Урок русского языка "Уточняем, как решать орфографические задачи в корне слова". 2-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 2


Цель:

  • Развитие логического мышления и речи учащихся.
  • Формирование орфографической зоркости и грамотного письма.
  • Формирование коммуникативной культуры учащихся на уроках русского языка.
  • Укрепление здоровья учащихся в процессе обучения, создание обстановки психологического комфорта, повышение уровня игровой деятельности в процессе обучения.

Задачи:

  • Систематизировать знания о способах проверки слов на безударную гласную, парные согласные в корне слова.
  • Отрабатывать умение решать орфографические задачи
  • Закрепление знаний о частях слова, родственных словах «однокоренных», и разных форм одного слова, синонимах и проверяемых проверочных словах.
  • Обогащение словарного запаса.

ХОД УРОКА

/Перед уроком размять траву базилика - ее запах помогает снять волнение, расслабить мышцы, снимает психологическую усталость!

1. ОРГМОМЕНТ.

а) Поздоровались с гостями.

б) Пожалуйста, проверь, дружок.
Готов ли ты начать урок?
Всели на месте, все ли в порядке
Карандаши, ручки, учебник, тетрадки?

Молодцы!

Урок начинается.

в) Мне не терпится начать урок и подарить друг другу радость общения и новые знания. Есть очень хорошая пословица: «Каждый день жизни прибавляет частицу мудрости».

Не будем упускать день, час и даже минутку.

г) - Весело начинаем наш урок {Выходит ученик и рассказывает короткую
смешную историю, фразу (2-3 предложения).

Н-р:Один из вредных советов Г.Остера:

Или опрокидывайте чашку,
Выливайте на пол суп.
А котлеты вверх бросайте,
Пусть прилипнут к потолку.

(Можно поработать над орфограммами, вставляя пропущенные буквы).

д) Аутотренинг (запах)

Садитесь прямо, удобно, расслабленно.

- Впереди у нас интересная работа....

Аутотренинг (Это упражнение нужно выполнять перед началом любого ответственного мероприятия, если предстоит запомнить большое количество информации. Оно очень действенно, поскольку активизирует многие точки сердечно-сосудистой системы. Для того чтобы эффект был максимальным, необходимо выполнять движения с закрытыми глазами).

- Сделайте глубокий спокойный выдох, не торопясь сожмите пальцы в кулак, загнув большой палец вовнутрь. Затем, ослабив усилие, сделайте вдох. Повторяем упражнение 3-5 раз.

Нам предстоит сегодня переработать много информации и запомнить. А так же у нас ответственный момент - у нас гости! Это приятно и немного волнительно.

е) - А кто сказал, что учиться тяжело? Это так же легко как играть.
Поиграем?

2. Физ-зарядка для глаз:

Закрыли левый глаз; правым - читаем число: «Третье февраля». Закрыли правый глаз; левым читаем работу: «Классная работа». Зажмурили сильно глазки, открыли.

3. Тема урока: «Уточняем, как решать орфографические задачи в корне
слова».

– Хотите узнать тему нашего урока?

– А вы дружные ребята?

– Дружные ребята легко справятся с любыми трудностями.

– Дело в том, что слова из предложения - темы рассорились и не хотели друг другу уступать. От этого предложение рассыпалось. Нет дружбы слов, нет и смысла.

– А что вы знаете о предложении?

(а) Имеет законченную мысль (очерчивают круг двумя руками);

(б) Слова связаны по смыслу (руки в замок и перетягивание);

(в) Начинаем писать предложение с большой буквы (подняли руки , тянемся на носках) (проговаривают с движениями).

– Итак. Давайте помирим слова и узнаем тему урока. (Составляем рассыпанное предложение — тему).

– Узнали мы тему, а кто еще что-то важное понял, выполняя это задание? (Дружба важна! Не только среди слов , но и среди людей).

4. Минутка чистописания:

Потренируемся в каллиграфическом почерке. Напишите по своему выбору 2-3 слова из темы урока в строке чистописания.

– Подчеркните самые красивые буквы, слова желтым карандашом. Вот и первые лучики успеха заглянули к нам в тетрадки.

Какие молодцы! Погладим себя по головке «Умница!», «Умочка!».

5. Повторение изученного, закрепление:
а) - Что такое орфографические задачи?

– Какие орфограммы вы знаете?

– Как их можно решить?

(Знать правило; подобрать проверочное слово).

– Над какими орфограммами мы усиленно работаем последнее время?

(Безударные гласные в корне слова; парные согласные по звонкости и глухости
в корне слова).

– Почему?

(Самые многочисленные орфограммы в русском языке изученные нами; Мы можем и должны подобрать проверочное слово, а для других изученных орфограмм необходимо знание ее и не можем подобрать проверочное слово).

– Какая часть слова, название морфемы встречается в этих двух правилах? (Корень).

(Обучение с движениями).

– Постараемся выяснить это в следующем задании:

– Повернитесь и найдите, где разместились в классе тройки слов, найдите однокоренные в этой группе и лишнее слово в каждой группе.

– Прочитайте про себя, подумали. Читаем (повернувшись к этой группе слов) хором, а на лишнее слово - отворачиваемся и произносим звук {И-Н-Н}, {И-Н-Н-Н} (эти звуки способствуют развитию умственных способностей). (Слова развешаны тройками по всему классу)

Водичка - водный - водитель

Левый – лев – налево

Лес - лестница – лесок

Смешной - смешать – смех

– А кто смешнее всех прочитает последнюю пару однокоренных слов (хором).

– А кто веселее всех засмеется?

– В какой паре, что-то особенное заметили? (Чередование согласного)

– Итак: Что такое корень? (Одинаковая часть родственных слов).

– Какие слова называются однокоренные?

(Слова с одинаковой частью слова, корнем и с одинаковым лексическим
значением);

– Какими являются друг по отношению к другу слова: однокоренные и родственные? (Синонимы).

– Что такое синонимы? (Слова близкие по смыслу).

– Чем отличаются родственные слова от синонимов? (У родственных слов два признака:

  1. одинаковая часть слова;
  2. одинаковое значение; А у синонимов только 1.

1) одинаковое значение.

– Молодцы!

– А теперь еще раз прочитаем тему урока: «Уточняем, как решать орфографические задачи». (Хором).

– Давайте уточним! Как решать? (На безударную гласную в корне слова – надо подобрать проверочное слово, чтобы на сомнительную гласную падало ударение. Парные согласные по звонкости и глухости – подбираем проверочное слово, чтобы после сомнительного согласного стояла гласная буква или сонорная, или (в) (в).

Найдите тройку: торт (торт-торты-тортов)

– Будут ли это родственные, почему?

(Это формы одного слова т.к. изменяется только окончание).

– А что особенного в этих словах? (Правильно поставить ударение). Прочитайте с правильным произношением.

6. Работа у доски и индивидуально в тетради. Стр. учебника 143 (чтение правила).

– Какие способы проверки вы знаете, объясняйте выходя к доске, старайтесь не
повторять способы!

Приложение

Где формы одного слова, а где родственные слова?

  1. Найдите ошибкоопасное место.
  2. Назвать варианты букв.
  3. Назвать орфограмму.
  4. Способ проверки.
  5. Проверочное слово.
  6. Пишу правильную букву.

– Разбейте пары слов на две группы (Где формы одного слова, а где родственные слова.) (Проверочные и проверяемые - и вывесить название «проверочное», «проверяемые».)

– Итак, какие способы проверки нам известны? (Вывешиваются название всех перечисленных способов проверки на доску).

7. Физ-минутка для глаз с таблицы на доске.

8. Работа над упражнением в учебнике.

Учебник русского языка, И.С.Соловейчик 2 класс стр.33 упр. 420. (тетрадь на печатной основе №2)

Устное комментирование. Чтение правила хором стр.

9. Работа в группах и индивидуальные карточки для слабых учеников.

Группы должны выписать по 3 пары слов на указанный способ проверки. Проверка: индивидуальные карточки - подбирают проверочные слова наиболее удобным способом или способами, решая поставленные орфографические задачи.

10. Словарная работа.

Новое словарное слово, найдите его в классе (ЗДОРОВЬЕ) Запомним букву О и
соберем ее из всех наших учеников (вокруг среднего ряда все дети становятся в большую букву О и проговаривают ЗДОРОВЬЕ двигаясь по кругу.

А что такое здоровье?

Как вы понимаете? Успех, хорошее настроение, доброжелательность - это тоже здоровье.

Составляем предложение со словом «здоровье».

11. Домашнее задание,

(Корзина с яблоками, на каждом бумажный листик с записью: «Будь здоров!». С обратной стороны: «Однажды яблочко...»)

– А вот частичка нашего здоровья - здоровое питание, витамины. Но яблочки не простые, творческие.

(Раздаются яблоки).

– Составьте рассказ на правила с безударной гласной и парными согласными. В скобках пишите проверочное слово объясняя способ проверки.

– Яблочки съешьте, а листочки положите в дневник.

12. Вывод урока

– Кому было интересно на уроке?

– Какой способ проверки понравился больше всех?

– Встаньте и изобразите собой шкалу успеха, покажите: (На сколько сегодня вы были успешны на уроке. Разобрались с темой нашего урока. Умеете применять знания.)

присесть

плохо

просто стоять

хорошо

руки вверх вытянул

отлично