способов.
а) Начнем с обращения. Подумайте, как бы вы
обратились в письме к своему другу, и запишите
несколько примеров.
б) Красиво ли будет начать письмо к близкому
человеку с рассказа о себе? А с чего начать?
в) Сформулируйте несколько вопросов, которые можно использовать в подобном письме.
– Как можно поблагодарить человека за то, что он не оставляет вас своим вниманием?
г) Напишите о каком-то событии вашей жизни, постарайтесь передать свои чувства, сделать это так, будто вы говорите с адресатом.
д) Чем закончить письмо?
– Не бойтесь выражения своей привязанности .Выскажите просьбу писать вам так, чтобы захотелось это сделать. Попрощайтесь тепло, может быть, даже шутливо.
– Напишите конец своего письма.
3. Обобщение.
– Итак, что же нового и интересного узнали вы сегодня о письмо? Чем служебное письмо отличается от частного? Как достичь ощущения близости к дорогому человеку?
(Дети еще раз называют отличия частного письма от делового, указывают на непринужденность общения, повторяют особенности разговорного стиля речи, используемые в дружеском письме.)
4. Домашнее задание.
– Завершите написание письма другу.