Русский язык
-
Тема урока «Односоставные предложения. Обобщение изученного» (8-й класс) 2010
Урок построен на групповой работе, что позволяет всем учащимся активно участвовать в работе, проявлять свои творческие возможности. На протяжении урока идет разнообразная работа с текстами.
-
Использование проектного метода обучения на уроках русского языка. Тема "Наречие". 7-й классе 2010
Проектирование – достаточно сложная, но популярная сейчас педагогическая технология. Одной из причин, сдерживающих его освоение, может стать отсутствие методических разработок. Целью данного исследования стало выстраивание системы методической работы по теме «Наречие» с использованием технологии проектного обучения.
-
Урок русского языка "Понятие об имени прилагательном как части речи" 2010
Дети с нарушением речи имеют недоразвитие фонематического восприятия и трудности в усвоении звуко-буквенного анализа и синтеза. Благодаря мотивационной заинтересованности, игровой форме, частой смене деятельности и задействованию всех видов анализаторов процесс обучения становится более увлекательным и не таким сложным.
-
Тема: "Дифференциация звуков [с], [ш]. Буквы С, Ш 2010
Дети с нарушением речи имеют недоразвитие фонематического восприятия и трудности в усвоении звуко-буквенного анализа и синтеза. Именно этому уделяется большое внимание при обучении грамоте детей старшего дошкольного возраста. Благодаря мотивационной заинтересованности, игровой форме, частой смене деятельности и задействованию всех видов анализаторов процесс обучения становится более увлекательным и не таким сложным.
-
Использование культуроведческого материала на уроках русского языка 2010
Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения. В статье прослеживается роль текста в формировании культуроведческой компетенции на уроках русского языка в техникуме.
-
Курс предпрофильного обучения "Я — корректор" 2010
Программа курса предназначена для учащихся 9-х классов. Её цель не только расширить словарный запас ученика, показать ему неисчерпаемое богатство русской речи, законы построения словосочетаний и предложений, но и, что более важно и ценно, добиться от учащихся активного владения богатством русской устной и письменной речи; обеспечить правильный выбор профильного обучения.
-
Использование "Писем о добром и прекрасном" Д.С. Лихачева на уроках русского языка 2010
Представленный материал – из опыта работы со словом Д.С. Лихачёва на уроках русского языка в техникуме. Тема нравственности и нравственного воспитания всегда актуальна. Будущий специалист не сможет состояться без человеческих качеств, о которых просто и ненавязчиво говорит в своих «Письмах о добром и прекрасном» Д.С. Лихачев.
-
Лингвокраеведческий устный журнал: "Люблю старинные названья…" 2010
Конспект лингвокраеведческого устного журнала по топонимике Воронежского края, страницы которого рассказывают о происхождении названий рек, сёл и городов Воронежской области. В разработку включены стихотворения местных поэтов.
-
Интегрированный урок (русский язык + изобразительное искусство) в 5-м классе 2010
Нестандартные формы урока являются эффективным средством повышения мотивации к изучению русского языка, а также позволяют наиболее полно и интересно реализовать межпредметные связи. Цель урока – установление связей между зрительным образом и словесным описанием, формирование у учащихся навыков составления художественного текста в устной и письменной форме, а также активизация полученных знаний и реализация творческих способностей детей в процессе постановки и зарисовки натюрморта.
-
Подготовка учащихся 11-х классов к ЕГЭ (часть С). Конспект урока "Природа и человек" 2010
В ходе урока развивается умение определять тему, проблему и позицию автора, находить выразительные средства языка, составлять собственный текст, воспитывается чувство ответственности, эмпатия, любовь к природе.
-
Открытый урок по риторике "Давайте говорить друг другу комплименты…" 2010
Урок помогает формировать устойчивые навыки речевого этикета: применения комплимента как немаловажного подспорья для благоприятного воздействия на общение, повышая на этой основе речевую и общую культуру учащихся. Материал урока готовит учащихся к самостоятельному речевому поведению, когда комплимент просто и естественно, умно и тонко придаёт беседе желаемую грациозность.
-
Конспект урока русского языка. Повторение изученного по теме «Глагол» (7-й класс) 2010
В ходе занятия повторяются такие теоретические понятия, как морфологические признаки глагола, его роль в предложении и речи. Используются различные виды деятельности: лингвистический эксперимент, письмо по памяти, работа с кроссвордами, написание сочинений-миниатюр. Все это разбирается на ярких примерах мастера пейзажа М.М. Пришвина.
-
Информационные технологии на уроках русского языка 2010
Нетрадиционные формы работы позволяют разнообразить учебную деятельность, они способствуют повышению интеллектуальной активности учащихся, а следовательно, и эффективности урока. На своих уроках я активно использую современные образовательные технологии, которые способствуют развитию образного мышления, формированию основных компетентностей.
-
Мастер-класс на тему: "Глокая куздра, или Великое таинство слова" 2010
Тема мастер-класса продиктована его идеей: привлечение внимания к инновационной технологии моделирования производных слов, структурной методике преподавания языка, демонстрация широких возможностей ее использования для разноаспектного изучения слова не только на уроке, но и во внеурочное время; выход на профессиональные конкурсы.
-
Вариативный урок обобщения и систематизация знаний "Бессоюзные сложные предложения" 2010
В уроке совмещены технология модульного обучения и разноуровневая технология. Такая комбинация личностно-ориентированных технологий позволяет каждому ребёнку работать в зоне ближайшего развития. Включение элементов игры, в результате которой ненавязчиво выстраивается рейтинг достижений, повышает мотивацию, побуждает каждого добиваться посильных успехов в освоении учебного материала.
-
Тексты песен на уроках русского языка 2010
Языковая, речевая компетентность вырабатывается у учащихся при работе со связными текстами разнообразной тематики. Тексты песен патриотического содержания с разработанными грамматическими заданиями можно использовать как дидактический материал на уроках русского языка в средних и старших классах.
-
Риторика как новая технология формирования коммуникативной компетенции 2010
Риторика в своем новом качестве учит понимать и создавать текст по всем правилам и законам речевой деятельности. Тип речи является параметром, объединяющим все остальные логико-риторические характеристики текста. Риторические технологии можно рекомендовать всем учителям–предметникам, потому что все мы вместе работаем с текстом.
-
Подготовка к сочинению-описанию внешности по картине "Мика Морозов" кисти В.А. Серова 2010
На занятии учащиеся знакомятся с творчеством В.А. Серова и углубляют навыки работы над сочинением-описанием.
-
Урок русского языка по теме "Приемы штатного письма: аллюзии и реминисценции в современной прессе" (11-й класс) 2010
Каждый день мы встречаемся с массой изданий, глаза разбегаются. Что выбрать? Какой газете отдать предпочтение? А что читаете вы? Какие газеты и журналы вам интересны? Почему? Как разобраться в этой массе изданий?
-
Бинарный урок (русский язык + немецкий язык) 2010
Цель урока — познакомить учеников с заимствованием слов как способом пополнения словарного запаса; повторить морфемный состав слов и правописание безударных гласных в корне; закрепить лексику немецкого языка по теме «Город». В ходе урока учащиеся развивают коммуникативную компетенцию и навыки самоанализа; совершенствуют навыки работы со словарями и обогащают словарный запас.
-
Урок развития связной речи "Почему мы говорим «Здравствуй»" 2010
Целью урока является знакомство с речевой ситуацией приветствия. Речевой этикет – универсальное языковое явление, присущее всем народам мира. Но каждый язык обладает своим запасом слов и выражений, отражающим национальную специфику речевой вежливости.
-
Внеклассная работа по русскому языку 2010
Воспитание интереса к занятиям по русскому языку – процесс сложный и длительный. Лингвистические игры, викторины, КВН являются эффективным средством расширения и углубления знаний по русскому языку. Нетрадиционные задания становятся орудием формирования положительной мотивации изучения предмета.
-
Урок русского языка по теме "Упражнение в склонении имен существительных и разпознавании падежей" 2010
Урок с целью совершенствовать умение в использовании приемов распознавания падежей имен существительных, способствовать формированию безопасного движения по дороге через развитие умения правильно оценивать ситуации на проезжей части дорог.
-
Творческое изложение текста с дополнительным заданием 2010
Творческое изложение сказки Б.Житкова "Храбрый утенок" с дополнительным заданием проводилось при изучении темы "Глагол" в 4-м классе. На уроке применялась дифференцированная работа, для организации которой формировались одноуровневые группы, они были определены констатирующим срезом.
-
Роль метафоры и ассоциативного алгоритма в работе по интенсивному повышению грамотности 2010
Автор статьи предлагает исследовать роль метафоры и ассоциативный алгоритм в работе по интенсивному повышению грамотности, объединению логической и ассоциативной методики. Олицетворение, аналогии, зарифмованные правила, визуальные метафоры-портреты частей речи делают лингвистический материал образным, удобным для запоминания.
-
Интегрированный урок (русский язык + английский язык) по теме "Азбука вежливости" 2010
Данный урок учит детей вежливому обращению, уважению к человеку любого возраста, знакомит с миром вежливых слов и речевых оборотов, воспитывает в детях чувство собственного достоинства, бережное отношение друг к другу, формирует духовную нравственную личность, а также знакомит с английским речевым этикетом. Данный урок сопровождается красочной презентацией, а занимательные задания делают мероприятие интересным и запоминающимся.
-
Использование модульной технологии на уроках русского языка при обучении детей с ТНР 2010
Модульная технология на уроках русского языка при обучении детей с тяжёлыми нарушениями речи предстаёт как личностно-ориентированная технология, базирующаяся на дифференцированном подходе, на основе активизации деятельности учащихся и повышения эффективности учебного процесса.
-
Методическая разработка проведения урока русского языка в 5-м классе по теме "Виды предложений по цели высказывания" 2010
Представлена методическая разработка урока русского языка в 5-м классе. Урок помогает учащимся узнать, какие бывают предложения по цели высказывания.
-
Изучение жанров речевого этикета на уроках риторики 2010
Речевое мастерство, способность пользоваться родным языком свободно, легко находить общий язык с аудиториями разного типа — всё это стало общепризнанной проблемой. Цель курса — обучение школьников 5–11-х классов любого профиля незатруднённому и целесообразному владению языком в разнообразных ситуациях, предлагаемых жизнью. Данный курс предполагает поэтапное постижение тайн речевого мастерства и строится от элементарной риторики, понимаемой как культура устной и письменной речи, к риторике высокой — ораторскому искусству.
-
Урок русского языка по развитию речи 2010
В данной разработке представлен урок развития речи в 7-м классе по программе М.Разумовской, на котором ученики обобщают собранный ими материал, закрепляют знания об особенностях публицистического стиля и под руководством учителя готовятся к написанию домашнего сочинения в жанре заметки на тему "Человек и природа в городе".