Тип урока: интегрированный урок - обобщение (русский язык + литература)
Цели:
- Закрепление формирования понятия “прямая речь”.
- Отработка закономерности постановки знаков препинания при прямой речи.
- Закрепление навыка построения схемы предложений.
- Работа над интонацией в предложении с прямой речью.
- Познакомить учащихся с новыми жанрами литературы.
- Воспитание у учащихся этических навыков, навыков общения.
Оборудование:
- Мультимедийный проектор с компьютером учителя
- Компьютеры для учеников (3 штуки)
- Презентация “Прямая речь и диалог”
- Запись аудиодиктанта
Ход урока
- Организационный момент. Учитель приветствует учащихся, проверяет готовность рабочего места к уроку. Учащиеся проверяют готовность к уроку и наличие учебных принадлежностей.
- Объявление темы урока. Учитель объявляет тему урока: “Прямая речь и диалог. Закрепление изученного”. На доске спроецирован слайд № 1 с указанием темы урока.
- Орфографическая пятиминутка. Аудиодиктант (слайд № 2). Учитель сообщает цели диктанта, указывает правила, на которые направлен диктант (Гласные после шипящих. Безударные гласные в корнях слов. Ь в глагольных формах. Прямая речь. Однородные члены. Сложное предложение.) Учащиеся прослушивают запись и пишут диктант на листочках.
- Фронтальный опрос. Классу задаются вопросы по изученным понятиям в разделе “прямая речь”. Ученики отвечают, что такое прямая речь, диалог. После ответов учащихся включается слайд № 3. Ученики имеют возможность оценить верность и глубину своих ответов.
- Индивидуальный опрос. Трем ученикам дается контрольное задание на карточках. Ученики работают с карточками на компьютерах.
- Углубление изученного материала. Объяснение нового материала. Педагог акцентирует внимание учащихся на понятиях: прямая речь, диалог. Вводит термин “полилог”. Учащиеся записывают новое понятие в словарь, в раздел: “справочные материалы”.
- Работа со словарем. Учитель читает новые слова, спроецированные на слайде № 4. Несколько учеников проговаривают новые слова, класс записывает слова в “Словарь трудных слов”.
- Закрепление изученного материала.
Учитель предлагает ученикам прочитать рассказ и
найти в нем диалог.
Задает вопросы к данному рассказу. Один ученик выразительно читает рассказ. Класс находит в данном рассказе диалог. Зачитывают его. Отвечают на вопросы. Слайд № 5. - Реализация межпредметных связей с уроками “Литературы”. Сообщение об анекдотах, как форме диалога. Учащиеся знакомятся с анекдотом про Ходжу Насреддина. Работа со слайдом № 6.
- Закрепление ЗУНов. Повторение постановки знаков препинания при оформлении диалога. Повторяет с учащимися особенности диалога.
После устной работы над диалогом из книги Успенского, дается письменное задание на определение спряжения глаголов. Учащиеся отвечают правило постановки знаков препинания. Затем обращаются к примеру диалога на слайде. Называют особенности диалога.
Работа с диалогом. Выполнение письменного задания к слайду № 9. На данном этапе урока используются в работе слайды № 7,8,9.
- Повторение изученного. Учитель ставит задачу повторения понятия прямая речь и способов пунктуационного обозначения ее на письме. Обобщение. Ученики рассказывают правило о знаках препинания при прямой речи, разбирают варианты постановки знаков препинания, в зависимости от места прямой речи в предложении. Разбирают примеры в соответствии с каждым случаем. Слайд №10,11,12,13,14,15.
- Закрепление орфографических умений и навыков. Классу дано задание, дополнить прямую речь словами автора, используя глаголы “говорения”. Учащиеся выполняют задание в тетради. Взаимопроверка. Слайд № 16
- Итоговая рефлексия. Предлагается подвести итоги урока, обобщить полученные знания. Учащиеся отвечают, что они узнали на уроке.
- Домашнее задание. Учитель объясняет домашнее задание. Ученики записывают творческое задание в тетради. Домашнее задание спроецировано на доске, слайд № 17.
ЛИТЕРАТУРА:
- Русский язык. Теория. Учебник для 5-9 классов. Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д.
- Грамматика русского языка (в таблицах и схемах). Каменова С.К.
- Знаки препинания. Граник Г.Г., Бондаренко С.М.
- Сборник упражнений по русскому языку. Розенталь Д.Э
- Русский язык по учебнику Бунеева Р.Н., Бунеевой Е.В., Комиссаровой Л.Ю. и др.: Методические рекомендации для учителя 5 класса.
- Русский язык. 5 класс. Баранов М.Т.