Каждый человек — это целый том, если только вы знаете, как читать его.
У.Ченнинг
Глубочайшим свойством человеческой природы является страстное стремление людей быть оцененными по достоинству.
Уильям Джеймс
В начале XXI века наше государство переживает важный этап своего развития. Приоритетным становятся рыночные отношения. И как следствие этого – кадровая конкуренция на предприятиях. Умение представить себя и свою деятельность, оценить и проанализировать собственные достижения и недостатки становится необходимым для каждого человека. Т.о. конкуренция является хорошим стимулом к самоанализу, самосовершенствованию и самореализации. Конкурентоспособные отношения становятся важными и в педагогической деятельности учителя.
В Законе об образовании говорится о необходимости воспитания личности, способной к самоорганизации и самореализации, личности, умеющей выстроить собственную деятельность, оценить её эффективность и результат. Новые, быстро изменяющиеся условия жизни, повлёкшие за собой модернизацию образования, заставляют по-новому взглянуть не только на способы оценивания достижений школьников, но и диктуют необходимость поиска эффективных форм оценивания педагогической и научно-методической деятельности учителя.
Особо популярной в этом смысле в последнее время стала идея создания портфолио учителя как средства педагогической диагностики, как метода оценки профессионализма педагогов, позволяющего продемонстрировать все достижения учителя, смещая акцент с оценки на самооценку. Таким образом, портфолио – самопрезентация, папка личных достижений, наглядно демонстрирующая то, что учитель знает и умеет делать достаточно хорошо. Это и форма рефлексии, позволяющая проанализировать собственную педагогическую деятельность, произвести качественную оценку результата и выстроить план дальнейшей работы, повысить её эффективность, это и инструмент обеспечения мониторинга профессионального роста педагога.
Уже накоплен опыт различных моделей портфолио.
Предлагаемая модель позволяет
разносторонне представить деятельность и
достижения учителя, не требует больших затрат
труда и времени для пополнения материалов, может
существовать как на бумажных, так и на
электронных носителях, может быть использована
как отчётный документ при подготовке к
аттестации, к участию в творческих конкурсах,
конкурсах педагогического мастерства, соискании
грандов. Но прежде всего это форма диагностики
собственной деятельности.
Материалы в любом портфолио строго датируются.
Данная модель предполагает включение
материалов, накопленных за время, прошедшее с
момента прошлой аттестации (за 5 лет). Затем
материал следует обновлять.
Структура портфолио
Представленная модель портфолио состоит из 8 разделов: 1) Визитная карточка; 2) Курсовая подготовка; 3) Дидактические разработки; 4) Методическая работа; 5) Внеурочная деятельность; 6) Результативность обученности по предмету; 7) Результативность участия педагога в профессиональных конкурсах; 8) Достижения и награды.
I раздел. Визитная карточка
Содержит следующую информацию:
- Фамилия, имя, отчество учителя
- Фотография
- Преподаваемый предмет
- Стаж работы
- Категория, разряд
- Педагогическое кредо
- Название учебного заведения
- Система или технология, в которой работает педагог
II раздел. Образование
В данном разделе содержится информация об образовании педагога и о курсах повышения квалификации:
- Название учебного заведения, год его окончания, специальность
- Название курса, год прохождения курсовой подготовки, учреждение
- Свидетельства, сертификаты и дипломы, подтверждающие прохождение курсовой подготовки
Название курса | Год прохождения | Учреждение | № свидетельства | |
1. | ||||
2. | ||||
3. |
III раздел. Дидактические разработки
В данный раздел могут быть помещены материалы по следующим направлениям:
- Авторские программы:
- по предмету
- факультативов и кружков
- элективных курсов
- Элементы педагогических технологий
- Конспекты открытых уроков
- Упражнения и задания, разработанные педагогом и получившие общественное признание
IV раздел. Методическая работа
В данном разделе отражается работа педагога в методических объединениях, советах, комиссиях, проблемных творческих группах, сотрудничество с методическим центром, институтами повышения квалификации, ВУЗами и пр.
Тема работы | Форма сотрудничества | Вид и уровень методической службы | Результат | Краткий вывод об эффективности участия | |
1. | |||||
2. |
В последней колонке рекомендуется зафиксировать некий педагогический продукт: тезисы, отзывы, программы, конспекты выступлений и т.п.
V раздел. Внеурочная деятельность
В данном разделе найдёт отражение работа учителя по подготовке учащихся к различным конкурсам, олимпиадам, фестивалям, а также организация экскурсий, культпоходов и иных мероприятий, повышающих интерес учащихся к предмету.
Таблица 1
Название конкурса, предмет олимпиады | Уровень | Количество заявленных участников |
Результат | |
1. | ||||
2. |
Таблица 2
Название мероприятия | Цель мероприятия | Количество участников | Отзыв | |
1. | ||||
2. |
VI раздел. Результативность обученности по предмету
Количество учащихся |
% учащихся |
% учащихся, подтвердивших хорошие и отличные отметки при переходе в следующий класс |
Средний балл по предмету |
Результат независимой экспертизы |
|
5 класс | |||||
6 класс | |||||
7 класс | |||||
8 класс | |||||
9 класс | |||||
10 класс | |||||
11 класс |
VII раздел. Результативность участия педагога в профессиональных конкурсах
Уровень |
Название |
Результат |
VIII раздел. Награды и достижения педагога