План урока.
- Индуктор.
- Вступительное слово учителя.
- Обсуждение заданий.
- Творческая работа учащихся.
- Итоги урока.
- Рефлексия.
Подготовка к уроку.
Учитель составляет задания для каждой творческой группы на основе содержания текста П.И. Чайковского.
... Вдруг самым неожиданным образом является зерно будущего произведения. Если почва благодарная, т. е. если есть расположение к работе, зерно это с непостижимой силой и быстротой пускает корни, показывается их земли, пускает стебелёк, листья, сучья и, наконец, цветы. Я не могу иначе определить творческий процесс, как посредством этого уподобления. Вся трудность состоит в том, чтобы явилось зерно и чтобы оно попало в благоприятные условия. Всё остальное делается само собой. Напрасно бы я старался выразить Вам словами всё неизмеримое блаженство того чувства, которое охватывает меня, когда явилась главная мысль и когда она начинает разрастаться в определённые формы. Забываешь всё, делаешься словно сумасшедший, всё внутри трепещет и бьётся, одна мысль нагоняет другую. Иногда на несколько времени вдохновение отлетает; приходится искать его и подчас тщетно. Весьма часто совершенно холодный, рассудочный. Технический процесс работы должен прийти на помощь. Может быть, вследствие этого и у самых великих мастеров можно проследить моменты, где недостаёт органического сцепления, где замечается шов, части целого, искусственно склеенные. Но иначе невозможно. Если бы то состояние души артиста, которое называется вдохновением и которое я сейчас пытаюсь описать Вам, продолжалось бы беспрерывно, нельзя было бы и одного дня прожить. Струны лопнули бы и инструмент разбился бы вдребезги.
Задания первой творческой группе
- Прочитайте текст.
- Определите основную проблему текста.
- Сформулируйте позицию автора на основе содержания текста.
- Определите роль средств художественной выразительности.
Задание второй творческой группе
На основе поэтических и прозаического отрывков определите источники вдохновения?
1.
Дом стоял на пригорке. Леса уходили вниз, в весёлую даль, где лежало среди зарослей озеро. Там у композитора было любимое место - оно называлось Рудым Яром. Самая дорога к Яру всегда вызывала волнение. Бывало, зимой, в сырой гостинице в Риме, он просыпался среди ночи и начинал шаг за шагом вспоминать эту дорогу: сначала по просеке, где около пней цветёт розовый Иван – чай, потом берёзовым грибным мелколесьем, потом через поломанный мост над заросшей речкой и – вверх, в корабельный бор…
Пожалуй, больше всего ему помогали леса, лесной дом, просеки, заросли, заброшенные дороги, этот удивительный воздух и всегда немного печальные русские закаты.
Он не променял эти туманные зори ни на какие великолепные позлащённые закаты Италии. Он без остатка отдал своё сердце России – её лесам и деревушкам, околицам и песням.
Чайковский знал, что сегодня, побывав в Рудом Яре, он вернётся - и давно живущая где-то внутри любимая тема о лирической силе этой стороны перельётся через край и хлынет потоком звуков. Так и случилось.
Знакомый край был весь обласкан светом. Разнообразие и сила освещения вызвали к Чайковского то состояние, когда кажется, что вот-вот случится сто-то необыкновенное, похожее на чудо. Надо было тотчас возвращаться домой, садиться за рояль и наспех записывать проигранное на листках нотной бумаги…(К. Паустовский)
2.
Друзья мои, прекрасен наш союз!
Он, как душа, неразделим и вечен –
Неколебим, свободен и беспечен,
Срастался он под сенью дружных муз…
(«19 октября» А. С. Пушкин)Когда б вы знали, из какого сора
Растут стихи, не ведая стыда,
Как жёлтый одуванчик у забора,
Как лопухи и лебеда.Сердитый окрик, дёгтя запах свежий,
Таинственная плесень на стене…
И стих уже звучит, задорен, нежен,
На радость вам и мне.
(«Творчество» А. Ахматова)Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса –
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса……И пробуждается поэзия во мне:
Душа стесняется лирическим волненьем,
Трепещет и звучит, и ищет, как во сне,
Излиться наконец свободным проявленьем.Я помню чудное мгновенье:
Передо мной явилась ты,
Как мимолётное виденье,
Как гений чистой красоты…
(А.С. Пушкин)
Задания третьей творческой группе
- Как о вдохновении высказывались философы, писатели, писатели, композиторы?
- Какое из высказываний вам ближе? Почему?
- Попробуйте сформулировать своё определение вдохновения?
- Нарисуйте вдохновение с помощью кисти и красок.
Вдохновение…есть не что иное, как то, что находящийся в состоянии вдохновения весь поглощён предметом, всецело уходит в него и не успокаивается, пока не найдёт вполне соответствующую художественную форму, не доведёт её до совершенства…
(Георг Гегель)
Вдохновение – это не селёдка, которую можно засолить на многие годы…
(Иоганн Гёте)
Вдохновение не есть исключительная принадлежность художника: без него недалеко уйдёт и учёный, без него немного сделает даже и ремесленник, потому что оно везде, во всяком деле, во всяком труде.
(В. Г. Белинский)
Много в пространстве невидимых
форм и неслышимых звуков,
много чудесных в нём есть
сочетаний и слова, и света,
но передаст их лишь тот, кто
умеет и видеть, и слышать.
(Безымянный поэт)
Вдохновение – это строгое рабочее состояние. Душевный подъём не выражается в театральной позе и приподнятости. Так же, как и пресловутые «муки творчества». Да, вдохновение – это строгое рабочее состояние, но у него есть своя поэтическая окраска, свой поэтический подтекст.
Вдохновение как первая любовь, когда сердце громко стучит в предчувствии удивительных встреч, невообразимо прекрасных глаз, улыбок и недомолвок. Тогда наш внутренний мир настроен тонко и верно, как некий волшебный инструмент, и отзывается на всё…
(К. Г. Паустовский)
Ход урока.
- Организационная минутка, сообщается тема урока, цели.
- Вступительное слово учителя. ( Читаю отрывок из повести К. Г. Паустовского «О лесах»)
…Чайковский быстро шёл к дому. Он приказал слуге никого к себе не пускать, прошёл в маленький зал, запер дребезжащую дверь и сел к роялю.
Он играл. Вступление к теме казалось расплывчатым и сложным. Он добивался ясности мелодии – такой, чтобы она была понятна и мила и Фене, и даже старому Василию.
Он играл, не зная, что Феня принесла ему махотку земляники, сидит на крыльце, крепко сжимает загорелыми пальцами концы головного платка и, приоткрыв рот, слушает. А потом приплёлся Василий, сел рядом с Феней и скрутил цигарку из самосада.
- Играет? – спросил Василий. – Прекратить, говоришь, никак нельзя?
- Никак! – ответил слуга и усмехнулся на необразованность лесника. – Он музыку сочиняет. Это, Василий, святое дело! (Включаю фрагмент из 1 концерта для фортепиано с оркестром П.И. Чайковского и читаю его текст «…Вдруг самым…») - Объявляю начало работы в творческих группах.(10 минут)
- Представление каждой творческой работы. (4-5 минут)
- Вопрос классу: «Каков же лик вдохновения сегодня?»
- Итог урока.
- Домашняя работа. Написать сочинение-рассуждение по тексту П.И. Чайковского.