Русский язык
-
Применение ИКТ учителем русского языка и литературы 2009
Чтобы получить новое качество образования, педагогу сейчас необходимо изменить формы и методы организационно-коммуникационной деятельности учащихся и педагогов при изучении и применении на уроках не только методологической основы данной технологии, но и при использовании опыта других учителей, при хорошей оснащенности материальной базы школы современными информационными ресурсами, при творческом подходе и желании к проектированию и продуцированию своей деятельности и деятельности учеников.
-
Урок русского языка на тему "Имя прилагательное" (итоговое повторение). 6-й класс 2009
Урок составлен в форме игры и сопровождается показом презентации. Включенные в него задания направлены на обобщение и систематизацию знаний по данной теме, развитие внимания, памяти и логического мышления учащихся, умения сравнивать и обобщать.
-
Диктант " Проверяю себя " как средство развития орфографической зоркости учащихся 2009
Методика проведения диктанта в методической литературе описана довольно подробно. В своей работе хочу предложить способы разнообразного проведения уроков такого типа. Это могут быть диктанты разных типов: тренировочный, обучающий, контрольный.
-
Урок по теме "Глаголы переходные и непереходные" 2009
На этом уроке автор знакомит учащихся с переходными и непереходными глаголами, учит различать их, доказывать свою точку зрения; развивать диалогическую речь учащихся; воспитывать умение слушать, понимать сказанное, говорить, общаться; обогащать словарный запас учащихся.
-
Модульный урок русского языка в 5-м классе "Согласные -з, -с на конце приставок" 2009
Познавательную активность учащихся помогают пробуждать нестандартные уроки и нестандартные задания, создание ситуаций, показывающих необходимость знаний, над которыми идет работа на уроке. Навыки правильной речи и грамотного письма вырабатываются в процессе долгих упражнений, тренировок, диктантов. Прекрасные возможности открывают новые информационные технологии, которые можно использовать в обучении русскому языку.
-
"Этот приглуповатый Хлестаков". Интегрированный урок (русский язык + литература) 2009
Интегрированный урок разработан для учащихся 8-х классов, изучивших тему "Однородные члены предложения" и заканчивающих чтение и изучение комедии Н.В. Гоголя "Ревизор". Это и урок обобщения материала по русскому языку, и урок обучения чтению пьесы по ролям, и урок обучения составлению характеристики литературного героя.
-
Игра по русскому языку для 5-х классов. Путешествие в Страну синтаксиса и пунктуации 2009
Вашему вниманию предлагается урок-путешествие. На занятие дети проходят несколько этапов. На одном этапе проходит интеллектуальная разминка, на других — путешествие по станциям и выполнение различных заданий.
-
Разработка урока русского языка "Путешествие на теплоходе "Причастие" 2009
Урок-путешествие на теплоходе "Причастие" позволяет обобщить полученные знания при изучении причастий в 7-м классе. Дети закрепляют полученные знания, развивают связную речь, объясняют выбор орфограмм, делают выводы и применяют полученные знания во время выполнения домашнего задания.
-
Урок русского языка в 3–м классе по теме "Три склонения имен существительных. Закрепление знаний" 2009
Автор в работе совершенствует у учащихся знания о склонении имен существительных, распознавание падежей существительных 1-го, 2-го и 3-го склонения; формирует устойчивость внимания, умение работать в группе. Воспитывает любовь к русскому языку, умение слушать и слышать друг друга, оказывать помощь.
-
Урок по русскому языку в 5–м классе "Глагол как часть речи" 2009
Автор на уроке проводит работу по усвоению правила написания суффиксов -ик-, -ек-. Применяется тренинг по правильному написанию суффикса с использованием алгоритма.
-
Неделя языкознания в школе 2009
Для формирования высокой мотивации к изучению языкового материала целесообразно раз в год проводить в школе неделю русского языка или литературы. В качестве альтернативного варианта можно провести неделю языкознания, эпиграфом для которой могут стать слова Гете: «Человек столько раз человек, сколько языков он знает». В течение недели учащимся, родителям, педагогам могут быть предложены разнообразные задания, которые помогут учащимся в игровой форме систематизировать уже полученные знания и приобрести новые.
-
Модульный урок "Различение частицы НЕ и приставки НЕ" 2009
Модульный урок представляет содержание обучения в законченном самостоятельном блоке, который содержит указание на объем изучаемого содержания и контроль над уровнем его усвоения. Ученик работает максимум времени самостоятельно, учится самоорганизации, самоконтролю и самооценке, что позволяет ему видеть пробелы в знаниях и умениях.
-
Урок русского языка "Знаки препинания в сложноподчиненном предложении на стыке двух подчинительных союзов" 2009
Формулировка проблемы, нахождения путей ее решения, умение применять полученные знания на практике в стандартных и измененных условиях - вот лишь небольшой перечень того, что должен уметь каждый школьник. Свою задачу автор видит в том, чтобы урок ориентировался на развитие детей, активизировал мыслительную деятельность, учил ребят добывать знания самостоятельно, а также воспитывал в человеке человека.
-
Урок-смотр по русскому языку. Тема: "Имя существительное - обобщение" 2009
Урок проведен в рамках конкурса "Авторская программа". Урок-закрепление проводился в игровой форме для лучшего восприятия учениками темы.
-
Орфография в стихах. Реализация проектной технологии в процессе изучения орфографии 2009
Каждому учителю русского языка хочется, чтобы запоминание трудных, иногда скучных орфограмм происходило в занимательной форме. В данной статье представлена технология работы учителя и учащихся, направленная на освоение информации (правил русского языка, лингвистических понятий и т.п.) и развитие творческих способностей детей. Суть работы – в создании иллюстрированного стихотворного сборника «Весёлая подсказка по русскому языку для детей и взрослых».
-
Урок русского языка в 6-м классе по теме "Правописание приставок пре-, при-" 2009
Урок комплексного применения ЗУН в 6-м классе составлен на основе учебника под редакцией М.М. Разумовской. Основная задача: закрепить умения различать приставки пре-, при- по их значению, формировать умения правильно писать слова с приставками пре-, при-. Данный урок способствует обогащению словарного запаса, воспитывает интерес к русскому языку и его познанию.
-
Обобщающий урок по теме "Бессоюзное сложное предложение". 9-й класс 2009
Урок проведен в форме деловой игры «Редакция газеты». Этапы урока соответствуют газетным рубрикам: «Официальная хроника» – домашние сочинения, «Встреча со старейшим педагогом школы Г.Г. Битаевой» – работа с бессоюзными сложными предложениями в тексте интервью, «Знаете ли вы?», «Зарядка для ума». Итогом работы является выпуск газеты «Искатели». Воспитательное значение урока — в пропаганде профессии педагога.
-
Урок по теме "Обособленные обстоятельства". 8-й класс 2009
Урок рассчитан на средний уровень учащихся. В ходе урока применяется групповая работа, работа у доски, аналитическая беседа. Приводятся примеры разных видов работы учащихся.
-
Урок-игра "Путешествие по Стране синтаксиса и пунктуации" (Обобщающий урок по теме "Синтаксис. Пунктуация". 5-й класс) 2009
Приём игрового урока через форму путешествия эффективен при повторении изученного по теме. Урок-игра позволяет в интересной форме закрепить материал, развивает у учащихся умение рассуждать, анализировать, делать выводы. Дети учатся общаться и оценивать друг друга, работать в паре, в группе. Оригинальность и игровой характер урока позволяют поддерживать положительную мотивацию к изучению русского языка.
-
Занятие элективного курса по русскому языку "Трудные случаи правописания" в 9-м классе на тему "Правописание Н и НН в разных частях речи" 2009
Занятие проводится с применением программного продукта. Урок состоит из выполнения заданий в программе на компьютерах, подведения итогов и дальнейшего обсуждения полученных результатов. Итог урока подводится при помощи подсчета процента выполнения заданий.
-
"Древнерусская азбука: послание к славянам" 2009
На уроке дети делятся на группы. Каждая группа исследует определённый текст и через некоторое время предоставляет свой вариант расшифровки.
-
Правописание частицы "не" с глаголами 2009
Урок-практикум. Ученики, играя, разгадывают загадки, выполняют упражнения, усваивая правило написания НЕ с глаголами.
-
Интегрированный открытый урок в 5-м классе по теме "Стихи Ф.Тютчева "…богаты не столько красками, сколько движением" 2009
Интегрированный урок русского языка, литературы, изобразительного искусства в 5-м классе с использованием мультимедийного проектора; главная цель — на материале стихотворения Ф.Тютчева повторить орфограммы глагола. На уроке учащиеся анализируют стихотворение Тютчева, знакомятся с картинами художников, чьи работы посвящены приходу весны. В конце урока выполняют творческое задание – синквейн.
-
Урок русского языка в 3-м классе по теме "Правописание ь и ъ" 2009
Урок изучения нового материала. Создаёт условия для ознакомления с правописанием разделительных мягкого и твердого знаков; для формирования умения писать их в различных частях речи; для развития орфографической зоркости и мыслительной деятельности. Урок русского языка в 3-м классе разработан по программе "Гармония".
-
Урок-путешествие по теме "Наречие" 2009
На уроке продолжается формирование и закрепление у учащихся навыков работы с текстом, повторяются основные понятия о наречии и обобщаются и систематизируются знания о наречии как части речи.
-
Урок русского языка в 7-м классе. Тема: "Наречие" 2009
При обобщении изученного материала целесообразно использовать электронную презентацию, так как это позволяет экономить время на уроке, помогает привлечь внимание учащихся, они с большей отдачей работают на уроке, а также решается проблема наглядности.
-
Урок русского языка в 5-м классе. Тема: "Вводные слова" 2009
Урок-исследование на основе лингвистической сказки с применением компьютерной презентации. Ребята почувствуют себя настоящими исследователями языка, приобретут навыки самостоятельной работы. Вместе с Почемучкой посмотрят «грамматический сон», выяснят значение вводных слов, распределят их на группы, определят роль вводных слов в тексте, напишут сочинения-миниатюры с использованием вводных слов.
-
Урок русского языка по теме "Дополнение" 2009
Это урок открытия нового знания, в котором ученики самостоятельно решают проблему нахождения дополнения в предложении и составляют алгоритм рассуждения. Урок содержит 7 этапов, свои цели и задачи. Актуальность и новизна заключаются в деятельности самих учащихся: разбор предложений, анализ предложений, самостоятельное решение проблемы, построение алгоритма.
-
"Королевство знаков препинания" (повторение по теме "Синтаксис и пунктуация") в 5-м классе 2009
Познавательно-развлекательная игра разработана для учащихся 5-го класса и проводится на заключительном уроке по теме "Синтаксис и пунктуация". Урок позволяет в игровой форме закрепить изученный материал по теме, повысить интерес к русскому языку и уровень познавательных возможностей учеников.
-
Урок-соревнование как средство выбора уровня дифференцированного обучения 2009
В работе представлена структура и описание проведения уроков-соревнований в 6–8-х классах на конкретных примерах; показана необходимость и возможность комплексного использования этих уроков для проверки умений и навыков учащихся, для создания условий правильного выбора учащимися уровня дифференцированного обучения, для обобщения, закрепления и приведения в систему полученных знаний по определенной теме.