Тип урока: обобщающий урок по основным орфограммам имени существительного.
Цели:
- Обобщение знаний основных понятий темы «Имя существительное».
- Проверка практических умений учащихся применения основных орфографических правил темы.
- Развитие связной речи и творческих способностей учащихся.
Оборудование:
- компьютер с проектором;
- компьютеры с установленным электронным учебным изданием «Русский язык. 5 класс» (мультимедийное приложение к учебнику под редакцией М.М. Разумовской и П.А. Леканта, издательства «Дрофа»).
На уроке используются презентация, программа «Имя существительное», созданная учеником в среде Visual Basic.
Ход урока
1. Организационный момент.
Урок сегодня необычный,
Но для тебя вполне привычный,
Придётся думать головой,
Вопрос услышать непростой.
Найти ответ, стремиться помнить
Всё, что узнаешь и запомнишь.
2. Повторение понятий темы.
2.1. Работа с программой. Приложение 1.
Ребята, вспомним, с какой частью речи мы работали на уроках русского языка?
А что это за часть речи мы расскажем с помощью компьютерной программы, созданной учеником нашего класса.
(Ученики заполняют пропуски вместе с учителем, программа демонстрируется через проектор.)
( Имя существительное – это ... (часть речи); обозначает…(предмет); отвечает на вопросы…(кто? что?); в предложении чаще всего является …(подлежащим, дополнением).
2.2. Работа с презентацией. Приложение 2 (слайды 1 – 7).
Сейчас нам предстоит очень интересная работа: мы разгадаем кроссворд, вспомнив основные понятия, изученные нами в теме «Имя существительное» и узнаем раздел, над которым мы будем работать на уроке. (Заполнение кроссворда.)
Кроссворд. Слайд 1.
- Прочтите стихотворение и ответьте, все ли слова написаны правильно? Как называются такие слова? (Несклоняемые.) Слайд 2.
- Прочтите данное стихотворение и объясните, почему выделены некоторые слова? (Разносклоняемые существительные.) Слайд 3.
- Рабочий, специалист по фрезеровке. Какое орфографическое правило вспомнили?(Фрезеровщик.)
- Кондитерское изделие – застывшая масса какао с сахаром. Какое правило вспомнили? (Шоколад.)
- Поставьте пропущенное слово в строку из стихотворения К.Чуковского. Слайд 4.
Ты один не умывался
И…..остался.
Что мы можем сказать об этом имени существительном? (Грязнулею, существительное общего рода.)
- Неряшливый человек. Какое орфографическое правило повторили? (Неряха.)
- Вставив пропущенное слово, вы вспомните один из непостоянных признаков имени существительного. (Падеж.) Слайд 5.
У слова есть шесть…
Шесть верных маленьких пажей.
Они проходят чередой,
За слово в бой готов любой.
- Выбрать сложносокращённое существительное женского рода. ФСБ, МЧС, ОРТ. Слайд 6.
- Выбрать из данных слов существительное женского рода. (Салями.) Слайд 7.
- Маленький мяч. Какое орфографическое правило повторили?(Мячик.)
3. Обобщение.
Итак, тема урока «Орфография». Мы вспомнили и повторили основные понятия и правила. А теперь мы посмотрим, как вы умеете применять данные правила.
На уроке мы будем работать в группах. Учащиеся разбиваются на две группы по уровню знаний: 1 группа – сильные, 2 группа – слабые учащиеся.
1 этап.
1 группа работает за компьютерами, выполняя электронный тест в программе Excel. Приложение 3.
Со 2 группой работает учитель.
- Сейчас мы запишем слова под диктовку, объяснив их правописание.
- Непогода, снежок, ненастье, барабанщик, волшебник, шорох.
- Какие из записанных слов можно использовать для составления текста о зиме?
(Составьте предложения о зиме, используя данные слова.)
- Запись предложения под диктовку и выполнение синтаксического разбора.
- В эту ночь чудеса приходят без приглашения.
- О какой ночи идёт речь?
2 этап.
2 группа работает на компьютерах, выполняя задания с диска п.74-п.75. Правописание суффиксов -ек , -ик, правописание НЕ с существительными.
С 1 группой работает учитель. Детям раздаются карточки с предложениями. (Предложения даны вразброс, у каждого в предложениях две разные орфографические ошибки.)
А иногда снежочик- не поседа падает с форточьки вниз, хватается за воздух снижинками.
Снежёк беззвучно опускается на дама и диревья.
Он садится на форточки и болтает своими нажёнками.
- Что объединяет эти предложения?
- Что нужно сделать, чтобы получился текст?
- Прочитайте так, чтобы получился текст.
- Какой приём художественной изобразительности использован в этом тексте?
- У каждого из вас в этих предложениях допущено две ошибки. Найдите их и запишите предложения в исправленном виде.
4. Итог.
Приложение 2 (слайды 8 – 11).Из предложенных слов выделите только слова с теми орфограммами, которые повторили сегодня на уроке.
- Снежинки, веселье, фонарик, шепот. Слайд 8.
- Драгоценности, корона, изморозь, блестели. Слайд 9.
- Непоседа, рассказчик, ласковая, чудеса. Слайд 10.
- Все слова + фонарик, шепот, непоседа, рассказчик. (Выделены другим цветом.) Слайд 11.
5. Домашнее задание.
Используя слова, с которыми работали на уроке, составить мини-рассказ, продолжив данные предложения.
1 группа. Однажды, сидя на форточке, снежок увидел…
2 группа. Я с нетерпением жду эту волшебницу-ночь, когда…