В основе работы учителя-словесника по воспитанию интереса к предмету лежит постоянное внимание к изобразительным возможностям русского языка, к тем его достоинствам, которые делают русский язык одним из самых выразительных, богатых и красивых языков мира. Красота и богатство русского языка в полной мере могут раскрыться лишь в процессе повседневной и кропотливой работы на каждом уроке, цель которой – пробудить интерес к слову.
Изобразительные возможности языка раскрываются перед школьниками наиболее полно, когда изучение языковой темы проводится на материале художественной литературы.
Так, при изучении односоставных предложений в 8 классе был проведен урок словесности с элементами исследовательской работы. Обучающиеся до урока провели исследование прозаических и поэтических произведений, изучили грамматические основы в художественных текстах, подобрали интересный материал из библиографии писателей и поэтов Заполярья, определяли вид односоставных предложений, их экспрессивные возможности. В процессе работы школьники рассматривали односоставные предложения, исследовали, старались проникнуть в тайны писательского труда. Приобщались к культуре художественного слова. Интересен тот факт, что использование элементов проблемных, поисковых, исследовательских методов обучения делает процесс усвоения знаний более продуктивным. Развитие исследовательских умений и навыков обучающихся помогает достичь определенных целей: поднять интерес учащихся к учебе, сделать занятия увлекательными и плодотворными, развивать творческие способности школьников, воспитывать их самостоятельность и уважительное отношение к труду.
Тип урока: урок словесности.
Форма урока: урок-практикум с элементами учебно-исследовательской работы.
Новые технологии: технология встречных усилий (ТВУ), индуктивный способ подачи материала (учащиеся сами на основе примеров делают выводы).
Пять основных этапов урока, построенного в соответствии с ТВУ:
- Начало урока: разминка
- Контрольно-подготовительный этап: опрос по предыдущим темам.
- Постановка учебной цели: «вызов», обеспечивающий интерес к поставленной цели, мобилизацию сил, знаний.
- Этап «сотворчество»: сведение воедино усилий всех участников.
- Рефлексивный этап: осмысление результатов работы, оценивание, участие в разработке домашнего задания.
Цели урока:
- актуализировать знания учащихся о двусоставных и односоставных предложениях; обобщить и систематизировать знания учащихся о видах односоставных предложений, совершенствовать синтаксические умения обоснованно разграничивать виды односоставных предложений;
- раскрыть экспрессивные возможности односоставных предложений;
- развивать внимание к слову, формировать у учащихся умение находить односоставные предложения в художественном тексте и применять их в собственной речи.
Оборудование: Тексты художественных произведений В.Берлина, В.Якунина, П.Беспрозванной, Р.Марковой, дидактический материал «Краеведение на уроках русского языка», «Уроки словесности», «Художественное слово о Кольском Севере», алгоритмы, таблицы, результаты исследовательских работ учащихся.
Средства обучения: Учебник М.М. Разумовской, средства зрительно-слуховой наглядности (таблицы), информационные технологии (компьютер) по принципу когнитивной визуализации (доступность, наглядность, познавательная, эмоциональная направленность обучения).
Подход к преподаванию: личностно-ориентированный.
Компетенция: коммуникативная, культуроведческая.
Эпиграф:
1) Заполярье…
Печальная древняя Русь.
Край замшелых болот
И корявых берез… (В.А.Смирнов).
2) Поэзия есть одна из форм познания при помощи слова. (А.А.Потебня).
3) Заглядывание в глубь строки – это и есть в прямом смысле заглядывание внутрь себя самого, познание себя. (В. Зинченко).
4) Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык. (К.Г.Паустовский).
Основные задачи (высвечивается на экране доски):
конкретному ученику:
- осознание включенности в общую работу;
- коммуникативную готовность работать в группе;
- становление активной, субъективной позиции в учебной деятельности;
учебной микрогруппе:
- развитие навыков общения и взаимодействия в малой группе;
- формирование целостно-ориентационного единства группы;
- поощрение гибкой смены социальных ролей в зависимости от ситуации;
- принятие нравственных норм и правил совместной деятельности;
связке «класс – учитель»:
- нестандартное отношение к организации образовательного процесса;
- нахождение общих для обеих сторон целей учебной работы;
- формирование мотивационной готовности к межличностному взаимодейстию;
- повышение познавательной активности класса;
- многомерное освоение учебного материала.
Ход урока
I. Начало урока, «разминка».
(Необходимо создать эмоциональный настрой на совместную работу).
Как работают односоставные предложения в художественном тексте, каковы их экспрессивные возможности и синтаксическая роль?
Ответы на поставленные вопросы, я уверена, мы получим, изучив тему сегодняшнего урока, к которому мы с вами готовились (4 группы учащихся по 5 человек работали над изучением прозаических и поэтических произведений, ребята изучали структуры ГО в художественных текстах).
Перед вами отрывки из произведений В. Семенова и В. Панюшкина (высвечивается на экране).
Выделите грамматические основы (ГО), определите способ их выражения, темы стихотворений.
1) Люблю я заполярный край…
Люблю взойти на самый верх,
Взглянуть на Кольский полуостров,
Где все затем и низкоросло,
Чтоб был высоким человек. (В.П.Семенов).
2) Чистоте учусь у снега.
Доброте учусь у солнца.
Глубине – у океана.
И спокойствию – у звезд. (В.В. Панюшкин).
– Выслушав ответы учеников, учитель предлагает учащимся ответить на вопрос: «Как, по-вашему, отрывки связаны с темой урока?» (Ответы учеников).
– Верно, поэзия, по выражению А.А. Потебни, «есть одна из форм познания при помощи слова».
И мы сегодня будем изучать с помощью «самого богатого, меткого, могучего и поистине волшебного русского языка» наш Кольский Север, читая произведения поэтов и писателей Заполярья.
А слово поэта рождается в процессе творчества.
По мнению М.М.Пришвина, « в каждой душе слово живет, горит, светится, как звезда на небе, и, как звезда, погасает, когда оно, закончив свой жизненный путь, слетит с наших губ. Тогда сила этого слова, как свет погасшей звезды, летит к человеку на его путях в пространстве и времени.
Бывает, погасшая для себя звезда для нас, людей, на земле горит еще тысячи лет. Человека того нет, а слово остается и летит из поколения в поколение, как свет угасшей звезды во вселенной».
Обратим внимание на один из эпиграфов к нашему уроку:
Заполярье…
Печальная древняя Русь.
Край замшелых болот
И корявых берез… (В.А.Смирнов).
II. «Погружение».
Дайте характеристику записанных предложений, опередите их вид, ответьте на поставленные вопросы (1-й вопрос задает учитель, ученик, ответив, сам задает вопрос следующему ученику и т.д.).
- Какие предложения называются односоставными?
- Что называется определенно-личным предложением?
- Какова роль назывных предложений? о/л, н/л,об/л,б/
Контрольно-подготовительный этап урока – основа для продуктивного освоения учебного материала.
Входная диагностика.
А) Прием «Лови ошибку»: определи вид односоставных предложений, выдели ГО.
1. Ночь. Улица. Фонарь. Аптека. |
|
|
|
– н/п |
2. Холодно. Ветрено. |
|
|
|
– б/л |
3. Уходим завтра в море. |
|
|
|
– о/л |
4. Цыплят по осени считают. |
|
|
|
- об/л |
5. На деньги ума не купишь. |
|
|
|
– об/л |
6. Умом России не понять. |
|
|
|
– об/л |
7. Вот парадный подъезд. |
|
|
|
– н/п |
8. Вам звонят. |
|
|
|
– н/л |
9. Нет времени. |
|
|
|
– б/л |
10. Думайте и отвечайте. |
|
|
|
– о/л |
11. Отчего так весело тебе? |
|
|
|
– б/л |
12. Стой за правду горой. |
|
|
|
– об/л |
13 Пожаром пахнет. |
|
|
|
– б/л |
14 Меня отпустили вчера. |
|
|
|
– н/л |
15. Позвони другу. |
|
|
|
– о/л |
16. Не спеши языком, торопись делом. |
|
|
|
– об/л |
17. Шепот, робкое дыханье, трели соловья. |
|
|
|
– н/п |
18.
Мы с тобой на кухне посидим,
Сладко пахнет белый керосин,
Острый нож да хлеба караван,
Хочешь, примус туго накачай,
А не то веревок собери
Завязывать корзину до зари,
Чтобы нам уехать на вокзал,
Где бы нас никто не отыскал. – 9 ГО (О.Мандельштам)
На экране появляется правильный ответ, ученики сверяют свои ответы.
Б) Работа с таблицей № 1 (приложение 1). Обобщите имеющиеся знания об односоставных предложениях в виде таблицы-памятки.
В) А теперь «Повтор с расширением» (задание для 4-х групп учащихся). Работа с текстом, который на парте у каждого лежит.
1-я гр. – № 12, 2-я гр. – № 14, 3-я гр. – № 15, 4-я гр. – № 10.
Задание:
- Найдите все односоставные предложения, определите способы, руководствуясь памяткой.
- Найдите средства выразительности и экспрессивной оценки текста.
- Какую роль играет синтаксическая организация текста для выражения авторского замысла и читательского восприятия.
Г) «Вопросы к тексту» (на экране и доске): Как определить экспрессивные возможности односоставных предложений (словарная работа: экспрессия – выразительность, сила выражения, проявления чего-либо).
III. Сотворчество как этап урока (ЭИ – портреты, отрывки из стихотворений).
А) 1. Отчет исследовательских групп:
1-я гр. – Назывные предложения в произведениях мурманских поэтов (листик, стр. 2–3, 4 сб. «Хибинская тетрадь»).
2-я гр. – Определенно-личные предложения.
3-я гр. – Неопределенно-личные предложения.
4-я гр. – Безличные предложения.
Учащиеся записывают все виды односоставных предложений, подчеркивают ГО, определяют экспрессивные возможности и стилистическую роль.
А) 2. Сверьте с таблицей № 2 (приложение 2).
(Высвечивается на экране – доска).
Назывные (номинативные) предложения
Поздно,
Не убежать, –
Стадо в загоне?..
Выстрел, еще и еще
Снежная гарь до небес,
Бойня в разгаре.Сентябрь, удивляться и охать! (Р.Маркова «Сентябрь, удивляться и охать»).
Игра – гаданье в святочные дни,
На воске, книгах, на кофейной гуще…
(Р.Маркова «Игра – гаданье в святочные дни»).
Тундры усталые плечи
И негасимый закат.
(В.Берлин «Тундры усталые плечи»).
Определенно-личные
Скажем, в небе звезда народилась.
Вот попробуй! Загадывай! Жди!
(В.Якунин «Звезды падали во тьму мирозданья).
Ну что ж, посидим без огня, (П.Беспрозванная «Ну что ж, посидим без огня»).
Спрошу у руки. (В.Берлин «Истоки»)
Неопределенно-личные
Как хорошо, коль дома ждут! (В.Берлин «Заготовка дров»)
А недавно за каждый укор
Каждым взглядом просили прощенья.
(Р.Маркова «Что осталось от нашей зимы»)
Безличные предложения
Звезды падали во тьму мирозданья.
И сгорали. А мне не спалось.
(В.Якунин «Звезды падали во тьму мирозданья»)
Бессубъектность – это отсутствие в структуре предложения не только подлежащего и сказуемого, но и семантического субъекта. Например: Вечереет.
Безличность – это отсутствие у глагола – сказуемого связи с участниками речевой ситуации – говорящим и слушающим, то есть отсутствие категории лица.
М.В.Ломоносов так сказал об определенно-личных предложениях: «Умолчание местоимений личных перед спрягаемыми формами глагола к украшению и важности служит».
Б) «Кластер» (на экране и доске): идеи группируются в определенные блоки и располагаются вокруг ключевого слова:
Экспрессия – лат. выразительность.
В) Итоговая диагностика (на экране и доске):
(ЭН) Тест. Укажите номера односоставных предложений.
- Сижу и читаю.
- Без труда не вытащишь рыбку из пруда.
- Уже совсем стемнело.
- В дверь постучались.
- В полях уже тает снег.
- Везде следы пожара.
- Мне грустно.
- На улице похолодало.
- Здравствуй, милая мамочка!
- Люблю я запорный край.
С проверкой (на экране – доске высвечиваются ответы):
Ответы: 1, 2, 3, 4, 6–9.
IV. Рефлексивный этап урока.
А) Итак, обратимся к эпиграфам нашего урока, подведем итоги нашей работы.
- Чем односоставные предложения отличаются от двухсоставных?
- На какие две большие группы делятся односоставные предложения? Какой признак положен в основу этого разграничения?
- Как «работают» односоставные предложения?
- Как «работают» односоставные предложения в художественном тексте?
Б) «Эссе»: Дорогие ребята, в течение урока мы с вами рассматривали односоставные предложения, наблюдали, анализировали, исследовали, были внимательны к родному языку, старались проникнуть в тайны писательского труда, приобщались к культуре художественного слова. Мы увидели, что мурманские писатели и поэты активно используют в своих произведениях односоставные предложения. Радует то, что вы хорошо сегодня работали на уроке, учились понимать слово, искали в нем скрытый смысл, восхищались творчеством поэтов Заполярья. Хочется верить, что и вы сможете использовать в своей речи односоставные предложения.
Для написания письменного задания вам предлагается следующие темы: (5 мин.).
«Наш город», «Мой друг», «Осенняя прогулка».
V. Д/З:
1-й уровень: упр. 143 в учебнике М.М.Разумовской, стр. 89–90.
2-й уровень: Найти и выписать одн. предложения из газет, художественных произведений (25 предложений по 5 каждого типа).
3-й уровень: Написать сочинение, используя все виды односоставных предложений.
«Дело словом не заменишь».
«Стой за праву горой».
«Любите и изучайте русский язык».