Уважаемые коллеги, часто мы, учителя русского языка, сталкиваемся с проблемой: как, затратив как можно меньше драгоценного времени на уроке, проверить знание и понимание обучающимися теории русского языка. Сейчас это очень актуальный вопрос, потому что, с одной стороны, не является открытием взаимосвязь теории с практикой, с другой стороны – знание и понимание теоретических понятий, формулировок правил необходимы, иначе школьники не поймут задания на экзамене.
Да, кто-то скажет, что проверить знание теории возможно при фронтальном опросе или в этом поможет подготовленная карточка с вопросами. Но эти формы работы не позволяют охватить весь класс, проанализировать, какие темы, вопросы вызвали у учащихся непонимание, сложности.
Столкнувшись с этой проблемой на практике при подготовке детей к мониторингам, выпускным экзаменам, нашла для себя выход в использовании тестов открытого типа. Использую их как для текущего контроля (например, тест из 10-12 вопросов в начале урока с самопроверкой или групповой формой проверки не займёт много времени), так и для осуществления итогового контроля по пройденной теме.
В чём преимущество ещё тестов этого типа (помимо экономии времени)? Тесты открытого типа не включают в себя готовые варианты ответа. «Задания формулируются в форме вопросов или высказываний, и тестируемым предлагается продолжить высказывание, самостоятельно сформулировать ответ». Не всегда ответ состоит из одного слова, поэтому проверяется не только запоминание, но и понимание учащимися теоретического материала, а также умение в научном стиле кратко и чётко сформулировать правильный ответ. При этом момент угадывания практически невозможен (если только у ученика весь процесс обучения не строится по системе «угадал – не угадал»).
Составление тестов открытого типа не занимает большего количества времени, чем подготовка других видов работ. Как правило, вопросы я формулирую по ходу изучения определённой темы. Например, при изучении темы «Глагол» дети иногда затрудняются в определении непостоянных признаков у глагола, поэтому закономерными будут такие вопросы в тесте, как «Изменяются глаголы в прошедшем времени по лицам?» или «Как изменяются глаголы в настоящем и будущем временах?». Проверка теста даст возможность убедиться, насколько успешно отработали данную тему, или подскажет, что данный вопрос по-прежнему вызывает затруднение. Каждый из нас, хорошо зная своих учеников, понимает, какой вопрос не лишним будет задать ещё раз. Знаем мы и какие «подводные камни» имеет та или иная тема.
Третий год работая на практике с тестами открытого типа, вижу эффективность их использования.
В качестве примера предлагаю вашему вниманию тест «Словосочетание» для 5 класса и итоговый тест «Синтаксис простого предложения» для 8 класса.
Тест «Словосочетание». 5 класс
- Несколько слов, связанных между собой по смыслу и грамматически, называются…
- Чем словосочетание отличается от предложения.
- Способы грамматической связи.
- Заданный вопрос от одного слова к другому – это какой вид связи.
- На какие группы делятся словосочетания по главному слову.
- В чём разница между сочинительными и подчинительными словосочетаниями.
- На дороге – это словосочетание?
- «Громко кричать». Какое это словосочетание по главному слову.
- Каково строение словосочетания.
- Произведите разбор словосочетания «о красивом цветке».
Итоговый тест «Синтаксис простого предложения». 8 класс
- Основные единицы синтаксиса.
- Пунктуация – раздел русского языка, в котором изучают…
- Виды синтаксической связи.
- По главному слову словосочетания бывают…
- Способы связи слов в словосочетании.
- Способ связи, при котором зависимое слово в словосочетании употребляется в определённой форме.
- Какими частями речи может быть выражено зависимое слово при примыкании.
- Определите способ связи в словосочетании «сказал волнуясь».
- Перечислите признаки предложения.
- По цели высказывания предложения бывают…
- Какое предложение называется односоставным.
- «Реки бурные» - прямой или обратный порядок слов.
- Какие слова выделяют логическим ударением.
- Способы выражения подлежащего.
- Типы сказуемых.
- Схема составного сказуемого.
- В составном глагольном сказуемом какая часть выражает лексическое значение.
- Схема составного именного сказуемого.
- Какими частями речи может быть выражена именная часть.
- Перечислите случаи, когда тире между подлежащим и сказуемым не ставится.
- Запишите предложение «Наша задача – хорошо учиться».
- Какие мы знаем второстепенные члены предложения.
- Виды определений.
- Приложение – это согласованное определение?
- Какими частями речи может быть выражено согласованное определение.
- Приложение – это…
- На что может указывать приложение.
- Найдите приложение «девочки-узбечки».
- Виды дополнений.
- Какое дополнение называется прямым.
- Замените словосочетание «день каникул» на словосочетание со способом связи согласование.
- Перечислите виды обстоятельств.
- Каким членом предложения может быть инфинитив.
- В каком случае инфинитив является дополнением.
- Перечислите виды односоставных предложений.
- Какова форма сказуемого в односоставных определённо-личных предложениях.
- Формы сказуемых в односоставных неопределённо-личных предложениях.
- Если составное сказуемое, то какой тип односоставного предложения.
- Если в предложении помимо подлежащего есть дополнение или обстоятельство, то это односоставное предложение или неполное.
- В каком случае в неполном предложении ставится тире.
- Приведите пример составного союза, употребляемого при однородных членах предложения.
- Постройте схему предложения с обобщающим словом, стоящим после однородных членов предложения.
- В каком случае однородными будут являться определения.
- Когда причастный оборот выделяется запятыми, если стоит перед главным существительным.
- Приведите пример предложения с обособленным определением, выраженным приложением.
- С какими производными предлогами выделяются обстоятельства.
- Перечислите группы вводных слов по значению.
- Приведите пример предложения с вводным предложением.
- Определите вид односоставного предложения «Дорожки посыпали галькой».
- Что называется обращением.
Ключ
- Словосочетание, предложение.
- …знаки препинания и правила их постановки.
- Сочинительная, подчинительная, бессоюзная.
- Именные, глагольные, наречные.
- Согласование, управление, примыкание.
- Управление.
- Наречие, деепричастие, инфинитив.
- Примыкание.
- Грамматическая основа, единица общения, интонационная законченность.
- Повествовательные, вопросительные, побудительные.
- Простое предложение, в котором есть только один главный член предложения.
- Обратный (инверсия)
- Самые главные, новая информация.
- Имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение, инфинитив, причастие, цельное словосочетание, междометие.
- Простое глагольное, составное глагольное, составное именное.
- Составное глагольное сказуемое = вспомогательный глагол + инфинитив
- Инфинитив.
- Составное именное сказуемое = глагол-связка + именная часть.
- Любой самостоятельной частью речи, кроме глагола.
- Если между подлежащим и сказуемым, выраженными именами существительными, есть частица НЕ, вводное слово, сравнительные союзы; если подлежащее выражено личным местоимением, а сказуемое – именем существительным.
- Наша задача – хорошо учиться.
- Определение, дополнение, обстоятельство.
- Согласованные, несогласованные.
- Нет.
- Именем прилагательным, отдельными разрядами местоимения, причастием, порядковым числительным.
- Несогласованное определение, выраженное именем существительным.
- Указывает на родственные связи, профессию, национальность…
- Приложением является слово «узбечки»
- Косвенные, прямые.
- Прямое дополнение выражено именем существительным в винительном падеже без предлога.
- Каникулярный день.
- Обстоятельства места, времени, образа действия, причины, цели, сравнения, условия, уступки.
- Любым.
- Есть два лица.
- Определённо-личные, неопределённо-личные, обобщённо-личные, безличные, назывные.
- Глагол в форме 1,2. лица настоящего или будущего времени.
- Глагол в форме 3 лица настоящего или будущего времени, а также множественного числа прошедшего времени.
- Безличное.
- Неполное.
- Если опущен какой-либо член предложения.
- Например, не только, но и.
- O,O,O –O.
- Если обозначают один признак.
- Если есть обстоятельственное значение причины, уступки.
- Проверить соответствие примера заданию.
- Несмотря на, вопреки, благодаря.
- Степень уверенности, источник сообщения, порядок мыслей, чувства, оценка стиля высказывания.
- Проверить соответствие примера заданию.
- Неопределённо-личное предложение.
- Обращение – это слово или словосочетание, называющее того, к кому обращаются с речью.
Критерии оценивания теста для 8 класса по десятибалльной системе оценивания знаний, умений и навыков учащихся (по десятибалльной системе оценивания знаний, умений и навыков наш ЦО №656 им. А.С.Макаренко работает с 2003 года)
№ | Балл | Количество правильных ответов |
1. | 10 баллов - прекрасно | 50 правильных ответов, отсутствуют орфографические и пунктуационные ошибки, нет исправлений |
2. | 9 баллов - великолепно | 49-43 правильных ответов, отсутствуют орфографические и пунктуационные ошибки; нет исправлений |
3. | 8 баллов – отлично | 42-36 правильных ответов, отсутствуют орфографические и пунктуационные ошибки; есть не более 4 исправлений |
4. | 7 баллов – очень хорошо | 35-29 правильных ответов, 1 орфографическая или 1 пунктуационная ошибка |
5. | 6 баллов – хорошо | 28-22 правильных ответов, не более 2 орфографических или пунктуационных ошибки |
6. | 5 баллов – недостаточно хорошо | 21-16 правильных ответов, 2 орфографических и 2 пунктуационных ошибки |
7. | 4 балла - удовлетворительно | 15-10 правильных ответов, 3 орфографических или 3 пунктуационных ошибки |
8. | 3 балла - посредственно | 9-7 правильных ответов, 4 орфографических или пунктуационных ошибки |
9. | 2 балла – слабо | 6–4 правильных ответов, более 4 орфографических и пунктуационных ошибок |
10. | 1 балл – очень слабо | 3–1 правильных ответов, более 4 орфографических и пунктуационных ошибок |