Цели:
- Закрепить все изученное по теме.
- Развивать мышление, память, сообразительность, умение отстаивать свою точку зрения, анализировать ответ товарищей.
- Воспитывать любовь и бережное отношение к русскому языку.
- Подготовиться к контрольному диктанту.
Предварительная подготовка.
- Выбрала 4 человека (они будут задавать вопрос) - знатоки.
- Остальные - команда.
- Даю, какие темы повторить углубленно, на что обратить внимание.
Оформление.
- Заголовок Что? Где? Когда?
- Таблички "Команда знатоков"
- Команда учеников.
- На специальных табличках цифры от 0 до 6 - это счет игры.
- В центре класса - стол с секторами (10)
Начало урока.
Объявляются тема, цели, команда знатоков, которые поочередно выходят и занимают место у игрового стола.
Учитель зачитывает правила игры:
- Игра ведется до шести очков.
- Тот ученик, чей вопрос вступил в игру, внимательно выслушивает ответ знатока, комментирует ответ и оценивает.
- Если ответ знатока оценен на "5", то команда знатоков получает балл, если ответ оценен ниже, очко зарабатывает команда класса.
- В каждом раунде разыгрывается приз, который достанется победившей команде.
- Капитаны команд и учитель, который ведет игру, во время игры могут воспользоваться музыкальными паузами.
- Игрой команды руководит капитан. Если участники отказываются от ответа, капитан отвечает сам.
- На обсуждение вопроса дается одна минута. За досрочный ответ - минута в запасе.
- По окончанию игры объявляется игрок, принесший команде больше количества очков.
Ход игры
Знатоки поочередно раскручивают волчок - стрелка покажет номер сектора, вступившего в игру.
Сектор первый
Вопрос. Чем отличается сложное предложение от простого (устно)?
Сектор второй
Вопрос. Каковы признаки сложносочиненного предложения?
Задание. Проставьте знаки препинания в ССП:
Дуньте на умирающую лампаду и пусть она погаснет.
Само время было проникнуто духом перемен и Маяковский почувствовал этот дух выразил его в своих стихах.
За заводами кончался город и начинались поля.
Сектор третий
Вопрос. Чем схожи и чем отличаются сложносочиненные предложения от сложноподчиненных и бессоюзных?
Задание. Укажите сложносочиненное предложение:
Бурно вздыхали тополя с гор тянулись запахом осенних выпасов.
В это время в колоннаду стремительно влетела ласточка сделала над золотым потолком круг снизилась чуть не задела острым крылом лицо медной статуи и скрылась за капителью колонны.
Всю неделю не утихал ветер сгоняя снег в крутые сугробы.
Тихой вереницею плывут кроткие думы и ласково реют милые образы.
Под знойным июльским ветерком сонливо шевелится и лепечет ржаное поле.
Сектор четвертый
Вопрос. Какие знаки препинания ставятся в сложноподчиненном предложении?
Задание. Укажите количество знаков препинания в сложноподчиненном предложении:
Весна наступила в этом году ранняя дружная и неожиданная и побежали по деревенским улицам бурливые коричневые сверкающие ручейки сердито пенясь вокруг встречных каменьев и быстро вертя щепки и гусинный пух а в огромных лужах воды отразилось голубое небо с плывущими по нему круглыми Тосно крутящимися белыми облаками и воробьи стаями обсыпавшие придорожные ветлы кричали громко и возбужденно.
- 12
- 9
- 10
- 13
- 14
Сектор пятый
Вопрос. Перечислить средства связи простых предложений в сложноподчиненном предложении.
Задание. Составьте из данных простых предложений сложносочиненное предложение, а затем сложноподчиненное.
- Белая птица спит в гнезде. Спит весь городок.
- В комнате не было света. Все за окнами сливалось в одну зеленую массу.
- Моросил дождь. Пастух поглядывал на небо.
- В лесу было уже темно. Мы решили оставить наши поиски.
- По ночам морозы крепчали. Трава обрастала инеем.
Сектор шестой
Вопрос. Рассказать о знаках препинания в сложноподчиненном предложении.
Задание.
Расставьте знаки препинания, начертите схемы.
- Люди исполняют только те законы которые разумны и выгодны большинству.
- Скрежет и лязг нестройным эхом откликнулись меж темных стен с которых свисали клочья отслоившейся краски.
- Впереди виднелась белая пелена будто река вышла из берегов.
- Все то чего коснется человек приобретает нечто человеческое.
Сектор седьмой
Вопрос. Рассказать о видах придаточных.
Задание. Определите вид придаточного предложения:
В первый урок Каштанка училась стоять и ходить на задних лапах, что ей ужасно нравилось.
- Изъяснительное
- Определительное
- Цели
- Сравнительное
- Присоединительное
Сектор восьмой
Вопрос. Назвать виды сложноподчиненных предложений с придаточными обстоятельственными.
Задание.
Не записывая предложений, начертить схемы, определить вид придаточного в сложноподчиненных предложениях.
- В ясный день вы увидите в лесу, как осенняя паутина блестит на солнце.
- Трех сосен, которые так любил Пушкин, в Михайловском сейчас нет.
- На месте, где они росли когда-то, посажены молодые сосенки.
- Мы спросили, когда нам прийти снова.
- Известно, что слоны в диковинку у нас.
- Солнце еще не успело подняться, и в саду было холодно.
- В росистых лугах течет речонка, что мне так мила.
- В том месте, где зашло солнце, небо еще редело багряными полосами.
- Мы расположились на отдых у того дерева, что растет у самой воды.
- Какой измерить мерой путь, что ты прошла?
Сектор девятый
Вопрос. Назвать способы подчинения придаточных в сложноподчиненном предложении.
Задание. Укажите способ подчинения придаточных в сложноподчиненном предложении:
И вот она перед человеком, которого знала за девять месяцев до рождения его, кого она никогда не чувствовала вне своего сердца.
- Параллельное
- Последовательное
- Однородное
- Неоднородное
- Комбинированное
Сектор десятый
Вопрос. Каковы признаки бессоюзного сложного предложения.
Задание.
- Укажите бессоюзное сложное предложение.
- Сама любовь есть счастье и эту любовь нельзя отделять от "таланта".
- С торжественным победным маршем сливалась песня и капли капали свистела сабля и опять подрались и заржали лошади.
- Нет счастья вне родины каждый пускает корни в родную землю.
- Родина без каждого из нас обойтись может но никто из нас без нее не может обойтись.
- Солнце насквозь пронизывало седой каракуль туч опускало на далекие серебряные горы степь веер дымчатых преломленных лучей.
Сектор одиннадцатый
Вопрос. Расскажите о видах сложного предложения по значению.
Задание. Определите вид бессоюзного сложного предложения по значению:
Опоздай он на минуту - не встретились бы они.
- Времени
- Пояснения
- Условия
- Одновременности
- Сопоставления
Сектор двенадцатый
Вопрос. Когда между предложениями в составе бессоюзного сложного предложения ставится запятая, двоеточие, тире?
Задание. Укажите знак препинания между простыми предложениями в бессоюзном сложном предложении:
Сейчас вода в озере была очень черная вся ряска к зиме опустилась на дно.
- Запятая
- Точка с запятой
- Двоеточие
- Тире
- Запятая с тире