С русским языком можно творить чудеса.
К.Паустовский
Цель урока: закрепить умения
- различать односоставные и двусоставные предложения;
- определять вид односоставного предложения;
- находить односоставные предложения в составе сложных предложений;
- использовать односоставные предложения в речи.
Предварительная работа: учащиеся должны подобрать примеры односоставных предложений из художественных текстов.
I. Первый слайд Орфоэпическая разминка.
1. Произнесите правильно: звонят, мизерный, жалюзи, верба, мельком, торт, торты, иконопись, односоставное (предложение), ходатайство.
2. Подберите синонимы к слову мизерный. ( Маленький, незначительный, ничтожный)
3.Составьте односоставные предложения, используя данные слова.
II. Запись числа, темы урока, эпиграфа.
1. Слово учителя.
- Как вы понимаете слова К.Паустовского? (Попутно выяснить, к какому виду односоставных предложений относится предложение С русским языком можно творить чудеса)
- Сегодня мы постараемся увидеть, почувствовать, как удаётся творить чудеса, используя односоставные предложения, великим мастерам слова.
- На какие две группы делятся односоставные предложения? (Сказуемостные и подлежащные)
- Дайте определение всех видов односоставных предложений. Ответ сопровождайте примерами.
III. Второй слайд.
Вечер. Взморье. Вздохи ветра.
Величавый возглас волн.
К.Бальмонт
- Сколько предложений в тексте?
- Какие это предложения по наличию главных членов предложения?
- Определите вид односоставных предложений.
- Сделайте синтаксический разбор предложения Величавый возглас волн.
- Приведите примеры назывных предложений, подобранных вами из художественных текстов.
IV. Об одном из видов односоставных предложений М Ломоносов писал: "Умолчание местоимений личных перед формами глагола к украшению и важности ведет."
О каком виде односоставных предложений писал М.Ломоносов? (Определённо-личных)
- Дайте определение определённо-личных предложений. Приведите примеры из художественных текстов.
V. Запись на доске под диктовку.
Определить вид односоставных предложений, обосновать выбор.
Зови надежду сновиденьем,
Надежду - истиной зови.
М.ЛермонтовСиние горы Кавказа, приветствую вас! (М.Лермонтов)
VI.Запись на доске.
Определить вид односоставного предложения, обосновать выбор.
Задули тёплый рыжий очаг. (О.Берггольц)
- Приведите примеры неопределённо- личных предложений, подобранных из художественных текстов.
VII.Физкультминутка.
Физкультминутку проводит ученик, используя в речи односоставные предложения.
Например:
- Поставьте ноги на ширине плеч, руки- на пояс. Повороты.
VIII. Слайд третий. Отрывок из стихотворения М.Лермонтова "Выхожу один я на дорогу"
Выхожу один я на дорогу;
Сквозь туман кремнистый путь блестит;
Ночь тиха. Пустыня внемлет Богу,
И звезда с звездою говорит.
В небесах торжественно и чудно!
Спит земля в сиянье голубом:
Что же мне так больно и так трудно?
Жду ль чего? Жалею ли о чем?
Задания к тексту.
1. Выразительно прочитайте текст.
2. Найдите в нем односоставные предложения, определите их вид. Обоснуйте ответ.
3. Произведите синтаксический разбор предложения: В небесах торжественно и чудно!
4. Подберите синоним к слову внемлет
5. Произведите морфологический разбор слова внемлет.
6. Произведите фонетический разбор слова жалею.
IX.Слайд четвертый.
Прочитайте пословицы. Выпишите те из них, которые являются обобщённо-личными предложениями.
1) Крепость завоёвывают изнутри.
2) Дерево узнаётся по плодам.
3) Лошадь с ослом не сдружишь.
4) От разговоров о воде мельница не заработает.
Ответ: 1,3.
X. Работа с тестами.
В тесты включить сложные предложения, в состав которых входят простые односоставные предложения разных видов.
Например: Укажите сложные предложения, в состав которых входят простые односоставные назывные предложения.
1) Вечер, и только вдалеке вечерней тьмой не скрыты на горизонте грустные ракиты.
2) Увидишь в багрец одетую осину, и сердце встрепенётся.
3) Тише дождь, и посветлело на улице.
4) Жаркий летний день, и густо пахнет травами, мёдом.
XI. Слайд пятый.
Прочитайте строки С.Есенина. Перепишите их. Виды односоставных предложений разнесите по колонкам.
1)
Вижу сон. Дорога чёрная.
Белый конь. Стопа упорная.
И на этом на коне
Едет милая ко мне.
2)
Предрассветное. Синее. Раннее.
И летающих звёзд благодать.
Загадать бы какое желание,
Да не знаю, чего пожелать.
Односоставные предложения
1 безличные |
2 определённо-личные |
3 неопределённо-личные |
4 назывные |
XII. Обобщение.
Связный монологический ответ по теме "Односоставные предложения"
- С какой целью используются односоставные предложения поэтами, писателями?
XIII. Творческая работа.
- Мы с вами увидели, как мастера слова используют в своих произведениях односоставные предложения. Попробуйте и вы свои силы.
(Работу предложить по вариантам).
Первый вариант.
Создайте эссе, началом которого будут слова Прочёл (прочла) и тут же запомнил(а) стихи:
Используйте в речи односоставные предложения.
Второй вариант.
Попробуйте написать стихотворение. Используйте в речи односоставные предложения.
Третий вариант.
Сочинение-миниатюра на одну из тем: "Начало зимы", "Большая перемена".
XIV. Анализирование творческих работ.
XV. Домашнее задание.