Русский язык
-
Урок по русскому языку в 5–м классе "Глагол как часть речи" 2009
Автор на уроке проводит работу по усвоению правила написания суффиксов -ик-, -ек-. Применяется тренинг по правильному написанию суффикса с использованием алгоритма.
-
Неделя языкознания в школе 2009
Для формирования высокой мотивации к изучению языкового материала целесообразно раз в год проводить в школе неделю русского языка или литературы. В качестве альтернативного варианта можно провести неделю языкознания, эпиграфом для которой могут стать слова Гете: «Человек столько раз человек, сколько языков он знает». В течение недели учащимся, родителям, педагогам могут быть предложены разнообразные задания, которые помогут учащимся в игровой форме систематизировать уже полученные знания и приобрести новые.
-
Модульный урок "Различение частицы НЕ и приставки НЕ" 2009
Модульный урок представляет содержание обучения в законченном самостоятельном блоке, который содержит указание на объем изучаемого содержания и контроль над уровнем его усвоения. Ученик работает максимум времени самостоятельно, учится самоорганизации, самоконтролю и самооценке, что позволяет ему видеть пробелы в знаниях и умениях.
-
Урок русского языка "Знаки препинания в сложноподчиненном предложении на стыке двух подчинительных союзов" 2009
Формулировка проблемы, нахождения путей ее решения, умение применять полученные знания на практике в стандартных и измененных условиях - вот лишь небольшой перечень того, что должен уметь каждый школьник. Свою задачу автор видит в том, чтобы урок ориентировался на развитие детей, активизировал мыслительную деятельность, учил ребят добывать знания самостоятельно, а также воспитывал в человеке человека.
-
Урок-смотр по русскому языку. Тема: "Имя существительное - обобщение" 2009
Урок проведен в рамках конкурса "Авторская программа". Урок-закрепление проводился в игровой форме для лучшего восприятия учениками темы.
-
Орфография в стихах. Реализация проектной технологии в процессе изучения орфографии 2009
Каждому учителю русского языка хочется, чтобы запоминание трудных, иногда скучных орфограмм происходило в занимательной форме. В данной статье представлена технология работы учителя и учащихся, направленная на освоение информации (правил русского языка, лингвистических понятий и т.п.) и развитие творческих способностей детей. Суть работы – в создании иллюстрированного стихотворного сборника «Весёлая подсказка по русскому языку для детей и взрослых».
-
Урок русского языка в 6-м классе по теме "Правописание приставок пре-, при-" 2009
Урок комплексного применения ЗУН в 6-м классе составлен на основе учебника под редакцией М.М. Разумовской. Основная задача: закрепить умения различать приставки пре-, при- по их значению, формировать умения правильно писать слова с приставками пре-, при-. Данный урок способствует обогащению словарного запаса, воспитывает интерес к русскому языку и его познанию.
-
Обобщающий урок по теме "Бессоюзное сложное предложение". 9-й класс 2009
Урок проведен в форме деловой игры «Редакция газеты». Этапы урока соответствуют газетным рубрикам: «Официальная хроника» – домашние сочинения, «Встреча со старейшим педагогом школы Г.Г. Битаевой» – работа с бессоюзными сложными предложениями в тексте интервью, «Знаете ли вы?», «Зарядка для ума». Итогом работы является выпуск газеты «Искатели». Воспитательное значение урока — в пропаганде профессии педагога.
-
Урок по теме "Обособленные обстоятельства". 8-й класс 2009
Урок рассчитан на средний уровень учащихся. В ходе урока применяется групповая работа, работа у доски, аналитическая беседа. Приводятся примеры разных видов работы учащихся.
-
Урок-игра "Путешествие по Стране синтаксиса и пунктуации" (Обобщающий урок по теме "Синтаксис. Пунктуация". 5-й класс) 2009
Приём игрового урока через форму путешествия эффективен при повторении изученного по теме. Урок-игра позволяет в интересной форме закрепить материал, развивает у учащихся умение рассуждать, анализировать, делать выводы. Дети учатся общаться и оценивать друг друга, работать в паре, в группе. Оригинальность и игровой характер урока позволяют поддерживать положительную мотивацию к изучению русского языка.
-
Занятие элективного курса по русскому языку "Трудные случаи правописания" в 9-м классе на тему "Правописание Н и НН в разных частях речи" 2009
Занятие проводится с применением программного продукта. Урок состоит из выполнения заданий в программе на компьютерах, подведения итогов и дальнейшего обсуждения полученных результатов. Итог урока подводится при помощи подсчета процента выполнения заданий.
-
"Древнерусская азбука: послание к славянам" 2009
На уроке дети делятся на группы. Каждая группа исследует определённый текст и через некоторое время предоставляет свой вариант расшифровки.
-
Правописание частицы "не" с глаголами 2009
Урок-практикум. Ученики, играя, разгадывают загадки, выполняют упражнения, усваивая правило написания НЕ с глаголами.
-
Интегрированный открытый урок в 5-м классе по теме "Стихи Ф.Тютчева "…богаты не столько красками, сколько движением" 2009
Интегрированный урок русского языка, литературы, изобразительного искусства в 5-м классе с использованием мультимедийного проектора; главная цель — на материале стихотворения Ф.Тютчева повторить орфограммы глагола. На уроке учащиеся анализируют стихотворение Тютчева, знакомятся с картинами художников, чьи работы посвящены приходу весны. В конце урока выполняют творческое задание – синквейн.
-
Урок русского языка в 3-м классе по теме "Правописание ь и ъ" 2009
Урок изучения нового материала. Создаёт условия для ознакомления с правописанием разделительных мягкого и твердого знаков; для формирования умения писать их в различных частях речи; для развития орфографической зоркости и мыслительной деятельности. Урок русского языка в 3-м классе разработан по программе "Гармония".
-
Урок-путешествие по теме "Наречие" 2009
На уроке продолжается формирование и закрепление у учащихся навыков работы с текстом, повторяются основные понятия о наречии и обобщаются и систематизируются знания о наречии как части речи.
-
Урок русского языка в 7-м классе. Тема: "Наречие" 2009
При обобщении изученного материала целесообразно использовать электронную презентацию, так как это позволяет экономить время на уроке, помогает привлечь внимание учащихся, они с большей отдачей работают на уроке, а также решается проблема наглядности.
-
Урок русского языка в 5-м классе. Тема: "Вводные слова" 2009
Урок-исследование на основе лингвистической сказки с применением компьютерной презентации. Ребята почувствуют себя настоящими исследователями языка, приобретут навыки самостоятельной работы. Вместе с Почемучкой посмотрят «грамматический сон», выяснят значение вводных слов, распределят их на группы, определят роль вводных слов в тексте, напишут сочинения-миниатюры с использованием вводных слов.
-
Урок русского языка по теме "Дополнение" 2009
Это урок открытия нового знания, в котором ученики самостоятельно решают проблему нахождения дополнения в предложении и составляют алгоритм рассуждения. Урок содержит 7 этапов, свои цели и задачи. Актуальность и новизна заключаются в деятельности самих учащихся: разбор предложений, анализ предложений, самостоятельное решение проблемы, построение алгоритма.
-
"Королевство знаков препинания" (повторение по теме "Синтаксис и пунктуация") в 5-м классе 2009
Познавательно-развлекательная игра разработана для учащихся 5-го класса и проводится на заключительном уроке по теме "Синтаксис и пунктуация". Урок позволяет в игровой форме закрепить изученный материал по теме, повысить интерес к русскому языку и уровень познавательных возможностей учеников.
-
Урок-соревнование как средство выбора уровня дифференцированного обучения 2009
В работе представлена структура и описание проведения уроков-соревнований в 6–8-х классах на конкретных примерах; показана необходимость и возможность комплексного использования этих уроков для проверки умений и навыков учащихся, для создания условий правильного выбора учащимися уровня дифференцированного обучения, для обобщения, закрепления и приведения в систему полученных знаний по определенной теме.
-
Конспект урока по русскому языку в 3-м классе по теме "Знакомство с понятием "Сложные слова" 2009
Урок должен дать определение понятию "сложные слова" и формировать умение составлять сложные слова.
-
Презентация "Изучение фонетики при подготовке к экзамену в 9-м классе по новой форме" 2009
В статье в виде презентации представлен урок русского языка. Данная тема рассматривается в общих чертах для повторения.
-
Разработка урока по русскому языку и культуре речи "Я к вам пишу…" (подготовка к сочинению в жанре благодарственного письма) 2009
Занятие посвящено тому, чтобы познакомиться с законами эпистолярного жанра и написать благодарственное письмо близкому, родному и очень важному в вашей жизни человеку, который действительно заслужил благодарность с вашей стороны – вашим родителям.
-
Открытый урок по русскому языку в 4-м классе "Обобщение знаний о падежах" 2009
Урок-презентация с применением стихотворений, теста, творческой работой, составлением рассказа по картине, индивидуальной и групповой работой, применением сигнальных карточек, работой по таблицам, опорным схемам.
-
Урок русского языка в 6-м классе. "Повторение изученного по теме "Имя прилагательное" 2009
Разработка урока, целью которого является закрепление и обобщение сведений об имени прилагательном как части речи.
-
Метод проектов на уроках русского языка. Систематизация и обобщение знаний учащихся. Музей русского языка (проект) 2009
Урок формирует у учащихся представления о системном характере языка, его строении, обогащает и расширяет знания школьников об отдельных аспектах языковой системы, повышает культуру речи, развивает и воспитывает чувство прекрасного, любовь к своей малой родине.
-
Урок в 8-м классе "Знаки препинания при однородных членах" 2009
Урок совершенствования навыков использования правил пунктуации при однородных членах предложения. Учет психолого-педагогических особенностей данного возраста – это отправная точка для конструирования урока. Структура урока соответствует традиционной форме урока русского языка. Он проводится с элементами интеграции с курсом «Москвоведение» и истории. Были использованы слайды о Москве, игровые моменты, схемы.
-
Обобщающее повторение морфемики на уроках русского языка в старших классах 2009
Каждый учитель, готовясь к уроку русского языка в старшей школе, вынужден ответить для себя на ряд вопросов. Как повторить материал средней школы наиболее эффективно? Стоит ли во главу угла ставить только подготовку к единому экзамену? Как сохранить интерес к языку в ситуации, когда все основные сведения уже получены? В статье на суд коллег выносится схема урока русского языка в старшей школе, где автор пытается ответить на эти и другие вопросы.
-
Урок по развитию речи. Подготовка к сочинению по картине И.Э. Грабаря "Февральская лазурь" 2009
Урок развивает письменную и устную речь учащихся, совершенствует навык комплексного анализа текста, развивает интеллект, память, мышление, внимание, формирует эстетический вкус учащихся. Для решения всех задач подобран теоретический и практический материал, доступный учащимся.