Урок русского языка в 3-м классе "Правописание слов с проверяемыми безударными гласными в корне"

Разделы: Русский язык, Начальная школа


Цель:

  1. закрепить знания учащихся в правописании слов с проверяемыми безударными гласными;
  2. коррекция мышления на основе упражнений в установлении логических связей, обобщения;
  3. воспитание мотивации к учёбе, повышение интереса к русскому языку.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Повторение изученного.

Формулирование учащимися темы урока.

На доске написаны слова: к…ток, в…дро, б…рёза, пов…р, в…сна, спос…б, ст…нал, м…лина, зел…нь.

  • Внимательно прочитайте написанные на доске слова. Разделите их на две группы по двум признакам одновременно. Какие группы у вас получились? (К первой группе можно отнести слова каток, ведро, повар, весна, способ, стонал, зелень. Это слова с проверяемой безударной гласной в корне. Все они состоят из двух слогов.)
  • Какие слова вы отнесли ко второй группе? (Ко второй группе можно отнести слова берёза, малина. Это слова с непроверяемой безударной гласной в корне. Они состоят из трёх слогов.)
  • Ещё раз посмотрите на написанные слова. Сформулируйте тему сегодняшнего урока. Обоснуйте свою мысль.
  • Сформулируйте правило о правописании слов с проверяемой безударной гласной в корне.

Дети читают двустишие:

Чтобы не было сомненья,
Ставим звук под ударенье.

Учащиеся записывают слова в тетрадь, подбирают к ним проверочные слова. Проверка проводится по сигнальным карточкам.

III. Минутка чистописания.

  • На минутке чистописания мы напишем буквы, которые являются непроверяемыми безударными гласными в данных словах. Какие это буквы? (а, о, е.)
  • Составьте свою цепочку из таких букв. Какие можно предложить варианты? (аео оеа аео ааео аааео …)

IV. Словарно орфографическая работа.

  • Новое слово из словарика, с которым мы познакомимся на уроке, вы назовёте сами. Для этого соедините последние буквы слов с проверяемой безударной гласной в корне, с которыми вы работали во время повторения изученного. Какое это слово? (корабль)
  • Подберите родовое понятие к слову корабль. Для чего он предназначен? (Корабль транспорт, предназначенный для перевозки грузов и людей по воде.)
  • Напишите слово корабль в тетради. Подчеркните непроверяемую безударную гласную.
  • Прочитайте пословицу и объясните её смысл.
    Большому кораблю – большое плаванье. (Человеку с большими способностями, с большим талантом надо дать больше возможности, чтобы он смог развивать их дальше и смог достигнуть больших успехов.)
  • Напишите пословицу по памяти. Найдите в ней слова с проверяемой безударной гласной.

V. Закрепление изученного.

1. На доске запись:

Ночь – утро; (з…ма, м…роз, январ…, ос…нь)
Песня – глухой; (к…ртина, художник, сл..пой);
Туча – дождь; (дер…во, корень, л…сточки).

Установите, какая имеется смысловая связь между словами в левой части примера. Составьте такую же пару из слов, заключённых в скобках. Составленные пары слов напишите, вставляя пропущенные буквы. Подберите проверочные слова.

(песня – глухой; картина – слепой; туча – дождь; дерево – листочки.)

2. Физкультминутка.

  • Встаньте, пожалуйста. Выйдите из-за парт. Проведём физкультминутку. Я буду называть и показывать написанные на доске слова. Если в слове есть безударная гласная а, вы хлопаете. Если в слове есть любая друга безударная гласная, вы топаете.

3. Работа в парах. Учащимся раздаются предложения с «перепутанными» словами. Детям предлагается составить предложения. (Весной на деревьях распускаются зелёные листочки.)

  • Найдите в предложении слова с проверяемой безударной гласной. Подберите к ним проверочные слова.

4. Выполнение упражнения №27 по заданию в учебнике. Проверка проводится по сигнальным карточкам.

VI. Итог урока.

  • Над какой орфограммой мы работали сегодня на уроке?
  • Что надо сделать, чтобы не ошибиться в правописании слов с безударной гласной в корне?