Каждый из нас, работая, идет к накоплению собственного теоретического и практического багажа, придумывает свои оригинальные решения. Растет методическая копилка, увеличивается опыт работы, и постепенно количество переходит в качество. Так появился в моей практике один из интересных вариантов работы со словарными словами на уроках русского языка.
Учителя знают, как трудно дается младшим школьникам освоение таких слов.
Наблюдения показывают, что учащиеся, переходя из класса в класс, допускают ошибки в написании слов с непроверяемыми гласными. Почему? Ответ прост.
При знакомстве со "cловарными" словами ребенку отводится, как правило, пассивная роль: слово предъявляется и анализируется самим учителем. Учащимся предлагается лишь списать и заучить его. Однако механическое заучивание слов утомляет ученика и не формирует у него интереса к языку.
Практика показала, что работа над непроверяемыми написаниями, ориентированная только на механическое запоминание слов с такими орфограммами, малоэффективна.
Кроме того, наглядно-иллюстративный метод запоминания данных слов лишь привлекает внимание учащихся, а запоминанию непроверяемой буквы он не способствует.
Таким образом, в формировании орфографических навыков при изучении слов с непроверяемыми написаниями должна быть активная учебная работа учащихся.
Дети любознательны, находчивы, изобретательны. Этот огромный потенциал необходимо направить в нужное нам русло.
Примером может служить метод обучения учащихся запоминанию словарных слов, разработанный мною в ходе изучения опыта работы В.Лайло.
Сущность этого метода заключается в следующем:
- разделение словарных слов с 1 по 4 класс в зависимости от “опасного места” – буквы, в написании которой можно ошибиться;
- составление из этих слов небольшого связного текста;
- придумывание опорного слова ко всем словам рассказа, в котором невозможно допустить ошибку;
- рисунок к своему рассказу.
Дело в том, что мышление учащихся начальных классов носит наглядно-образный характер, т.е. оно опирается на конкретные представления и образы. В связи с этим у большинства из них соответственно преобладает и образный тип памяти.
Для того, чтобы запомнить непроверяемую букву интересно, с учетом психологической особенности мышления младшего школьника, надо "оживить" букву, создать ее "образ" в конкретном слове. Трудная орфограмма словарного слова связывается с ярким ассоциативным образом, который вспоминается при написании данного словарного слова, помогая правильно написать орфограмму.
Успешному запоминанию способствует соблюдение определенных условий:
- установка на запоминание: ученик должен хотеть запомнить то, что ему надо запомнить;
- заинтересованность: легче запоминается то, что интересно;
- яркость восприятия: лучше запоминается все яркое, необычное, то, что вызывает определенные эмоции;
- образность запечатления: запоминание, опирающееся на образы, гораздо лучше механического запоминания. Ассоциативный образ должен быть связан со словарным словом каким-то общим признаком и должен иметь в своем написании не вызывающую сомнений букву.
(Приложение с рассказами и рисунками детей).
Кроме данного метода в работе со словарными словами также предлагаются задания на классификацию, систематизацию, обобщение и т.д.
Например, по опорному слову вспомнить весь набор словарных слов рассказа, получив слова вперемешку – разбить их на группы, из набора слов найти лишние и т.п. Ведется работа и с отдельно взятым словом. После того, как учащиеся сфотографируют его на карточке, им предлагается:
- написать буквы этого слова в алфавитном порядке;
- выписать все глухие ( звонкие), мягкие ( твердые) согласные, выписать гласные;
- Записать, вторую букву слова считая с начала, третью, считая с конца и т.д.;
- выписать второй (третий, четвертый) слог с начала (с конца);
- дополнить этот слог до какого-нибудь слова (существительного, прилагательного, глагола);
- используя буквы слова, составить другие слова.
Результатом применения данного метода являются качественные изменения, происходящие у школьников в процессе обучения русскому языку (уменьшение ошибок в письменных работах).
Прием такого обучения запоминанию слов обеспечивает ребятам успех в учебе, дарит радость от общения с буквой, словом. Буква становится ребенку другом, из-за нее не будет разочарований, неудач, слез.
Опыт показал, что планомерное применение названных приемов дает возможность значительно повысить эффективность обучения словарным словам по сравнению с обучением с помощью традиционных приемов.
При использовании описанных приемов работы со словами с непроверяемыми написаниями учащиеся усваивают орфографию не только слов, предусмотренных программой, но и многих других. А каждый учитель знает: чем больше слов усвоит учащийся, тем богаче его речь, тем легче ему учиться, тем глубже и прочнее его знания по всем предметам.
Группы словарных слов
1-й класс
№ | Опорное слово | Словарные слова | Опасное место |
1 | Гости | Девочка, коньки, Москва, Россия, посуда, морковь | Буква о |
2 | Маша | Пальто, карандаш, тарелка, арбуз, капуста | Буква а |
3 | Мячик | Воробей, ворона, сорока, собака | Буква о |
2-й класс
Опорное слово | Словарные слова | Опасное место | |
1 | Раб | Работа, рабочий, народ, завод, сапоги, машина | Буква а |
2 | Лес | Деревня береза, медведь, ветер, здравствуйте | Буква е |
3 | Оля | Девочка, Москва, молоко, ягода, лопата, урожай | Буква о |
4 | Учеба | Учитель, ребята, пенал, тетрадь, дежурный, ученик | Буква е |
5 | Конь | Товарищ, город, весело, мороз, коньки, одежда, собака, воробей, ворона, сорока, корова, быстро, хорошо | Буква о |
6 | Сказка | Платок, капуста, пальто, заяц, фамилия, спасибо, карандаш, язык | Буква а |
7 | Два | Русский, суббота | Удвоенные согласные |
3-й класс
№ | Опорное слово | Словарные слова | Опасное место |
1 | Отдых | Трактор, восток, хорошо, дорога, потом, горох,
осина,
яблоко, погода, кровать |
Буква о |
2 | Дача | Комната, квартира, картина, растение, стакан, картофель, тарелка, кастрюля, завтрак, магазин, малина | Буква а |
3 | Поездка | Метро, север, лагерь, четверг, песок, пшеница, земляника, четверг, герой, вместе | Буква е |
4 | Пир | Рисунок, сирень, ужин, улица, приветливо | Буква а |
5 | Спор | Однажды, отец, спор, овощи, огурец, обед, морковь, орех, помидор, молоток, топор, вокруг | Буква о |
6 | Сюрприз | Коллектив, коллекция, лестница, чувство, праздник, желтый, черный, трамвай, месяц | Непроизносимые удвоенные согласные; Гласные после шипящих |
4-й класс
№ | Опорное слово | Словарные слова | Опасное место |
1 | Горе | Костер, гореть, командир, оборона, богатство, победа, около | Буква о |
2 | Свет | Вчера, адрес, правительство, путешествие, впереди, везде, издалека | Буква а |
3 | Море | Корабль, свобода, горизонт, потом, портрет | Буква о |
4 | Электрик | Теперь, восемь, железо, электричество, телефон, желать, сверкать, беседа | Буква е |
5 | Змей Горыныч | Справа, налево, слева, направо, вперед, назад, вверх | Правописание наречий |
6 | Обруч | Агроном, автомобиль, шофер, хозяйство, километр, электростанция, хлебороб, комбайн, электровоз, самолет, космонавт | Буква о |
7 | Удача | Багаж, вагон, газета, завтра, салют, календарь | Буква а |
8 | Речь | Сегодня, инженер, председатель, двенадцать, шестнадцать, семена, интересный, прекрасный, сейчас | Буква е |
9 | Книга | Библиотека, билет, экскурсия, директор | Буква и |
10 | О-го-го | Медленно, пассажир, Россия, шоссе, расстояние, одиннадцать, аккуратно, аллея, килограмм, металл | Двойные согласные |
Тексты, составленные учащимися в ходе данной работы
1-й класс
Опорное слово – Маша
Маша пришла домой и сняла пальто, из кармана которого выпал карандаш. Она прошла на кухню и увидела тарелку с арбузом и капустой.
Опорное слово – мячик
Воробей, ворона и сорока, как мячик, прыгали около собаки.
Опорное слово – гости
К девочке на день рождения приехали гости из Москвы- столицы России. Они подарили ей коньки и посуду цвета моркови.
2-й класс
Опорное слово – лес
В лесу среди берез есть берлога. Там живет медведь. Вдруг в лесу поднялся сильный ветер. Из деревни потянуло дымом. Почувствовав дым, медведь вылез из берлоги и сказал : “Ну вот, здравствуйте”.
Опорное слово – раб
Рабочий на машине приехал на работу. Он пришел на завод. Надел сапоги. Его окружил народ.
Опорное слово – конь
В городе мороз. Мы с товарищем быстро взяли одежду и коньки. По дороге нам встретились собака, корова, ворона, воробей, сорока. Нам было хорошо и весело. Мы здорово покатались!
3-й класс
Опорное слово – дача
В комнате на стене висела картина. На подоконнике стояло растение. На столе стоял стакан с малиной, а рядом кастрюля с картофелем и тарелка. Это наш завтрак. Мы поели и пошли в магазин.
Опорное слово –отдых
Была хорошая погода. Я пошла по дороге на восток. Мимо ехал трактор на гороховое поле. Потом у осины я поехал домой. Съев яблоко, я легла на кровать отдыхать.
4-й класс
Опорное слово – электрик
Раньше мы не могли себе представить, что телефон может быть без электрического провода. Теперь мы набираем цифру восемь на своем мобильном телефоне и можем беседовать со своими родными и близкими, желать им железного здоровья и сверкающих праздников!
Опорное слово – горе
Дети играли в “Зарницу”. Чтобы победить, командир приказал держать оборону. Кругом горели костры. Каждый отряд защищал свое богатство – флаг. У проигравших на лице было большое горе.
Опорное слово – свет
Вчера на наш адрес пришло сообщение, что правительство организовало путешествие вокруг света. Впереди им предстоит везде побывать и вернуться издалека.