Урок-КВН "Правила речевого этикета"

Разделы: Русский язык


Цель: познакомить с правилами речевого этикета (учить общаться, благодарить, правильно вести телефонный разговор)

Воспитательная цель: учить доброжелательности, вежливости, бережному отношению к родному языку.

Оборудование урока:

  • карточки со словами-терминами «жесты», «мимика»;
  • толковые словари;
  • карточки с ситуативными заданиями;
  • рисунки с изображением различных жестов, мимики;
  • мультимедийный проектор;
  • экран;
  • компьютер;

Ход урока

1. Вступительное слово учителя.

Презентация. Слайд 1 (Приложение 1)

Учитель: - Тема сегодняшнего необычного урока, урока-КВН, «Правила речевого этикета».

Мы поучимся говорить друг другу  приятные слова, доброжелательно высказывать не совсем положительное мнение о человеке, его поступках; попробуем научиться правильно вести телефонный разговор. В течение урока ваш словарный запас пополнится новыми словами. Но самая главная задача нашего урока - научиться по-доброму относиться друг к другу. И пусть эпиграфом к уроку станут слова великого русского поэта Ф. Тютчева.

Слайд 2

Музыкальная заставка «Мы начинаем КВН»

2. Представление членов жюри (3-5 чел., которые будут оценивать ответы, дисциплину  команды, ее организованность, культуру поведения).

3. Ведущая(9-классница): Команда «Улыбка», команда «Дружба».

Девиз 1-й команды:

Если кто-то загрустит.
Ты его не оставляй,
Добрым словом, добрым делом
Утешай и помогай!

Девиз 2-й команды:

Среди невезения злого,
Среди невеселого дня
Скажите мне доброе слово,
И слово утешит меня

Конкурс «Домашнее задание»

(задавалось за 2-3 недели до урока)

Команда «Улыбка»

Дать понятие о невербальных средствах общения (мимике, жестах).

Слайд 3

Сценка (1-я ученица)

Ученица достает платье из шкафа, примеряет его перед зеркалом, включает утюг, гладит его, нечаянно обжигает палец, бросает утюг на платье, трясет пальцем, платье тлеет. Девочка хватает утюг, ставит его, берет платье, плача, уходит.

2-я ученица: - Ребята, что Вы поняли из этой сценки?  А как Вы об этом догадались? Ведь девочка не произнесла ни слова? Оказывается, многое можно передать, не произнося ни слова, используя только мимику и жесты. А что такое мимика и жесты?

3-й ученик: - В «Толковом словаре» мы находим: (Слайд 4) «Мимика – движения мышц лица, выражающие внутреннее душевное состояние». «Жесты – движение рукой или другое телодвижение, что-то обозначающее или сопровождающее речь»

2-я ученица: - Итак, жесты и мимика могут заменить целую фразу. Они выражают движения нашей души.

4-й ученик:   - Многие жесты имеют свою историю и связаны с национальными особенностями. Вам, без сомнения, знаком такой жест: палец, поднятый вверх или опущенный вниз, как знак одобрения или неодобрения, подводил итог поединка гладиаторов. Таким образом император показывал, оставляет он жизнь гладиаторам или нет.

5-й ученик: - Когда мы здороваемся, то пожимаем друг другу руки. Этот жест сейчас понятен всем. Хотя, например, китайцы в старые времена, здороваясь, пожимали руки самим себе. В наши дни этим жестом оратор приветствует слушателей.

1-й ученик: - При встрече тибетцы снимали свой головной убор правой рукой, левую прикладывают за ухо да еще высовывают язык. Это означает: «Я ничего не замышляю против тебя, будь спокоен» Но вряд ли стоит пользоваться этим жестом, если вы не в Тибете.

6-й ученик: - А вот эскимосы, приветствуя друг друга, легонько стучат друг другу по голове и плечам. Лапландцы трутся носами.

2-ая ученица: - Рассказывать об истории жестов и мимики очень долго и интересно. Если кто-то заинтересуется, то может найти нужный материал в библиотеке (журнал «Трамвай», № 10, 1990 г., книга В.М. Матвеевой «В мире вежливости»)

 Ведущая: - А где еще мы встречаемся с языком жестов и мимики? (в спорте, строительстве; существует язык глухонемых; в школе, на уроках – подсказки)

- Попробуйте вспомнить примеры использования мимики и жестов в художественной литературе (И. С. Тургенев «Муму», Л.Н. Толстой «Кавказский пленник», А. Гайдар «Тимур и его команда»)

- Мир мимики и жестов очень богат. Посмотрите на эти рисунки и скажите, что за жесты они обозначают:

высунуть язык – жест-дразнилка;

стукнуть себя по лбу – жест-воспоминание;

грозить кулаком – жест-угроза;

поднять брови – жест-удивление;

обхватить голову руками – жест-испуг.

- А сейчас мы с вами поговорим… А о чем? Вам подскажет стих Э. Гольдмана:

Слайд 5

Ведущая: - Так о чем эти строчки? Кто виноват в этой неловкой ситуации? Продолжим беседу о жестах приветствия и прощания.

3-й ученик: - Оказывается, существует    даже этикет жеста. Русский писатель А. Куприн говорил, что по рукопожатию можно не только узнать отношение человека к тебе, но и все о его характере. Например, подать два пальца – это высокомерное приветствие; подать руку «лодочкой» - человек смущен; долго жать руку – дружеский или фамильярный интерес к тебе. Но запомните, чем человек вежливее и воспитаннее, тем более сдержан у него жест.

1-й ученик: - А как  вы думаете, какова роль улыбки в отношениях между людьми? Вспомните мультфильм «Крошка Енот». Кого испугался маленький Енот, и что посоветовала ему мама?

6-й ученик: - В итоге нашего домашнего задания мы советуем всем общаться с другими людьми так, как вы бы хотели, чтоб общались с вами.

Ведущая: - Хочу напомнить вам прекрасные слова В. Солоухина: «А ведь у людей в распоряжении есть улыбка. Посмотрите, почти все у человека предназначено для самого себя: глаза – смотреть, ноги – ходить, рот – поглощать пищу, - все нужно самому себе, кроме улыбки. Улыбка самому себе не нужна. Если бы не зеркала, вы ее никогда бы даже и не увидели. Улыбка предназначена другим людям, чтобы им с вами было хорошо, радостно и легко. Это ужасно, если за десять дней тебе никто не улыбнулся, и ты никому не улыбнулся. Душа зябнет и каменеет».

- Чтобы этого с нами не случилось, посмотрите друг на друга и улыбнитесь.

Учащиеся поют песню «Улыбка»

Команда «Дружба»

Раскрыть понятие «культура общения»

Сценка из школьной жизни «Вали кулём» (журнал «Русский язык в школах Украины», № 10, 1989 г.)

Конкурс «Разминка»

(решение ситуативных задач)

Ведущая: - С помощью жестов и мимики изобразите действия и состояния участников.

(ситуации на карточках)

  1. Прохожий спрашивает вас, как пройти к кинотеатру. А кинотеатр совсем рядом, напротив. Какой жест вы используете, отвечая прохожему? (показать всей рукой, а не пальцем)
  2. На рыбалке. Рыба только начала клевать, и в этот момент подходит друг. Как вы предупредите его, чтобы не шумел? (не угрозы)
  3. За ужином бабушка предлагает вам съесть кашу, а вы отказываетесь. Как сказать словами, какие жесты и мимику вы будете использовать? (не обидеть)
  4. Мальчик встречает знакомого взрослого. Кто первым протягивает руку?
  5. Мальчик встречает знакомую девочку. Кто первым протягивает руку?
  6. Позвонили и попросили позвать к телефону вашего старшего брата. Какие формулы речевого этикета вы используете в разговоре? (хорошо, сейчас, одну минуту, подождите, пожалуйста; попробую)
  7. Брата нет дома (Извините, но он будет позже. Что передать? Позвоните позже, его нет дома)
  8. Девочка звонит своей подруге, но ошиблась номером. Как быть в таком случае? Вот 3 варианта разговора. Какой из них вежливый?

- Алло, позовите, пожалуйста, Таню.

- Здесь такой нет.

1. – Извините, а какой это номер?

2. – Это 7-58-17?

3. – Извините, это номер 7-58-17?

Конкурс «Творческая командировка»

Команда «Улыбка»

Задание:

  • подобрать материал на тему «У меня зазвонил телефон»;
  • познакомить с правилами общения по телефону (давалось заранее).

1-я ученица: - Поднимите руки, у кого есть телефон?

- Часто ли вы им пользуетесь?

- В каких ситуациях вы звоните по телефону?

- Итак, телефон прочно вошел в нашу жизнь. Но все ли умеют использовать это удобное средство общения? Знаем ли мы, как вести беседу по телефону. Об этом мы и поговорим сейчас.

Сценка. У меня зазвонил телефон. Я сняла трубку.

- Кто? – и без предисловий громыхнуло оттуда.

- С кем я говорю?

Тронутая простотой общения, я несколько растерялась и, не подумав, как следует, брякнула первое, что обычно приходит в голову при встрече или знакомстве.

-Здрасьте, - сказала я. И добавила: - А вам кто нужен?

- Что? – переспросила трубка, в свою очередь, оторопев от моей бестактности. – Куда я попал?

- Здравствуйте, товарищ, а куда вы хотели попасть? – окончательно зарвавшись, сказала я.

На другом конце в панике бросили трубку.

Ведущая: - Итак, почему не состоялся этот разговор? Не были соблюдены правила речевого этикета.

Рассмотрим три главные ситуации:

  1. вы собираетесь позвонить;
  2. вы позвонили;
  3. вам позвонили.

2-я ученица: - Первая ситуация.  Вы собираетесь позвонить.

- Напомню рассказ Носова «Телефон». Два мальчика купили в магазине игрушечные телефоны, по которым можно разговаривать, как по настоящим. Какой же разговор у них получился? Давайте посмотрим.

2 мальчика.

- Алло!

- Алло!

- Давай разговаривать.

- Давай, а о чем?

- Ну, о чем. О чем-нибудь.

- Ну?

- Что ну?

- Чего же ты не разговариваешь?

- А ты почему не разговариваешь?

- Да я не знаю, о чем разговаривать.

2-я ученица: Вывод. Никогда не следует звонить друг другу без цели. Разговаривать кратко вежливо и только по делу.

- А что значит вежливо?

1-я ученица: Это значит: - надо поздороваться;

  • обратиться к человеку по имени;
  • представиться самому.

2-я ученица: Еще одно правило вы назовете сами, посмотрев на эти шутливые рисунки (девочка сидит на телефоне, висит на нем).

- Что изображено на них? Что значит выражения «висеть на телефоне» и «сесть на телефон»? (Разговаривать часто и подолгу).

Еще одно правило: Нельзя без нужды часто и подолгу разговаривать по телефону.

1-я ученица: Причитайте в слух слова: звонит, позвонит, перезвонит. Запомните, во всех этих глаголах ударение падает на окончание.

И еще одно правило: При разговоре по телефону поздороваться, назвать по имени, назвать себя.

2-я ученица: - А если кто-то позвонит, но не назовет себя?

1-я ученица: - Надо ответить на приветствие, извиниться и спросить, кто у телефона (кто звонит).

Ведущая: - Телефонных разговоров множество, и едва ли все их можно предугадать, от всех ошибок предостеречь. Помните, пожалуйста, главное – беседа по телефону должна быть вежливой и доброжелательной, содержательной и краткой.

Конкурс капитанов

I. Давайте говорить друг другу комплименты.

Ведущая: - Ребята, вам приятно слышать, когда вас за что-либо хвалят? А сами вы умеете говорить людям приветливые и добрые слова? Вот сейчас и попробуем это сделать. Представьте, что вы в Сказочной стране. В жюри – Баба-Яга и Кощей. Наверное, они вам не очень нравится. Вы должны подобрать такой комплимент, чтобы сказать ему (или ей) приятные, но в то же время правдивые слова.

Ответы: 1-й капитан – Баба-Яга, ты очень ловкая, быстрая, и всегда всюду успеваешь.

2-й капитан – Кащей, ты так долго живешь на свете, и ты наверняка много видел.

II. Вежливая критика.

Ведущая: - Наверно, вам не раз приходилось высказывать свое мнение о человеке, его поступках, и это мнение не всегда было положительное. Давайте попробуем сделать это вежливо и доброжелательно. Герои сказки «Лиса и журавль» в гостях у Ежика высказывают свое мнение о том, как их принимали в гостях друг у друга.

Журавль: - Все хорошо было на званом обеде. И вежливое обращение, и хорошее угощение. Жаль только, попробовать ничего не удалось. Не подумала хозяйка о подходящей посуде.

Лиса: Уж не знаю, зачем пригласили меня на обед. Ни крошечки нельзя съесть из этой посуды. Больше уж не просите. Не приду.

Ведущая: - Как вы думаете, что мог сказать на это вежливый Ежик? Из двух карточек выберите наиболее вежливую реплику.

1 карточка.

- Журавль был добрее и вежливее, Лисонька, он тебя не обидел ни одним словом.

2 карточка.

- Лисонька, ты, мне кажется, не совсем права. Ведь ты первая пригласила Журавля к себе в гости.

3 карточка.

- Ну, ребята, вы оба не правы. И мирить я вас не буду. (грубо, обидно)

III. Утешители.

1) От деда с бабкой убежал Колобок. Дед с бабкой очень огорчились. Тебе надо утешить их. Выберите подходящую пословицу:

1. Горе не беда – с кем не была.

2. Нет худа без добра.

3. Наши лепешки тоже поели кошки.

2) Ослик Иа-Иа потерял хвостик и огорчился. Выберите нужные утешения:

1. Не огорчайся, дорогой Иа-Иа!

2. Полно печалиться – дело поправится.

3. Стоит ли переживать из-за таких пустяков.

4. Я обязательно помогу тебе, и все наши друзья тебе помогут.

5. Мы найдем твою потерю.

6. Нечего искать иголку в стоге сена. (Иными ответами не только не утешишь, но и обидишь)

Конкурс «Творческая командировка»

Команда «Дружба»

Задание: подобрать материал на тему «Учимся благодарить»

1-й учащийся: - Наша творческая командировка состоит из двух этапов. Задолго до сегодняшнего дня мы наблюдали, как люди используют слова благодарности в окружающей нас жизни. Это первый этап, а второй этап проходит сейчас на уроке. До конца нашей командировки мы постараемся пополнить свой словарь речевого этикета словами благодарности, поучимся использовать их в речи.

2-й учащийся: - Мы ежедневно здороваемся и прощаемся, обращаемся к кому-нибудь с просьбой, благодарим за труд, за любезность, извиняемся, если допустили какую-нибудь оплошность. И во всех этих ситуациях нашими неизменными спутниками выступают волшебные слова – слова речевого этикета. Кто знает, сколько раз в день мы произносим слова «здравствуй», «прощай», «благодарю Вас», «спасибо», «извините», «пожалуйста», каждый раз одаривая улыбкой того, кому мы их адресуем. Первоначальный благородный смысл некоторых этикетных слов уже утрачен или утрачивается. Об этом напоминает нам в своем стихотворении поэтесса Веселовская.

Слайд 6.

3-й учащийся: - Вот из такого старинного русского пожелания «Спаси бы» и родилось слово «Спасибо» - одно из самых распространенных в русском языке этикетных слов. А в какой жизненной ситуации мы его употребляем? Конечно, в ситуации благодарности. А каково лексическое значение слова «благодарность»?

- А какое толкование дается в словаре С.И. Ожегова? (Ученица читает словарную статью)

Слайд 7.

Ведущая: - А выразить это чувство помогают нам специальные этикетные слова, которые есть в русском языке. Назовите их. Вы назвали только четыре. Много это или мало? Как вы считаете? Я думаю, что мало. Но, может, пополнят этот список ребята, которые наблюдали, как используются слова благодарности в окружающей нас жизни.

Группа 1.

1-й учащийся: - Мы исследовали употребление слов благодарности в общественном транспорте. Выяснили, что люди благодарят в следующих случаях: когда им помогают выйти или войти в автобус, когда уступают место кому-нибудь, водитель подождал опаздывающего пассажира. Чаще всего употребляют слово «спасибо», иногда «благодарю Вас». К сожалению, нередко за услугу никак не благодарят.

Группа 2.

2-й учащийся: - Наш объект наблюдения – родная школа, а именно: раздевалка, столовая, библиотека, медпункт. Наши результаты, в общем-то, совпали с результатами наблюдений первой группы. Чувство благодарности чаще всего выражается в словах «спасибо» и «большое спасибо».

Группа 3.

3-й учащийся: - Удручающее впечатление произвело на нас общение в магазине. Мы практически не слышали, чтобы кто-то благодарил продавца.

4-й учащийся: - А вот исследователь русского речевого этикета Н.И Формановская в одной из своих книг предлагает 28 слов и выражений, с помощью которых человек может поблагодарить другого. Некоторые из них мы вам представим:

Слайд 8.

3-й учащийся:- Давайте мы с вами представим себе любую ситуацию благодарности, например, такую:

- Оля, дай мне на минуточку учебник.

- Возьми, пожалуйста.

- Большое спасибо, Оленька.

- Что ты, не за что.

- Была ситуация благодарности? Да. Итак, в ситуацию благодарности входят три основных компонента:

- человек, которого благодарят;

- человек, который благодарит;

- услуга.

- Послушайте еще диалоги. (Приложение 2)

- Послушайте ряд диалогов и попробуйте определить характер взаимоотношений участников, их возраст. (Приложение 2)

Ведущая: - Сегодня мы учились благодарить. Мы старались пополнить свой словарь формулами благодарности, учились использовать их в своей речи. Эти умения очень важны. Ведь поблагодарить человека в нужную минуту, сделать это тактично, вежливо – значит подарить ему капельку солнца, радости. Недаром в слове «благодарность» два корня.

Слайд 9

Благодарить – значит дарить людям благо, дарить людям добро.