Цель:
- Развитие логического мышления и речи учащихся.
- Формирование орфографической зоркости и грамотного письма.
- Формирование коммуникативной культуры учащихся на уроках русского языка.
- Укрепление здоровья учащихся в процессе обучения, создание обстановки психологического комфорта, повышение уровня игровой деятельности в процессе обучения.
Задачи:
- Систематизировать знания о способах проверки слов на безударную гласную, парные согласные в корне слова.
- Отрабатывать умение решать орфографические задачи
- Закрепление знаний о частях слова, родственных словах «однокоренных», и разных форм одного слова, синонимах и проверяемых проверочных словах.
- Обогащение словарного запаса.
ХОД УРОКА
/Перед уроком размять траву базилика - ее запах помогает снять волнение, расслабить мышцы, снимает психологическую усталость!
1. ОРГМОМЕНТ.
а) Поздоровались с гостями.
б) Пожалуйста, проверь, дружок.
Готов ли ты начать урок?
Всели на месте, все ли в порядке
Карандаши, ручки, учебник, тетрадки?
Молодцы!
Урок начинается.
в) Мне не терпится начать урок и подарить друг другу радость общения и новые знания. Есть очень хорошая пословица: «Каждый день жизни прибавляет частицу мудрости».
Не будем упускать день, час и даже минутку.
г) - Весело начинаем наш урок {Выходит ученик и рассказывает короткую
смешную историю, фразу (2-3 предложения).
Н-р:Один из вредных советов Г.Остера:
Или опрокидывайте чашку,
Выливайте на пол суп.
А котлеты вверх бросайте,
Пусть прилипнут к потолку.
(Можно поработать над орфограммами, вставляя пропущенные буквы).
д) Аутотренинг (запах)
Садитесь прямо, удобно, расслабленно.
- Впереди у нас интересная работа....
Аутотренинг (Это упражнение нужно выполнять перед началом любого ответственного мероприятия, если предстоит запомнить большое количество информации. Оно очень действенно, поскольку активизирует многие точки сердечно-сосудистой системы. Для того чтобы эффект был максимальным, необходимо выполнять движения с закрытыми глазами).
- Сделайте глубокий спокойный выдох, не торопясь сожмите пальцы в кулак, загнув большой палец вовнутрь. Затем, ослабив усилие, сделайте вдох. Повторяем упражнение 3-5 раз.
Нам предстоит сегодня переработать много информации и запомнить. А так же у нас ответственный момент - у нас гости! Это приятно и немного волнительно.
е) - А кто сказал, что учиться тяжело? Это так же легко как играть.
Поиграем?
2. Физ-зарядка для глаз:
Закрыли левый глаз; правым - читаем число: «Третье февраля». Закрыли правый глаз; левым читаем работу: «Классная работа». Зажмурили сильно глазки, открыли.
3. Тема урока: «Уточняем, как решать орфографические задачи в корне
слова».
– Хотите узнать тему нашего урока?
– А вы дружные ребята?
– Дружные ребята легко справятся с любыми трудностями.
– Дело в том, что слова из предложения - темы рассорились и не хотели друг другу уступать. От этого предложение рассыпалось. Нет дружбы слов, нет и смысла.
– А что вы знаете о предложении?
(а) Имеет законченную мысль (очерчивают круг двумя руками);
(б) Слова связаны по смыслу (руки в замок и перетягивание);
(в) Начинаем писать предложение с большой буквы (подняли руки , тянемся на носках) (проговаривают с движениями).
– Итак. Давайте помирим слова и узнаем тему урока. (Составляем рассыпанное предложение — тему).
– Узнали мы тему, а кто еще что-то важное понял, выполняя это задание? (Дружба важна! Не только среди слов , но и среди людей).
4. Минутка чистописания:
Потренируемся в каллиграфическом почерке. Напишите по своему выбору 2-3 слова из темы урока в строке чистописания.
– Подчеркните самые красивые буквы, слова желтым карандашом. Вот и первые лучики успеха заглянули к нам в тетрадки.
Какие молодцы! Погладим себя по головке «Умница!», «Умочка!».
5. Повторение изученного, закрепление:
а) - Что такое орфографические задачи?
– Какие орфограммы вы знаете?
– Как их можно решить?
(Знать правило; подобрать проверочное слово).
– Над какими орфограммами мы усиленно работаем последнее время?
(Безударные гласные в корне слова; парные согласные по звонкости и глухости
в корне слова).
– Почему?
(Самые многочисленные орфограммы в русском языке изученные нами; Мы можем и должны подобрать проверочное слово, а для других изученных орфограмм необходимо знание ее и не можем подобрать проверочное слово).
– Какая часть слова, название морфемы встречается в этих двух правилах? (Корень).
(Обучение с движениями).
– Постараемся выяснить это в следующем задании:
– Повернитесь и найдите, где разместились в классе тройки слов, найдите однокоренные в этой группе и лишнее слово в каждой группе.
– Прочитайте про себя, подумали. Читаем (повернувшись к этой группе слов) хором, а на лишнее слово - отворачиваемся и произносим звук {И-Н-Н}, {И-Н-Н-Н} (эти звуки способствуют развитию умственных способностей). (Слова развешаны тройками по всему классу)
Водичка - водный - водитель
Левый – лев – налево
Лес - лестница – лесок
Смешной - смешать – смех
– А кто смешнее всех прочитает последнюю пару однокоренных слов (хором).
– А кто веселее всех засмеется?
– В какой паре, что-то особенное заметили? (Чередование согласного)
– Итак: Что такое корень? (Одинаковая часть родственных слов).
– Какие слова называются однокоренные?
(Слова с одинаковой частью слова, корнем и с одинаковым лексическим
значением);
– Какими являются друг по отношению к другу слова: однокоренные и родственные? (Синонимы).
– Что такое синонимы? (Слова близкие по смыслу).
– Чем отличаются родственные слова от синонимов? (У родственных слов два признака:
- одинаковая часть слова;
- одинаковое значение; А у синонимов только 1.
1) одинаковое значение.
– Молодцы!
– А теперь еще раз прочитаем тему урока: «Уточняем, как решать орфографические задачи». (Хором).
– Давайте уточним! Как решать? (На безударную гласную в корне слова – надо подобрать проверочное слово, чтобы на сомнительную гласную падало ударение. Парные согласные по звонкости и глухости – подбираем проверочное слово, чтобы после сомнительного согласного стояла гласная буква или сонорная, или (в) (в).
Найдите тройку: торт (торт-торты-тортов)
– Будут ли это родственные, почему?
(Это формы одного слова т.к. изменяется только окончание).
– А что особенного в этих словах? (Правильно поставить ударение). Прочитайте с правильным произношением.
6. Работа у доски и индивидуально в тетради. Стр. учебника 143 (чтение правила).
– Какие способы проверки вы знаете, объясняйте выходя к доске, старайтесь не
повторять способы!
Где формы одного слова, а где родственные слова?
- Найдите ошибкоопасное место.
- Назвать варианты букв.
- Назвать орфограмму.
- Способ проверки.
- Проверочное слово.
- Пишу правильную букву.
– Разбейте пары слов на две группы (Где формы одного слова, а где родственные слова.) (Проверочные и проверяемые - и вывесить название «проверочное», «проверяемые».)
– Итак, какие способы проверки нам известны? (Вывешиваются название всех перечисленных способов проверки на доску).
7. Физ-минутка для глаз с таблицы на доске.
8. Работа над упражнением в учебнике.
Учебник русского языка, И.С.Соловейчик 2 класс стр.33 упр. 420. (тетрадь на печатной основе №2)
Устное комментирование. Чтение правила хором стр.
9. Работа в группах и индивидуальные карточки для слабых учеников.
Группы должны выписать по 3 пары слов на указанный способ проверки. Проверка: индивидуальные карточки - подбирают проверочные слова наиболее удобным способом или способами, решая поставленные орфографические задачи.
10. Словарная работа.
Новое словарное слово, найдите его в классе (ЗДОРОВЬЕ) Запомним букву О и
соберем ее из всех наших учеников (вокруг среднего ряда все дети становятся в большую букву О и проговаривают ЗДОРОВЬЕ двигаясь по кругу.
А что такое здоровье?
Как вы понимаете? Успех, хорошее настроение, доброжелательность - это тоже здоровье.
Составляем предложение со словом «здоровье».
11. Домашнее задание,
(Корзина с яблоками, на каждом бумажный листик с записью: «Будь здоров!». С обратной стороны: «Однажды яблочко...»)
– А вот частичка нашего здоровья - здоровое питание, витамины. Но яблочки не простые, творческие.
(Раздаются яблоки).
– Составьте рассказ на правила с безударной гласной и парными согласными. В скобках пишите проверочное слово объясняя способ проверки.
– Яблочки съешьте, а листочки положите в дневник.
12. Вывод урока
– Кому было интересно на уроке?
– Какой способ проверки понравился больше всех?
– Встаньте и изобразите собой шкалу успеха, покажите: (На сколько сегодня вы были успешны на уроке. Разобрались с темой нашего урока. Умеете применять знания.)
присесть | плохо |
просто стоять |
хорошо |
руки вверх вытянул |
отлично |