На доске и у детей на картах начерчен кроссворд и написаны предложения к нему. (Приложение 1)
Учитель русского языка. Доброе утро,
ребята! Я вижу, вы слегка удивлены, что на уроке
русского языка сегодня у вас два учителя: учитель
русского языка и учитель литературы. Необычное
начало сулит необычный урок, это урок-кроссворд.
Целью его будет повторение и закрепление знаний
синтаксиса простого предложения.
Дома я просила вас приготовить небольшой рассказ
о слове «кроссворд». Кто готов ответить?
(В слове кроссворд орфограммой является
удвоенная согласная «с», слово словарное. В
словаре Ожегова о нём сказано: «Игра-задача, в
которой фигуру из квадратов нужно заполнить
буквами, составляющими перекрещивающиеся
слова»).
Вы давно используете кроссворды на уроках в
качестве дополнительного задания и умеете их
разгадывать. А сегодня весь урок будет посвящён
этой полезной и увлекательной игре.
Учитель литературы. Все примеры для анализа взяты из произведений известного русского поэта. Кто он, вы скажете в конце урока, покажете его портрет и прочтёте, я надеюсь, что-нибудь из его лирики.
Учитель русского языка. Перед вами на доске и на картах кроссворд и шесть предложений к нему. К концу урока мы должны его заполнить, и в цветной цепочке появится ответ на один из последних вопросов.
- Однажды, в студёную зимнюю пору, я из лесу вышел; был сильный мороз.
- Гляжу, поднимается медленно в гору лошадка, везущая хворосту воз.
- И, шествуя важно, в спокойствии чинном, лошадку ведёт под уздцы мужичок в больших сапогах, в полушубке овчинном, в больших рукавицах… а сам с ноготок!
- – Здорово, парнище!
- – Ступай себе мимо!
- – Откуда дровишки?
Учитель литературы. Я вижу, у вас загорелись глазки, вы узнали автора строк! Молодцы! Но давайте потерпим до последнего этапа урока, когда остальные ребята узнают поэта.
Учитель русского языка. При
характеристике предложения, какие признаки мы
выделяем в первую очередь? (Характеристика по
цели высказывания и по эмоциональной окраске).
Итак, первая характеристика – по цели
высказывания. Какие бывают предложения по цели
высказывания? (Повествовательные,
вопросительные, побудительные). Прочитайте
выразительно и определите по цели высказывания
первые два предложения.(Повествовательные, т.к.
содержат сообщение). Ученик, характеризующий
второе предложение, вписывает ответ в кроссворд
на доске в строку под № 6. (Повествовательное).
Вторая характеристика, какая? (По эмоциональной
окраске). Какие бывают предложения по
эмоциональной окраске? (Восклицательные и
невосклицательные). Читаем выразительно третье
предложение и определяем, какое оно по
эмоциональной окраске. (Восклицательное, т.к.
произносится с особой интонацией). Ответ
вписываем в строку под № 8. (Восклицательное).
Прочитайте выразительно пятое и шестое
предложения и охарактеризуйте их по цели
высказывания и эмоциональной окраске. (Пятое –
по цели высказывания побудительное, т.к. содержит
совет). Ответ вписываем в строку под №2. (По
эмоциональной окраске – восклицательное, т.к.
произносится с особой интонацией).
(Шестое – по цели высказывания вопросительное,
т.к. содержит вопрос). Ответ вносим в строку под №
7. (По эмоциональной окраске – невосклицательное,
т.к. произносится с обычной интонацией). МОЛОДЦЫ,
этот материал вы знаете.
Чтобы правильно охарактеризовать предложение и
начертить его схему, что мы должны сделать
дальше? (Выделить грамматические основы
предложения).
Что такое грамматическая основа предложения?
(Подлежащее + сказуемое).
Как найти в предложении грамматическую основу?
(Когда перед нами задача – найти
Основу всего предложения,
Прежде всего отыщу я глагол,
Глагол в любом наклонении.
Когда обнаружится этот глагол
Между другими словами,
То подчеркну я его поскорей
Сразу двумя чертами.
Потом от него я вопросы кто? что?
К другим словам направляю
И подлежащее, как на крючок,
На эти вопросы поймаю.
Тут я его одною чертой
Вмиг подчеркну без сомненья,
И полюбуйся – перед тобой
Основа всего предложенья!).
В первом предложении выделите грамматические
основы. Сколько их? Что это значит? (Их две, а это
значит – предложение сложное).
ОДНАЖДЫ, В СТУДЁНУЮ ЗИМНЮЮ ПОРУ Я ИЗ ЛЕСУ ВЫШЕЛ;
БЫЛ СИЛЬНЫЙ МОРОЗ.
В строку под № 5 запишите термин, обозначающий
слово МОРОЗ. (Подлежащее).
В строку под № 4 – термин, обозначающий слово
ВЫШЕЛ. (Сказуемое).
Дайте полную характеристику первому
предложению. (По цели высказывания –
повествовательное, т.к. содержит сообщение; по
эмоциональной окраске невосклицательное, т.к.
произносится с обычной интонацией; по структуре
сложное, т.к. в нём две грамматические основы,
бессоюзное, т.к. простые предложения соединяются
без помощи союзов. Первое простое предложение по
наличию главных членов – двухсоставное, т.к.
грамматическая основа состоит из двух главных
членов, подлежащего и сказуемого; по наличию
второстепенных членов – распространённое, т.к.
есть второстепенные члены предложения. Второе
простое предложение – по наличию главных членов
– 2-с, по наличию второстепенных членов – распр.).
Составьте схему этого предложения. ([– =];[= –] . БСП
). Карточка разбора предложения в Приложении
2.
Каким членом предложения будет слово ЗИМНЮЮ?
Ответ впишите в строку под № 3. (Определение).
Расскажите об определении.
Признак предмета или явления
Обозначает определение.
Чей и какой? – ответы просты,
Лишь не хватает волнистой черты.
Определите, каким членом предложения будет слово ВОЗ во втором предложении. Впишите термин в строку под № 1. (Дополнение). Расскажите о нём.
Вопросы косвенных падежей
Ты безошибочно знаешь уже.
Если задашь их без промедленья,
Тут же отыщутся и дополнения.
В этом же предложении найдите слово МЕДЛЕННО и определите, каким членом предложения оно будет. Ответ впишите в строку под № 9. (Обстоятельство). Что вы можете рассказать об обстоятельстве?
На вопросы где? когда?
Как? откуда и куда?
Обстоятельства всегда
Дадут ответы вам, да-да.
Прочитайте выразительно предложение под № 4, это реплика диалога. Как называется синтаксическая фигура, данная в этом предложении? (Обращение). Что вы можете рассказать об обращении?
Всем нам при общении
Поможет ОБРАЩЕНИЕ.
К людям, звёздам или птицам
Можешь смело обратиться.
При письме не забывай,
Запятыми выделяй.
Обращение не является членом предложения,
подчёркивается в предложении галочками.
А теперь, если мы правильно заполнили кроссворд,
в цветной цепочке должен получиться этот термин.
ОТЛИЧНО!
Молодцы, ребята, я довольна вами сегодня. Этот
материал вы знаете хорошо. По русскому языку
ставлю оценки и комментирую их.
Учитель литературы. Ну а теперь, кто
узнал русского поэта, автора предложений? Как
называется стихотворение, из которого взяты
предложения?
На доске текст с пропущенными словами, вставьте
их.
… – известный русский поэт 19 века. Много
произведений он посвятил детям. Одним из лучших
считается стихотворение … .
МОЛОДЦЫ. Поэта Н.А.Некрасова вы знаете, покажите его портрет. А кто желает прочесть стихотворение Некрасова? (Читают отрывок из стихотворения «Крестьянские дети», «Несжатая полоса», отрывок из «Железной дороги»).
Оказывается, вы хорошо знаете не только русский язык, но и литературу, выразительно читаете и декламируете наизусть. По литературе я с удовольствием поставлю оценки.(Комментирование оценок).
Заполненный кроссворд в Приложении 3.