Цели:
- Совершенствовать обнаружение нефонемных написаний в падежных окончаниях.
- Отработка порядка действий при проверке орфограмм в этих окончаниях.
- Презентация полученных знаний в §4 задания № 1 (Презентацию можно взять у автора)
Оборудование:
- Таблицы к §3.
- Таблицы к §4.
- Детские презентации.
- Индивидуальные карточки.
- Карточки со словами из упражнений 166.
- Тренировочные упражнения для домашнего задания.
- Карточки со словами к стихотворению В.Левина.
- Карточки со словами для закрепления.
ХОД УРОКА
- Организационный момент.
Учитель: Сегодня мы проведем презентацию ваших знаний по изученному уже материалу § 4.
- Повторение пройденного.
Учитель: Для начала вспомним, на какой вопрос отвечали, выполняя задания и упражнения §3. (Дети проговаривают хором название параграфа. На доску вывешивается плакат с названием параграфа)
§3. Можно ли писать орфограммы в падежных окончаниях по закону письма. |
Учитель: В чем заключается закон русского письма? (Ответы детей иллюстрируются схемами)
ГЛАСНЫЕ
|
СОГЛАСНЫЕ
|
|
Учитель: Мы ответили на заданный
вопрос? (Да, на доске схема ответа)
|
Учитель: Как надо проверять падежные окончания. Расскажите порядок проверки.
Проверка падежных окончаний
|
Учитель: Как выбираем проверочные слова. (По набору падежных окончаний)
Учитель: С какими орфограммами еще познакомились в § 3.
- Презентация.
- Учитель: Сегодня мы проводим презентацию знаний по первому заданию четвёртого параграфа. Каждая группа приготовила плакаты и выступления по упражнения и заданиям первой части 4 параграфа.
Готовясь к презентации, наверное, узнали больше, чем написано в учебнике. Слушаем выступления групп.
- Выступление групп.
- Выводы.
Учитель: Есть ли нарушения в падежных окончаниях? Когда происходят эти нарушения?
Учитель: Почему в словах с основой на [ий] происходят эти нарушения?
Слова из других языков |
Учитель: В каких падежах наблюдаются нарушения?
П. п. – ср. р. |
Учитель: В каких словах с основой на [ий] нет нарушения? Почему?
Нет нарушения в исконно в русских словах: иней, улей, музей, аллея, лотерея |
- Закрепление.
- Учитель: Проверим наши знания на практике.
Стихотворение В.Левина “Поучительная история о мудром решении и об упрямом Исключении” прочитает Орлова Регина, а вы следите по тексту стихотворения и ищете слова с буквами нарушителями.
ЧТЕНИЕ СТИХОТВОРЕНИЯ
Сошлись слова-названья
На общее собрание.
(Одно лишь Исключение
Не ведало о том)
…Шумит, гудит собрание -
Что всех ребят в отчаянье
Приводят окончания
И что иные школьники
Выносят их с трудом. …
Сказали Окончания:
- За эти замечания
Благодарим весьма.
Хоть маленькие части мы,
Но будем очень счастливы
Принять, коль вы позволите,
Простой Закон письма.
Слова (без Исключения!),
Обдумав предложение,
Все (кроме Исключения!!)
Одобрили его.
А что же Исключение?
Не зная о решении
(Поскольку, как вы знаете,
Решали без него),
Придя к концу собрания
Стояло в отдалении…
Вдруг крики возмущения
И гул со всех сторон:
- Смотрите: в Исключении
(Какое огорчение!)
Нахально Окончание
Нарушило закон!
…Конечно, Исключение
Не знало о решении.
Но – глупое, упрямое –
Кричит, других виня:
- Ишь, выдумали истины
Не мне законы писаны!
Не видите: особая
Основа у меня!
Какой конец истории?
Поспорили, поспорили,
Но только Исключение
Стояло на своём…
Осталось Исключение
Досадным исключением…
И всем вам с огорчанием
Поведал я о том.
Учитель: Какую версию слов нарушителей придумал для вас поэт В.Левин?
- Учитель: Назовите слова – нарушители, кроме слова исключения (карточки со словами вывешиваются на доску)
История | Названия | В исключении | ||
Собрание | Отчаянье | Замечания | ||
Предложения | О решении | В отдалении | ||
Огорчение | От возмущения | Окончание |
Учитель: Выберите слова, которые стоят в именительном падеже единственного числа. (история, собрание, огорчение, окончание)
- Учитель: Приготовьте карточки с окончаниями-нарушителями.
Учитель: Все ли слова имеют окончания нарушители? (Отчаянье - нет). Покажите, как будут заканчиваться остальные слова, если их поставим в начальную форму, то есть в И. п.? И какие будут при этом нарушения в Д.п. или П.п.
(Работа с индивидуальными карточками)
- Учитель: Какое окончание надо писать в следующих словах и почему, покажите мне на своих карточках.
думал о хими... | подъезжали к Дани... | син...... шарф |
были в Болгари... | задачи по геометри... | писали об уле... |
гуляли по алле.. | стихи о Наталь... | вспомнил о Натали... |
- Итог.
Учитель: И так на какой вопрос отвечаем в 4 параграфе?
- Что мы уже узнали?
- Кто хорошо усвоил, то что мы изучили?
- Домашнее задание.
Учитель: Для домашнего задания я приготовила вам несколько упражнений на выбор. Делать будете только одно упражнение. Они расположены в порядке возрастания трудностей. Вы выбираете себе то упражнение, которое покажется вам по силам. А завтра мы увидим, как вы усвоили первое задание 4 параграфа.
Тренировочные упражнения к заданию № 1 §4
- Проверьте, соответствуют ли закону письма буквы в падежных окончаниях слов, называющих предметы. Запиши их по образцу:
Побывать в (окне) здании
у древней мумии, в главной артерии, разговор о бедствии, надежда на снабжение, в тени акации, в тёплом оперении, путешествовали по Индии
- Спишите словосочетания, правильно вставив пропущенные окончания. Докажите правильность написания их.
Зимовка на Каспи..., мечтать об изобили..., в дряхлом облачени..., выиграл в лотаре.., путешествовали по Боливи.., были в музе..., в созвезди... Рака, увидели в отдалени..., в отдалень... сада.
- Проверьте пропущенные орфограммы и запишите текст.
У нас ещё зима, но весенн...... наступлени... уже началась. На Кавказ... уже цветут фиалки, прорастают в Средн...й Ази... семена февральских посевов. Миндаль зацветает в Туркмени... Птичьи стаи заволновались на зимовках в Иран..., Египт.., на Каспи... Уже берут курс на север грачи.
- Придумайте несколько высказываний со следующими словами, поставив их в Д.п. или П.п.:
естествознание, Бразилия, гоготание, растение, настроение, Грузия, черчение, обливание, окрашивание, операция, милиция, оледенение, окучивание
- Исправь ошибки.
В щибетание птиц было что-то р...дное. На ягадной плантацие роботали школники. В моей фамилие есть звучьные звуки. О правилном ришение задачи расказал учитиль. В маей колекцие марок есть очинь реткие экзимпляры. По алее сада шла група рибят. В гирбарие не хвотало цвитов серени и яблани.
Учитель: Просмотрите упражнения. Всё ли вам понятно?
- Концовка урока.
Учитель: На десерт урока вы прочитаете стихи собственного сочинения, посвящённые русскому языку.
В русском языке
Есть правило одно.
Если хочешь ты учиться,
Помни ты его всегда!
Если что с тобой случится
Оно поможет тебе. Да!
Новый параграф,
Новое правило.
Надо учить, чтоб
Отличником стать.
А если не выучишь,
А если не выучишь,
То двойки будешь получать.Презентация у нас
Будем мы работать.
Алину взяли мы в отряд,
И Кристину тоже!Русский, русский ты язык!
Ты, наверно, к нам привык?
Мы к тебе привыкли тоже
И другим всегда поможем.
СПАСИБО ЗА УРОК