Цель:
- закрепить знания учащихся в правописании слов с проверяемыми безударными гласными;
- коррекция мышления на основе упражнений в установлении логических связей, обобщения;
- воспитание мотивации к учёбе, повышение интереса к русскому языку.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Повторение изученного.
Формулирование учащимися темы урока.
На доске написаны слова: к…ток, в…дро, б…рёза, пов…р, в…сна, спос…б, ст…нал, м…лина, зел…нь.
- Внимательно прочитайте написанные на доске слова. Разделите их на две группы по двум признакам одновременно. Какие группы у вас получились? (К первой группе можно отнести слова каток, ведро, повар, весна, способ, стонал, зелень. Это слова с проверяемой безударной гласной в корне. Все они состоят из двух слогов.)
- Какие слова вы отнесли ко второй группе? (Ко второй группе можно отнести слова берёза, малина. Это слова с непроверяемой безударной гласной в корне. Они состоят из трёх слогов.)
- Ещё раз посмотрите на написанные слова. Сформулируйте тему сегодняшнего урока. Обоснуйте свою мысль.
- Сформулируйте правило о правописании слов с проверяемой безударной гласной в корне.
Дети читают двустишие:
Чтобы не было сомненья,
Ставим звук под ударенье.
Учащиеся записывают слова в тетрадь, подбирают к ним проверочные слова. Проверка проводится по сигнальным карточкам.
III. Минутка чистописания.
- На минутке чистописания мы напишем буквы, которые являются непроверяемыми безударными гласными в данных словах. Какие это буквы? (а, о, е.)
- Составьте свою цепочку из таких букв. Какие можно предложить варианты? (аео оеа аео ааео аааео …)
IV. Словарно орфографическая работа.
- Новое слово из словарика, с которым мы познакомимся на уроке, вы назовёте сами. Для этого соедините последние буквы слов с проверяемой безударной гласной в корне, с которыми вы работали во время повторения изученного. Какое это слово? (корабль)
- Подберите родовое понятие к слову корабль. Для чего он предназначен? (Корабль – транспорт, предназначенный для перевозки грузов и людей по воде.)
- Напишите слово корабль в тетради. Подчеркните непроверяемую безударную гласную.
- Прочитайте пословицу и объясните её смысл.
Большому кораблю – большое плаванье. (Человеку с большими способностями, с большим талантом надо дать больше возможности, чтобы он смог развивать их дальше и смог достигнуть больших успехов.) - Напишите пословицу по памяти. Найдите в ней слова с проверяемой безударной гласной.
V. Закрепление изученного.
1. На доске запись:
Ночь – утро; (з…ма, м…роз, январ…, ос…нь)
Песня – глухой; (к…ртина, художник, сл..пой);
Туча – дождь; (дер…во, корень, л…сточки).
Установите, какая имеется смысловая связь между словами в левой части примера. Составьте такую же пару из слов, заключённых в скобках. Составленные пары слов напишите, вставляя пропущенные буквы. Подберите проверочные слова.
(песня – глухой; картина – слепой; туча – дождь; дерево – листочки.)
2. Физкультминутка.
- Встаньте, пожалуйста. Выйдите из-за парт. Проведём физкультминутку. Я буду называть и показывать написанные на доске слова. Если в слове есть безударная гласная а, вы хлопаете. Если в слове есть любая друга безударная гласная, вы топаете.
3. Работа в парах. Учащимся раздаются предложения с «перепутанными» словами. Детям предлагается составить предложения. (Весной на деревьях распускаются зелёные листочки.)
- Найдите в предложении слова с проверяемой безударной гласной. Подберите к ним проверочные слова.
4. Выполнение упражнения №27 по заданию в учебнике. Проверка проводится по сигнальным карточкам.
VI. Итог урока.
- Над какой орфограммой мы работали сегодня на уроке?
- Что надо сделать, чтобы не ошибиться в правописании слов с безударной гласной в корне?