Цель урока: обобщение и систематизация изученного по теме «Имя числительное»; контроль знаний учащихся по правописанию, склонению имен числительных;
Оборудование урока: тетради, ребусы с числительными; карточки с заданиями.
1. Сегодня мы проводим урок-зачет. Его тема: «Имя числительное».
Что вам особенно запомнилось при изучении этой части речи?
Какой материал больше всего понравился, полюбился, запомнился?
2. Устный зачет по теме.
Проводится устный зачет по теме. 9 групп по 3 человека. У каждой группы свои задания (два одинаковые, 1 индивидуальное). 1 ученик из группы – консультант - выслушивает и оценивает ответы учащихся в группах. После оценивания ответов учащихся в группах, два ученика по выбору отвечают у доски. Учащиеся все сдают карточки. Оценки выставляются в тетрадь учителя.
3. Теперь проверим ваше умение правильно писать числительные с Ь и без него.Употребите эти числительные с существительными.
(Учитель диктует 10 слов).
(Семьсот, восемьсот, двести, одиннадцать, шестнадцать, девятьсот, двести, девятнадцать, девяносто, семнадцать).
4. Узнали ли вы что – нибудь интересное об отдельных числительных?
Подготовившийся 1 ученик рассказывает о числительном «семь».
«Семь» в старину считалось особенным, волшебным числом; оно часто встречается в русских пословицах. Если человек часто меняет свои решения, непостоянен, о таком говорят, что у него семь пятниц на неделе. Об умном – что он семи пядей во лбу.
- А какие пословицы с числительными семь знаете вы? (Записать).
- А теперь по любой из записанных пословиц составьте совсем коротенький рассказ, чтобы было видно, как вы ее понимаете. (Учитель за это время проверяет словарные диктанты, выставляет оценки в тетрадь).
2-3 ученика читают примеры пословиц и сочинения – миниатюры.
5. А теперь посмотрите на доску, правильно прочитайте записанные на ней числительные и выберите нужную форму для относящихся к ним существительных.
Зарегистрировали 271 (делегат);
Не оказалось 490 (книга);
Расстояние между Магаданом и Усть-Нерой составляет около 989 (километр)
- Выберите любое словосочетание и напишите его (числительное) - словами.
- Что вы знаете о склонении числительных сорок, девяносто, сто?
- А знаете, почему четыре десятка называется словом сорок? Ведь оно так не похоже на тридцать (три десятка) или пятьдесят (пять десятков).
Подготовившийся 2-ой ученик рассказывает.
Слово «сорок» первоначально было именем существительным и обозначало «мешок, рубаха (сорочка)». В один мешок вкладывали 40 шкурок – четыре десятка собольих или беличьих шкурок, что составляло набор на полную шубу. Мешок с сорока шкурками служил в древней Руси денежной единицей. Таким образом, сорок – сначала мешок, затем «мешок с 40 соболями (или белками)» и, наконец, числительное «сорок»
6. Вам, ребята, часто приходится встречаться с числительными в повседневной жизни.
Вот, например, вы хотите устроить книжную выставку в подшефном классе. Книги нужно взять в библиотеке под расписку. Пусть каждый из вас попробует составить такую расписку.
- А теперь давайте послушаем о том, как образовалось числительное двенадцать.
Подготовившийся 3 ученик рассказывает.
Числительное «двенадцать» - исконно русское слово. В памятниках письменности оно встречается с четырнадцатого века. Слово «двенадцать» возникло из сочетания числительного и существительного с предлогом: «две на десяте», то есть «два свыше десяти». В этом сочетании установилось одно ударение на предлоге «на», «слова слились в одно слово. Во втором корне произошли фонетические изменения, которые привели к образованию суффикса «-надцать». Так же образовались остальные числительные с этим суффиксом.
7. Повторим собирательные числительные.
Учащиеся объясняют, в чем особенность употребления собирательных числительных.
- Дайте полный ответ на вопрос «Что вы знаете о собирательных числительных?» и запишите ответ. (Письменная работа).
8. Прочтите вслух запись на доске:
прошло 3, 17, 74 (сутки)
купили 3, 13, 33 (ножницы)
Слова – «помощники»: больше, около, штук.
- Замените, где возможно, количественные числительные собирательными.
3 (девушки), 4 (гусята), 5 (брюки), 7 (тетради), 2 (друзья), 15 (козлята).
После этого на доске вывешивается таблица – ребус.
100л 100лб 100ляр 100н
- А теперь попробуйте заменить некоторые части слов или целые слова цифрами в следующем предложении:
Прежде чем вся семья опять сядет за стол, (7я) (о5) (100л)
предварительно вытри клеенку. (пре2рительно) (вы3)
9. Контрольный словарный диктант.
Экземпляр, миллион, миллиард, километр, центнер, бассейн, гараж, конституция, территория, одиннадцать, девяносто, двести, триста, четыреста.
10. Часто ли вам приходится встречаться с именами числительными на обложках книг,
или, например, на афишах кинотеатров?
Запишите, что вы успеете вспомнить за 3 минуты. (Подсчитать, кто сколько написал).
Игра «Четвертый лишний».
Записать числительные, пропустив четвертое лишнее.
Шестидесятый, пятисотый, седьмой, восьмидесятый.
Двадцать один, семнадцать, двести сорок, тридцать три.
11. Подведение итога урока.
Итоговые оценки будут выставлены после проверки учителем контрольных листов.
Домашнее задание. Вспомните и напишите фразеологические обороты с числительными (Кто сколько вспомнит).