Цели урока (для учителя):
- Повторить и обобщить знания учащихся о значении морфологических признаках, синтаксической роли имени существительного.
- Закрепить правописание изученных орфограмм, развить орфографическую зоркость.
- Продолжить работу по развитию монологической речи учащихся.
УЭ – 0. Цели и задачи урока-модуля | 1 – 2 мин. | |||||||||||||||||||||
Цели для учащихся: В конце темы Вы будете знать:
В конце темы Вы будете уметь:
|
||||||||||||||||||||||
УЭ-1. Работа с текстом | 10 – 12 мин. Общеклассная работа |
|||||||||||||||||||||
Цели. Закрепить знания
учащихся о значении и морфологических признаках
имени существительного. Повторить по теме
«Словообразование» значение некоторых
суффиксов имен существительных. Прочитайте текст До чего хорош летний лес! Прекрасна голубизна
неба, радует взгляд зелень трав и пестрота
цветов. Качают головками колокольчики, блистают
белизной лепестков ромашки, разлетаются от ветра
пушистые одуванчики. Припекает солнышко, веет
теплый ветерок. Покой и тишина вокруг. Порхают
бабочки и стрекозы с лимонными, оранжевыми,
фиолетовыми крылышками. Щебечут птички, ищут
мошек и букашек. Вот выскочил из-под пня серый
мышонок, припустился во всю прыть, затем вдруг
неожиданно замедлил свой бег и исчез в норке. |
||||||||||||||||||||||
Выпишите существительные с суффиксами -изн,
-ость / -есть, -ышк, -ок, -к-, -чик, -онок .Какоезначение
придают эти суффиксы существительным? 1) Приведите свои примеры существительных с этими суффиксами. 2) Укажите существительные, обозначающие действие как предмет. 3) Выпишите 2-3 существительных, которые имеют форму только единственного или только множественного числа, произведите морфологический разбор одного из них. |
Задание выполняется в тетрадях | |||||||||||||||||||||
Если Вы работаете самостоятельно, проверьте свою работу по ключу №1. | ||||||||||||||||||||||
УЭ-2. Определение синтаксической роли имени существительного. | 7 – 8 мин. | |||||||||||||||||||||
Цель. Закрепить умение
определять роль имени существительного в
предложении. Повторить тему «Обращение». Дифференцированное задание по выбору учащегося А. Подчеркните существительные как члены предложения, определите их падежи.
|
||||||||||||||||||||||
Б. Составьте со словом «Москва» предложения так, чтобы это существительное являлось а) обстоятельством, б) сказуемым, в) дополнением, г) определением, д) обстоятельством, е) не являлось членом предложения. | Индивидуальная работа, выполняется в тетрадях. | |||||||||||||||||||||
Если Вы работаете самостоятельно, проверьте свою работу по ключу № 2. | ||||||||||||||||||||||
УЭ-3. Закрепите правописание гласных Е – И в падежных окончаниях имен существительных. | 10 мин. | |||||||||||||||||||||
Цель. Закрепить навык правописания и графического обозначения изученной орфограммы. | ||||||||||||||||||||||
Расскажите своему партнеру правило правописания букв Е – И в падежных окончаниях имен существительных. В случае затруднения обращайтесь к таблице. | Устная работа в паре | |||||||||||||||||||||
Таблица
Из данных слов составьте словосочетание с подходящим предлогом: на, в, о (об) и запишите их. Графически обоснуйте написание Е или И в безударном окончании существительного.
|
||||||||||||||||||||||
Алгоритм работы 1. Определите падеж существительного, составьте
словосочетание, выбрав нужный предлог.
Руководствуясь таблицей на стр.3, напишите
окончание, графически обозначьте орфограмму |
Индивидуальная работа, выполняется в тетрадях. | |||||||||||||||||||||
УЭ-4. Закрепление правописания гласных О – Е после шипящих и -Ц- в окончаниях существительных. | 7 – 8 мин. | |||||||||||||||||||||
Цель. Закрепить навык правописания и графического обозначения изученной орфограммы. | ||||||||||||||||||||||
Расскажите своему партнеру правило правописания гласных О – Е после шипящих и -Ц- в окончаниях существительных. | Устная работа в парах. | |||||||||||||||||||||
Из данных слов составьте словосочетания, запишите сначала те из них, в которых имеются существительные с окончаниями -ом, -ой, затем те, в которых употреблены существительные с окончаниями –ем, -ей. | Индивидуальная работа (выполняется в тетрадях) | |||||||||||||||||||||
Алгоритм работы 1. Составьте словосочетание, поставив имя
существительное в форму творительного падежа.
Руководствуясь правилом, напишите гласную в
окончании существительного, графически
обозначьте орфограмму. |
||||||||||||||||||||||
УЭ-5. Закрепление орфограммы «Употребление –Ь на конце существительных после шипящих» | 7 – 8 мин. Индивидуальная работа (выполняется в тетрадях) |
|||||||||||||||||||||
Цель. Закрепить навык
правописания и графического обозначения
изученной орфограммы. Запишите данные ниже слова в два столбика: с -Ь- и без -Ь- . Графически обозначьте орфограмму: (много) дач(?), блиндаж(?), залеж(?), пейзаж(?), стеллаж(?), упряж(?),бреш(?), (возле) пастбищ(?), варенье из груш(?) Алгоритм работы 1. Вспомните правило употребления Ь на
конце существительных после шипящих. |
||||||||||||||||||||||
УЭ-6. Работа по развитию речи. | 15 – 20 мин. | |||||||||||||||||||||
Сочинение-миниатюра |
Индивидуальная работа | |||||||||||||||||||||
Цели: Уметь писать сочинение на заданную тему. | ||||||||||||||||||||||
Рассмотрите картинку. Вы, наверное, узнали
мартышку из басни И. А. Крылова «Мартышка и
очки». Напишите небольшой рассказ о том, что
произошло с обезьянкой, по какой причине она
приобрела так много очков и почему они ей не
помогли. Покажите на Вашем тексте, что существительное «очки» может являться разными членами предложения. Какова особенность слова «очки» с точки зрения морфологии? |
Написанные работы зачитываются в классе. Одноклассники выступают с рецензиями | |||||||||||||||||||||
УЭ-7. Подведение итогов урока | 2 – 3 мин. | |||||||||||||||||||||
Реализованы ли цели и задачи урока-модуля. | ||||||||||||||||||||||
УЭ-8. Срез знаний | 15 – 20 мин. | |||||||||||||||||||||
Тест I. Укажите существительные с гласной «Е» в окончании.
II. Укажите существительные с Ь после шипящего
III. Укажите существительные с окончанием И
IV. Найдите ошибки в определении синтаксической роли имен существительных и исправьте их. Стаи перелетных птиц радостно оповещают родной край о своём возвращении.«Здравствуй, родина!» – на разные голоса приветствуют они родные места.
V. Найдите ошибки в определении морфологических признаков существительного «молодёжь» и исправьте их Я всегда с радостью смотрю на нашу прекрасную молодёжь
VI. Напишите слова, соответствующие данным схемам. Укажите значения суффиксов вэтих словах.
|