Русский язык
-
Урок-путешествие по теме "Наречие" 2009
На уроке продолжается формирование и закрепление у учащихся навыков работы с текстом, повторяются основные понятия о наречии и обобщаются и систематизируются знания о наречии как части речи.
-
Урок русского языка в 7-м классе. Тема: "Наречие" 2009
При обобщении изученного материала целесообразно использовать электронную презентацию, так как это позволяет экономить время на уроке, помогает привлечь внимание учащихся, они с большей отдачей работают на уроке, а также решается проблема наглядности.
-
Урок русского языка в 5-м классе. Тема: "Вводные слова" 2009
Урок-исследование на основе лингвистической сказки с применением компьютерной презентации. Ребята почувствуют себя настоящими исследователями языка, приобретут навыки самостоятельной работы. Вместе с Почемучкой посмотрят «грамматический сон», выяснят значение вводных слов, распределят их на группы, определят роль вводных слов в тексте, напишут сочинения-миниатюры с использованием вводных слов.
-
Урок русского языка по теме "Дополнение" 2009
Это урок открытия нового знания, в котором ученики самостоятельно решают проблему нахождения дополнения в предложении и составляют алгоритм рассуждения. Урок содержит 7 этапов, свои цели и задачи. Актуальность и новизна заключаются в деятельности самих учащихся: разбор предложений, анализ предложений, самостоятельное решение проблемы, построение алгоритма.
-
"Королевство знаков препинания" (повторение по теме "Синтаксис и пунктуация") в 5-м классе 2009
Познавательно-развлекательная игра разработана для учащихся 5-го класса и проводится на заключительном уроке по теме "Синтаксис и пунктуация". Урок позволяет в игровой форме закрепить изученный материал по теме, повысить интерес к русскому языку и уровень познавательных возможностей учеников.
-
Урок-соревнование как средство выбора уровня дифференцированного обучения 2009
В работе представлена структура и описание проведения уроков-соревнований в 6–8-х классах на конкретных примерах; показана необходимость и возможность комплексного использования этих уроков для проверки умений и навыков учащихся, для создания условий правильного выбора учащимися уровня дифференцированного обучения, для обобщения, закрепления и приведения в систему полученных знаний по определенной теме.
-
Конспект урока по русскому языку в 3-м классе по теме "Знакомство с понятием "Сложные слова" 2009
Урок должен дать определение понятию "сложные слова" и формировать умение составлять сложные слова.
-
Презентация "Изучение фонетики при подготовке к экзамену в 9-м классе по новой форме" 2009
В статье в виде презентации представлен урок русского языка. Данная тема рассматривается в общих чертах для повторения.
-
Разработка урока по русскому языку и культуре речи "Я к вам пишу…" (подготовка к сочинению в жанре благодарственного письма) 2009
Занятие посвящено тому, чтобы познакомиться с законами эпистолярного жанра и написать благодарственное письмо близкому, родному и очень важному в вашей жизни человеку, который действительно заслужил благодарность с вашей стороны – вашим родителям.
-
Открытый урок по русскому языку в 4-м классе "Обобщение знаний о падежах" 2009
Урок-презентация с применением стихотворений, теста, творческой работой, составлением рассказа по картине, индивидуальной и групповой работой, применением сигнальных карточек, работой по таблицам, опорным схемам.
-
Урок русского языка в 6-м классе. "Повторение изученного по теме "Имя прилагательное" 2009
Разработка урока, целью которого является закрепление и обобщение сведений об имени прилагательном как части речи.
-
Метод проектов на уроках русского языка. Систематизация и обобщение знаний учащихся. Музей русского языка (проект) 2009
Урок формирует у учащихся представления о системном характере языка, его строении, обогащает и расширяет знания школьников об отдельных аспектах языковой системы, повышает культуру речи, развивает и воспитывает чувство прекрасного, любовь к своей малой родине.
-
Урок в 8-м классе "Знаки препинания при однородных членах" 2009
Урок совершенствования навыков использования правил пунктуации при однородных членах предложения. Учет психолого-педагогических особенностей данного возраста – это отправная точка для конструирования урока. Структура урока соответствует традиционной форме урока русского языка. Он проводится с элементами интеграции с курсом «Москвоведение» и истории. Были использованы слайды о Москве, игровые моменты, схемы.
-
Обобщающее повторение морфемики на уроках русского языка в старших классах 2009
Каждый учитель, готовясь к уроку русского языка в старшей школе, вынужден ответить для себя на ряд вопросов. Как повторить материал средней школы наиболее эффективно? Стоит ли во главу угла ставить только подготовку к единому экзамену? Как сохранить интерес к языку в ситуации, когда все основные сведения уже получены? В статье на суд коллег выносится схема урока русского языка в старшей школе, где автор пытается ответить на эти и другие вопросы.
-
Урок по развитию речи. Подготовка к сочинению по картине И.Э. Грабаря "Февральская лазурь" 2009
Урок развивает письменную и устную речь учащихся, совершенствует навык комплексного анализа текста, развивает интеллект, память, мышление, внимание, формирует эстетический вкус учащихся. Для решения всех задач подобран теоретический и практический материал, доступный учащимся.
-
Урок русского языка по теме: "Что такое причастие?" 2009
Знакомство с причастием по учебнику М.М. Разумовской происходит в 6-м классе. Начинаю изучение с ввода понятия о причастии. На этом уроке использую игровой момент для актуализации знаний «Внимание: розыск!», даю возможность самим детям определить тему урока. Выясняем: почему малыш увязался за разыскиваемыми, для объяснения нового материала использую лингвистическую сказку. На разных этапах урока моим помощником является интерактивная доска.
-
Практикум по орфографии 2009
Практикум по орфографии – это урок в системе уроков 6-го класса по программе М.М. Разумовской. Данный урок может быть использован в других классах при изучении орфографии. Урок с применением информационных технологий, использованием презентаций. Класс делится на команды. В урок включены 5 туров. Ребята работают на компьютере, у доски, в тетрадях, применяется электронный репетитор – тренажер «Курс русского языка».
-
Повторение темы "Деепричастие" 2009
Урок закрепления полученных знаний, развития логического мышления, совершенствования навыков употребления деепричастий в устной речи, формирования умений осуществления само- и взаимоконтроля. На уроке применяются игровые методики, что позволяет воспитывать интерес к изучению русского языка.
-
Урок "Предложение. Интонация предложения" 2009
Цели урока: дать понятие предложения, интонации предложения, логического ударения; научить устанавливать зависимость между интонацией и смыслом предложения; совершенствовать навыки выразительного чтения; способствовать развитию у учащихся наблюдательности, внимательного отношения к речи.
-
Урок развития речи. Изобразительно-выразительные средства языка (Эпитет) 2009
Цели урока: формировать умения находить в тексте изобразительно-выразительные средства языка – эпитеты, составлять высказывания-описания состояния окружающей среды (снега); развитие устной монологической речи, умение раскрыть тему текста, развитие познавательной культуры учащихся, умение выделять из текста слова, словосочетания, фразы, соответствующие поставленному вопросу.
-
Программа курса по выбору для учащихся 9-х классов в аспекте предпрофильной подготовки "Что в имени…" 2009
Этот курс – синтез межпредметных связей: русский язык, литература, история, география. Курс ориентирован на то, чтобы, углубляясь в ономастику, дети больше узнали о лексической, языковедческой стороне родного языка, умели свободно получать необходимые знания, работая со специальной литературой, расширять свой кругозор. Курс рассчитан на 12 часов, предназначен для предрофильной подготовки учащихся 9-го класса.
-
Информационно-компьютерные технологии на уроках русского языка. Развитие речи в 6-м классе. Сбор материалов к сочинению по картине 2009
ИКТ делает работу более интересной и продуктивной. Презентация 1 знакомит с картинами художника и определяет место картины в его творчестве (расширение кругозора учащихся, развитие любви к искусству). Презентация 2 направлена на развитие речи (обогащение словарного запаса, словарно-стилистическая работа). Текст для редактирования служит моделью написания сочинения и базой для классификации ошибок.
-
Открытый урок "Наречие как часть речи. Использование исторического комментария при изучении наречия" 2009
Урок призван дать полное представление об особенностях наречий и их происхождении.
-
Урок русского языка в 6–м классе "Лингвистический марафон по стране Глагол" 2009
Урок обобщающего контроля по теме «Глагол» построен в виде путешествия-марафона, что наиболее интересно учащимся 5-6-х классов. Нестандартная форма марафона позволяет учителю при обобщении знаний применять как игровые элементы, так и стандартные виды работ по развитию речи. Урок отличает занимательность, широта обобщения, связь изученного материала с другими разделами языка. Урок имеет презентационное сопровождение.
-
Конспект по русскому языку "Понятие о деепричастии" (7-й класс) 2009
Урок построен на сочетании традиционных форм и компьютерных технологий, что позволяет активизировать познавательную активность учащихся и добиться прочного и осознанного усвоения учебного материала. Такие уроки русского языка становятся для каждого ребёнка источником творческих сил, самовыражения, приносят настоящее удовлетворение.
-
Роль уроков речи и культуры общения в диагностике и коррекции психологического климата учебного коллектива 2009
Статья предлагает рассмотреть скрытый резерв уроков предмета "Речь и культура общения" (авторы программы Т.А. Долинина, Д.И. Архарова), их роль в диагностике и коррекции эмоционального климата коллектива учащихся. В результате систематического анализа творческих работ учащихся педагог может получить достаточно полную картину межличностных отношений внутри класса и при необходимости скорректировать их.
-
Урок развития речи "Письма пишут разные" (8-й класс) 2009
На уроках развития речи проявляется активность и творческие способности каждого ученика. Использование живописи, музыки, поэтических текстов способствует особой атмосфере, пробуждая интерес к гуманитарным предметам.
-
Урок русского языка по теме "Правописание корней -гор, -гар" (5-й класс) 2009
Использование традиционных методов обучения приводит к тому, что сильным ученикам неинтересно учиться, а слабым – очень сложно. Дифференцированный подход предполагает необходимость разноуровневого обучения для сильных, средних и слабых учеников. Именно это позволит заинтересовать всех учащихся процессом обучения.
-
Выразительные возможности фонетики русского языка. Обучение анализу фонетической организации речи 2009
Наибольшие затруднения для выпускников при сдаче экзамена в форме ЕГЭ по русскому языку вызывает задание № 8 части 2 – соотношение термина и примеров языковых особенностей текста (в 2008 году справились только 25% обучающихся). Урок даёт возможность актуализировать следующие литературоведческие понятия: благозвучие, неблагозвучие, аллитерация, ассонанс, звукопись; обучает редактированию текста с точки зрения его фонетической организации; совершенствует навык анализа фонетических средств выразительности речи.
-
Модульный урок в 8-м классе. Обобщение изученного по теме "Односоставные предложения" 2009
Подробный сценарий модульного урока. Приведены контрольные тесты и ключи к ним. Использована методика самооценки выполненной работы учащимися. Даны критерии для такой самооценки. Работа снабжена необходимыми комментариями для организации деятельности учащихся.