Информационно-коммуникативная компетентность - один из основных приоритетов в целях общего образования, и связано это не только с внутриобразовательными причинами. Меняется весь характер жизни, необыкновенно возрастает роль информационной деятельности, а внутри нее - активной, самостоятельной обработки информации человеком, принятия им принципиально новых решений в непредвиденных ситуациях с использованием технологических средств.
Современный этап развития образования связан с широким использованием современных информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) и возможностей, предоставляемых глобальной сетью Интернет. В этой связи решающее значение приобретают удаленный доступ к образовательным ресурсам, опубликованным в Сети, и возможность оперативного общения всех участников образовательного процесса.
1. Учебное книгоиздание и образовательная пресса
В разделе представлены информационные ресурсы, освещающие вопросы учебного книгоиздания для общего образования, ресурсы образовательного назначения, опубликованные в сети Интернет основными средствами массовой информации, издательствами учебной и научно-методической литературы, а также перечни сайтов крупных книготорговых предприятий и интернет-магазинов, в которых можно заказать и приобрести заинтересовавшие издания.
- Издательство "Просвещение" http://www.prosv.ru
- Издательство "Вербум-М" http://www.verbum-m.ru
- Издательство "Вита-Пресс" http://www.vita-press.ru
- Издательство "Дрофа", Издательство "Мнемозина"
2. Конференции, выставки, конкурсы, олимпиады
В разделе собраны ресурсы, информирующие о проведенных и предстоящих мероприятиях, участниками которых являются педагоги и школьники.
- Международная конференция "Математика. Компьютер. Образование"
- http://www.mce.biophys.msu.ru
- Российский образовательный форум http://www.schoolexpo.ru
- Всероссийская олимпиада школьников www.rusolymp.ru
- Олимпиады для школьников: информационный сайт http://www.olimpiada.ru
- Умник: Всероссийский детский интернет-фестиваль http://www.childfest.ru
- Юность, наука, культура: Всероссийский открытый конкурс исследовательских и творческих работ учащихся http://unk.future4you.ru
- Задачник для подготовки к олимпиадам по математике http://tasks.ceemat.ru
- Занимательная математика - школьникам (олимпиады, игры, конкурсы по математике) http://www.math-on-line.com
- Интернет-проект "Задачи" http://www.problems.ru
- Математические этюды http://www.etudes.ru
- Математические олимпиады и олимпиадные задачи http://www.zaba.ru
- Международный математический конкурс "Кенгуру" http://www.kenguru.sp.ru
- Сайт элементарной математики Дмитрия Гущина http://www.mathnet.spb.ru
- Турнир городов - Международная математическая олимпиада для школьников
- http://www.turgor.ru
3. Инструментальные программные средства
Раздел содержит перечень основных компьютерных программных средств, использование которых позволяет автоматизировать большинство видов образовательной деятельности в целях повышения их эффективности. Ресурсы раздела содержат информацию об особенностях внедрения в обучение информационных и телекоммуникационных технологий. Описываются сценарии учебных занятий, осуществляемых с применением компьютерной техники, обсуждаются образовательные электронные издания и ресурсы, специфика их создания и использования. Перечисленные ресурсы содержат ссылки на программные средства, которые могут быть использованы для повышения эффективности работы учителя.
- Конструктор образовательных сайтов http://edu.of.ru
- Школьный сайт: конструктор школьных сайтов http://www.edusite.ru
- Школьные страницы: бесплатный хостинг сайтов московских школhttp://schools.keldysh.ru
4. Электронные библиотеки, словари, энциклопедии
Интернет-ресурсы образовательного и научно-образовательного назначения, оформленные в виде электронных библиотек, словарей и энциклопедий, пользуются особой популярностью, поскольку они предоставляют открытый доступ к полнотекстовым информационным ресурсам, представленным в электронном формате - учебникам и учебным пособиям, хрестоматиям и художественным произведениям, историческим источникам и научно-популярным статьям, справочным изданиям и др. Эти сервисы значительно облегчают работу с содержательным наполнением образовательных ресурсов сети Интернет, поскольку ориентированы на получение наиболее достоверных выборок и дают возможность педагогам и обучающимся формировать собственные библиографические описания.
- Портал ВСЕОБУЧ - все об образовании http://www.edu-all.ru/
- Мегаэнциклопедия портала "Кирилл и Мефодий" http://www.megabook.ru
- Педагогический энциклопедический словарь http://dictionary.fio.ru
- Рубрикон: энциклопедии, словари, справочники http://www.rubricon.com
- Образовательные проекты компании "Кирилл и Мефодий" http://edu.km.ru/
- Образовательный портал "Учеба" http://www.ucheba.com/
- Портал "5баллов" (новости образования, вузы России, тесты, рефераты) http://www.5ballov.ru
- Интернет библиотека. http://www.mccme.ru/free-books/ilib.htm
- Большая научная библиотека: математика http://sci-lib.com/subject.php?subject=1
5. Ресурсы для дистанционных форм обучения
Раздел содержит перечень ресурсов, разработанных и рекомендованных для дистанционного обучения. Использование таких ресурсов позволяет учащимся самостоятельно изучать отдельные темы дисциплин школьной программы, решать задачи, дистанционно общаться с преподавателями и получать консультации, участвовать в заочных олимпиадах. Ресурсы для дистанционных форм обучения дают возможность индивидуального измерения результативности обучения. Собранные в разделе ресурсы могут оказаться полезными для педагогов благодаря публикации методических и содержательных материалов по организации и проведению дистанционного обучения.
- Виртуальная школа Кирилла и Мефодия http://vschool.km.ru
- Интернет-школа "Просвещение.ru" http://www.internet-school.ru
- Образовательный сайт TeachPro.ru http://www.teachpro.ru
- Обучающие сетевые олимпиады http://oso.rcsz.ru
- Открытый колледж http://www.college.ru
- Центр дистанционного образования "Эйдос" http://www.eidos.ru
6. Информационная поддержка ЕГЭ
Раздел представляет ресурсы, посвященные условиям проведения и содержанию контрольно-измерительных материалов Единого государственного экзамена (ЕГЭ), содержащие инструкции по подготовке и проведению ЕГЭ. Приводимые ресурсы позволяет ознакомиться со статистическими данными, отражающими результаты проведения экзамена в разные годы и по разным дисциплинам, сделать обобщенные выводы о существующем состоянии региональных систем образования и приоритетных направлениях их развития. Благодаря приводимым в разделе ресурсам учащиеся и педагоги получат полную информацию о видах и содержании заданий, педагогические и психологические рекомендации по подготовке к ЕГЭ, сведения о вузах, принимающих студентов с учетом результатов ЕГЭ.
- Портал информационной поддержки Единого государственного экзамена http://ege.edu.ru
- Сайт информационной поддержки Единого государственного экзамена в компьютерной форме http://www.ege.ru
- ЕГЭ по математике: подготовка к тестированию http://www.uztest.ru
7. Ресурсы по математике
Ресурсы, включенные в раздел, содержат учебный и справочный материал, использовать который могут как педагоги, так и учащиеся. Электронные тесты, интерактивные модели, красочные иллюстрации, готовые разработки, тренажеры и другие учебно-методические материалы, содержащиеся в ресурсах раздела, помогут учителям подготовить и провести интересные, познавательные, яркие занятия, а ученикам - выполнить домашние задания, исследовательские проекты или другие виды самостоятельных работ.
- Сеть творческих учителей http://www.it-n.ru/
- Allmath.ru - вся математика в одном месте
- Математика в Открытом колледже http://www.mathematics.ru
- Math.ru: Математика и образование http://www.math.ru
- Московский центр непрерывного математического образования (МЦНМО) http://www.mccme.ru
- EqWorld: Мир математических уравнений http://eqworld.ipmnet.ru
- Exponenta.ru: образовательный математический сайт http://www.exponenta.ru
- Вся элементарная математика: Средняя математическая интернет-школа http://www.bymath.net
- Геометрический портал http://www.neive.by.ru
- Графики функций http://graphfunk.narod.ru
- Дидактические материалы по информатике и математике http://comp-science.narod.ru
- Дискретная математика: алгоритмы (проект Computer Algorithm Tutor http://rain.ifmo.ru/cat/
- Методическая копилка (идеи, материалы) http://www.comp-science.narod.ru/Metodicheskaya_Kopilka.html
- Разработки нетрадиционных уроков http://center.fio.ru/method/getblob.asp?id=10000768
- Сценарии внеклассных мероприятий по математике http://center.fio.ru/method/getblob.asp?id=10000772
Заключение
Педагоги, использующие образовательные ресурсы сети Интернет, должны предварительно соотносить их с основными компонентами реализуемой методической системы обучения - ее целями, содержанием, методами, организационными формами и применяемыми средствами обучения. Привлекаемые ресурсы должны вписываться в эту систему, не противоречить ей, соответствовать ее компонентам. Во всех случаях применения образовательных ресурсов сети Интернет педагоги должны прежде всего решить задачу подбора нужной учебной информации из образовательных ресурсов и методики ее использования учащимися. Сам преподаватель может использовать содержательное наполнение таких ресурсов при подготовке конспектов уроков, заданий для самостоятельных и практических работ, тестовых и контрольных заданий, сценариев проведения внеурочных и внеучебных мероприятий.
Следует учитывать, что качество большинства приводимых ресурсов не подвергалось профессиональной экспертной оценке. Этот факт, а также постоянное обновление образовательных ресурсов в Сети обусловливают возможность появления в их содержании неточностей, противоречивой и недостоверной информации. В связи с этим следует вырабатывать у обучающихся критическое мышление, обеспечивающее адекватное отношение к информации, получаемой из ресурсов Сети. Используя образовательные ресурсы Интернет, педагог должен продемонстрировать ученикам, что даже в популярных, известных изданиях может содержаться неточная, недостоверная и некорректная информация, обратить их внимание на опасность информации рекламного характера, содержащей подчас умышленные искажения фактов, некорректное обращение с ними.
Необходимо также учитывать, что применение ресурсов сети Интернет требует одновременной работы сразу нескольких каналов восприятия - зрительного, слухового, тактильного. Это может привести к умственным и эмоциональным перегрузкам учеников. Очень часто они не могут самостоятельно справиться с переработкой больших объемов информации, опубликованной в Сети, испытывают трудности в нахождении необходимых ресурсов, попадают под влияние негативной информации.
В данном выступлении содержатся далеко не все ресурсы Интернет, применение которых в отечественной системе образования представляется целесообразным. Цель данного выступления лишь приобщение педагогов к работе с телекоммуникациями. Дальнейшее путешествие по образовательным ресурсам Сети возможно с помощью образовательных порталов, адреса которых приведены выше.