Задачи:
1. Образовательная. Познакомить учащихся с понятием однородные члены предложения и постановкой знаков препинания при них.
2. Развивающая. Развивать познавательные интересы учащихся, самостоятельное мышление, умение анализировать языковый материал, обобщать, делать выводы.
3. Воспитательная. Профилактика вредных привычек, формирование негативного отношения к курению.
4. Здоровьесберегающая. Создать условия для успешного усвоения нового материала, выбрать средства обучения с учетом психофизиологических особенностей ребёнка
Оборудование:
1. Презентация, выполненная в Microsoft Office Power Point 2003 «Однородные члены предложения и знаки препинания при них». (Приложение 1).
2. Распечатки материалов для самостоятельной работы учащихся.
3. Тест в 5 вариантах. Каждый ученик заранее знает номер своего варианта теста, который составлен с учётом уровня подготовленности ребёнка
4. Индивидуальная карта учёта контроля
5. Сигнальные карточки: красный цвет – группа готова к ответу, синий цвет – группа затрудняется
Ученики распределены на 5 групп.
I. Организационный момент
Слово учителя. Здравствуйте, ребята. Сядьте на своих местах поудобнее, успокойтесь, прислушайтесь к своему дыханию. Мы начинаем урок. Открыли тетради, записали число, классная работа (оставили 2 строчки для того, чтобы немного позже записать тему урока).
II. Введение в тему и зрительное восприятие языкового материала для наблюдения
Слово учителя. Я хочу вам рассказать сказку. Жил да был в русской деревне юноша, и звали его Михаилом. Выходил он каждое утро на крылечко, здоровался с солнышком, птичками и подставлял лицо свежему ветерку. И однажды он понял, что ветер живой, и в голове родились строки. (Слайд 1. Чтение текста)
III. Организация наблюдения над материалом. Эвристическая беседа. Работа с текстом
Слово учителя. Понравилось ли вам это стихотворение замечательного русского поэта Михаила Исаковского? Чем? Каким вы себе представили образ ветра? Кого он напоминает? (Предполагаемый ответ. Ветер, обычный ветер, подобен молодому юноше, которому не сидится дома в тепле и покое: ему нужно двигаться, играть, лететь на молодых крыльях)
Взгляните на это предложение глазами лингвиста и ответьте на вопросы. Я предлагаю вам в группах обсудить и сделать записи в тетрадях. (Слайд 2)
Слово учителя. Давайте проверим, правильно ли вы выполнили это задание. Обоснуйте свои ответы.
Что необычного в этом стихотворении? (Всё стихотворение состоит из одного предложения)
Какую грамматическую основу предложения вы выписали (Слайд 3)
Сколько в этом предложении сказуемых и сколько подлежащих они поясняют?
На какой вопрос они отвечают и какова грамматическая форма этих глаголов?
С какой интонацией они читаются?
Как называются подобные члены предложения? (Ответ– однородные члены предложения)
IV. Формулирование темы и запись в тетради
Слово учителя. Cформулируйте тему урока. « Однородные члены предложения и знаки препинания при них». Запись темы урока в тетради. Слайд 4
V. Целеполагание
Слово учителя. Итак, тема нашего урока «Однородные члены предложения и знаки препинания при них». А как вы думаете: «Что нам необходимо знать об однородных членах? Что мы должны уметь?» (Ответы учащихся) Обратите внимание на слайд и давайте ещё раз вместе ответим на вопрос: «Что нам необходимо знать об однородных членах и чему мы хотим научиться». Слайд 5 (Чтение и работа со слайдом. Что надо знать и что надо уметь,) А получиться это у нас или нет, мы узнаем, выполнив в конце урока проверочный тест.
VI. Организация самостоятельных выводов учащихся и сравнение их с таблицей, выведенной на экран
Слово учителя. А я обращаю ваше внимание на следующий слайд (Слайд 6). Как вы думаете, что обозначают эти вопросы. Почему их 5? ( Ответ: это признаки однородных членов, которые вам предстоит сформулировать)
Слово учителя. Итак, ребята, подумайте в группе и сформулируйте признаки однородных членов. Каждая группа начинает свой ответ со слов: «Однородными называются члены предложения, которые…..» Слушайте внимательно, не повторяйтесь. Готовность группы покажите, поднимите сигнальную карточку. Работа со слайдом 6. Открываем поочередно вопросы презентации, в которых «спрятаны» признаки однородных членов.
Слово учителя. Итак, мы с вами успешно прошли первый этап, заполните, пожалуйста ЗАПОЛНЯЕМ КАРТОЧКУ ЛИЧНОГО КОНТРОЛЯ – 1 ЭТАП. (Приложение 2)
VII. Организация первичного узнавания и нахождения. Сочетание групповой и индивидуальной работы с последующей проверкой
Слово учителя. Мы с вами назвали основные признаки однородных членов, а сейчас попробуем найти их в тексте. Работаем в группах. В каждой группе 5 вариантов. (Задания находятся в папках, каждый ученик берет свой вариант). Внимательно прочитайте последовательность выполнения задания. (Задания составлены с учётом уровня подготовленности ребёнка). Приложение 3.
Слово учителя. А сейчас проверим: правильно ли вы выполнили задания. Итак 1 вариант. Комментируют те члены из каждой группы, кто выполнял это задание? Каков ответ. Идет последовательная проверка работы 5 вариантов, с использованием экрана. Слайды 7
Слово учителя. С заданием 2 этапа вы справились неплохо. Молодцы!
ЗАПОЛНЯЕМ КАРТОЧКУ ЛИЧНОГО КОНТРОЛЯ – 2 ЭТАП
VI. Создание проблемной ситуации
Слово учителя. Продолжаем. Посмотрите, пожалуйста, на этот слайд (Слайд 7). Выполняя это задание, вы расставляли знаки препинания. На что вы обратили внимание? (Ответ: в одних случаях ставится запятая, в других - нет) У меня возникает вопрос: «А почему так?» (Слайд 8). А ответить на этот вопрос нам поможет следующий слайд
VIII. Организация самостоятельных выводов учащихся и сравнение с таблицей, выведенной на экран
Слово учителя. Я предлагаю каждой группе рассмотреть таблицу «Соединение и разделения однородных членов предложения» и сформулировать правила постановки знаков препинания в простом предложении, привести примеры. А для выполнения этого задания вы можете использовать материал учебника на стр. 138. Готовность групп покажите с помощью сигнальных карточек. (Слайд 9) (Работа в группах. В файловых папках лежат схемы однородных членов, можете воспользоваться ими)
Слово учителя. Итак, начинаем проверку, пожалуйста. Каждая группа начинает свой ответ со слов: «Если однородные члены предложения…» Последующая проверка. Формулирование правил.
Слово учителя. Ребята, а вы хотите убедиться: правильны ли наши предположения? Давайте сверимся с таблицей и сравним: правильно ли мы спрогнозировали пунктуационные правила или допустили неточности. (Слайд 10) Работа с экраном.
IX. Формирование и отработка умений находить однородные члены предложения, определять их синтаксическую функцию
Слово учителя. Я вам предлагаю познакомиться с интересным текстом. Послушайте внимательно и ответьте на вопрос: «Какова же основная мысль данного текста?» Чтение вслух. (Слайд 11). Приложение 4.
Слово учителя. Заинтересовала вас этот текст? (Ответ учащихся) Какова его основная мысль? (Ответ учащихся)
Вывод учителя. Основная мысль этого текста - предостеречь каждого из вас от курения, которое является причиной многих болезней. И от нас зависит, какой выбор мы сделаем. Я думаю, что каждый из вас выберет здоровый образ жизни.
А сейчас рассмотрим этот текст с точки зрения лингвистов: чем же он может привлечь наше внимание? (Ответ – В нём есть однородные члены предложения) Работаем в группах. Обратите внимание: текст разделён на абзацы, которые соответствуют № групп. Последовательность выполнения задания дана в карточке-информаторе, которая находится на ваших столах.
Карточка-информатор
Найдите в своём абзаце предложения с однородными членами, запишите их
Расставьте знаки препинания и объясните их постановку .
Определите синтаксическую функцию.
Слово учителя. Проверка. Итак, проверяем. слушаем ответ 1 группы. (Каждая группа читает предложения с однородными членами, определяют их синтаксическую функцию, объясняет постановку знаков препинания.) Слайд 12
Слово учителя. Сделаем вывод: какие члены предложения могут быть однородными? Ответ: однородными членами предложения могут быть любые члены предложения: подлежащее, сказуемое, дополнения, определения и обстоятельства. В составе одного предложения может быть несколько рядов однородных членов, знаки препинания в каждом ряду однородных членов ставятся независимо от других рядов. Это предложение 11, обратите на это внимание
X. Отработка умений с помощью использования компьютерного тренажёра
(Слайд 13)
Слово учителя. А сейчас я предлагаю вам отдохнуть. Согласны? С помощью использования компьютерного тренажёра мы коллективно выполним задание: найти в предложении однородные члены, определим их синтаксическую функцию. (Работа идёт с использованием компакт диска «Кирилл и Мефодий». Русский язык. Урок 15. Часть 1, слайд 6. Читаем текстовый материал. В этом упражнении нужно найти в предложении однородные члены и выбрать соответствующие линии. Слушаем ответы групп и сверяем их с ответами компьютера)
Слово учителя. Вы отдохнули, ещё раз систематизировали свои знания, а сейчас
ЗАПОЛНЯЕМ КАРТОЧКУ ЛИЧНОГО КОНТРОЛЯ – 3-4 ЭТАПЫ
Продолжаем работу. В начале нашего урока мы говорили о том, что нам предстоит выполнить тест, но прежде чем мы с вами приступим к его выполнению давайте ещё раз вспомнить признаки однородных членов предложения. Это нам нужно для того, чтобы правильно найти их в тексте, а чтобы не ошибиться в постановке знаков препинания, повторим схемы соединения и разделения однородных членов. (Слайд 14,15)
Слово учителя. Я думаю, что сейчас мы готовы к проверочному тестированию, которое покажет, как вы усвоили этот материал. Я вас прошу не торопиться, думать и работать внимательно. Но если не у всех всё сразу получиться, не огорчайтесь, так как этой теме мы посвятим следующие уроки.
XI. Контроль усвоения знаний с последующей проверкой
Тестирование идёт в 5 вариантах. (Учитывается уровень подготовленности детей). Приложение 5.
Проверка. Ключи. Слайд 16 .Оценивание результатов.
ЗАПОЛНЯЕМ КАРТОЧКУ ЛИЧНОГО КОНТРОЛЯ. (Колонка «Тест»)
Слово учителя. Сопоставьте результаты вашей работы на уроке согласно выстроенной вами траектории и результатами теста. (Даётся время на заполнение таблицы) Совпали у вас результаты или нет? Где у вас наблюдается недоработка? Это и будет вам задание на дом. Сдайте «Карточки личного контроля», я проверю ещё раз и посмотрю, над чем нам с вами предстоит ещё поработать.
Организация творческого задания.
(Задание используется при наличии свободного времени) Цель: формирования умения использования однородных членов предложения в своей речи
Слово учителя. (Слайд 18). Ребята, вам нравится учиться в нашей гимназии? Каждый день вы приходите с хорошим настроением. Вас всегда с нетерпением ждут учителя. Мы хотим, чтобы вы всегда с желанием и радостью шли учиться, своими успехами и достижениями прославляли гимназию, гордились её заслугами. А заслуг у неё не мало. Наша гимназия 2 раза становилась победителем Всероссийского конкурса и выиграла 2 миллиона рублей. Сейчас я хочу предложить вам работу творческого характера. Используя однородные члены предложения, напишите небольшое сочинение на тему «Моя родная гимназия»
XII. Рефлексия
Слово учителя. Итак, что узнали на уроке нового? Наш урок помог вам получить новые знания? Что вам понравилось? Какие задания вызвали затруднения? Давайте посмотрим на слайд 17 и сделаем вывод: «А справились ли мы с поставленными в начале урока задачами?»
XIII. Организация объяснения домашнего задания
1. $ 28. выучить признаки однородных членов, условия постановки знаков препинания. (Русский язык. Учебник для 5 класса основной школы./ Бунеев Р.Н. и др./-М.: «Баласс», 2001)
2. Написать миниатюру на тему «Моя родная гимназия». Задание: используйте в своем сочинении однородные члены предложения
Слово учителя. Урок закончен. Всем спасибо.