Цель: обобщить материал о методах и приемах написания сочинения-рассуждения на основе исходного текста при подготовке к ЕГЭ по русскому языку в выпускном классе.
Задачи:
а) повторить особенности построения сочинения-рассуждения;
б) обобщить приемы анализа исходного текста (памятка №1);
в) провести практическую работу по тексту (памятка №2).
Оборудование к уроку.
1.Текст М.М.Пришвина.
2.Памятки по работе с текстом.
3.Мультимедийный проектор для проекции памяток и текста на доску.
4.Литературоведческий, поэтический словари и толковый словарь С.И.Ожегова.
5.Портрет М.М.Пришвина проецируется на экран через мультимедийный проектор.
Эпиграф на доске.
“ Рассуждать - это последовательно излагать свои суждения о чем-нибудь, обсуждать что-нибудь, вести беседу. ” (С.И.Ожегов.)
Ход урока
1.Вступительное слово учителя.
Сегодня у нас обобщающий урок по написанию сочинения-рассуждения на основе исходного текста. Именно в таком жанре формулируется задание варианта С на экзамене по русскому языку в форме ЕГЭ. Композиция урока предполагает фронтальное повторение первоначальных моментов работы с исходным текстом, непосредственный анализ текста и практическую часть, которая будет проводиться на черновиках. Итак, начнем с повторения некоторых теоретических понятий жанра сочинения-рассуждения.
2.Запись в тетрадях темы и эпиграфа.
3.Обобщение ученицы по схеме построения сочинения в форме рассуждения:
а) тезис;
б) аргументы;
в) вывод.
4.Текст М.М.Пришвина о душе (Приложение № 1) проецируется через мультимедийный проектор и прочитывается учителем.
5.После прослушивания текст раздается каждому учащемуся в печатном варианте для дальнейшей работы с ним на уроке и выполнения домашнего задания.
6.Беседа:
а) что знаете о М.Пришвине?
б) какие произведения читали?
в) о ком эти произведения?
г) приходилось ли читать мемуары М.Пришвина, предназначенные для взрослого читателя?
7.Индивидуальное задание получает ученица: в библиотеке найти дополнительные сведения о писателе М.Пришвине.
8.Проекция памятки №1(Приложение № 2) на доску и устная работа с ней.
9.Беседа по тексту:
а) какова тема текста?
б) как можно его озаглавить?
в) как построен текст?
г) соответствует композиция текста схеме рассуждения?
д) каков стиль?
е) какие типы речи использует автор?
ж) какие слова требуют пояснения по словарю?
з) сформулируйте основную мысль и свяжите ее с заглавием.
10.Сообщение ученицы дополнительных сведений о биографии М.Пришвина.
11.Проекция на доску памятки №2 (Приложение № 2)и работа с ней.
12.Дифференцированные задания:
а) одна группа определяет тему и выделяет проблемы текста;
б) вторая группа определяет позицию автора и соотносит ее со своей позицией;
в) третья группа работает со словарями, определяя изобразительно - выразитель-
ные средства, которые использовал писатель в тексте.
13. Самостоятельная работа в группах (10-15 мин.).
14. Проверка работы первой и второй групп (в общем обсуждении может участвовать ученик любой группы).
15.Сообщение учениц о выразительных средствах, которые использовал автор в статье.
16. Итог урока: еще раз проговариваются основные моменты обсуждения, попутно делаются черновые записи, которые послужат основой для выполнения домашнего задания.
17. Домашнее задание: написать сочинение-рассуждение по исходному тексту М.Пришвина в соответствии с основными требованиями к выполнению задания С на ЕГЭ, используя черновые записи с урока.
Озаглавить текст сочинения.