Дидактический материал по теме "Имя существительное" в 5-м классе по программе Р.Н. Бунеева

Разделы: Русский язык


1. Спишите текст, вставляя пропущенные буквы. Обозначьте род, число, склонение, падеж имен существительных.

На конюшне
Со..нце уже село в д..лекий лес когда Егорка пр..бежал в к..нюшню. Дед Савелий п..л..жил полушубок на спину невысокой лошаденк.. мышиной маст.. и посадил на него Егорк... Выпущенные из конюшн.. кони, хорошо зная дорогу, сами поб..жали на бер..г оз..ра где для них был огорожен б..льшой вып..с. (В.Бианки.)

2. С помощью суффиксов а) – чик или –щик, б) –чиц(а) или –щиц(а) образуйте от приведенных ниже слов существительные, обозначающие человека по роду занятий, графически обозначьте орфограмму.

Заказать, раскроить, баня, камень, перебежать, барабан, объездить, регулировать, грузить, оценить, пилить, резать, летать, смазать, перестраховаться, доносить, подписаться, захватить, доклад, разведать, возить, пилить, заказать.

Разберите полученные существительные по составу.

3. Запишите слова, выделите орфограммы.

Лужок, свечой, каблучок, кашей, этажом, сапожок, петушок, ножовка, врачом, тучей, старичок, девчонка.

4. Вставьте пропущенные буквы, графически выделите орфограммы.

Мяч..м, дач..й, продаж..й, меж..й, плющ..м, алыч..й, туч..й, морж..м, парч..й, душ..м, этаж..м, стаж..м, ковш..м, свинц..м, куриц..й, барж..й, полотенц..м, каш..й, борщ..м, лапш..й.

С двумя существительными составьте простые предложения.

5. Вставьте пропущенные буквы, графически выделите орфограммы.

Борщ..к, пятач..к, верблюж..нок, душ..нка, крош..чка, садоч..к, нож..нка, круж..чка, мыш..нок, снеж..к, пастуш..нок, сундуч..к, колпач..к, порош..к, горош..к, собач..нка, волч..нок, звоноч..к, душ..чка, деньж..нки, боч..нок, старуш..нка, бельч..нок, червяч..к, звоноч..к, долж..к.

Определите способ словообразования двух слов.

6. Прочитайте текст. Выпишите все собственные и три нарицательных существительных. Произведите синтаксический разбор выделенного предложения.

Любимый фильм
Сережка ждал этого кино целую неделю. И фильм-то был старый – «Золушка». И он понимал, что история маленькой девочки Золушки – это неправда, что это сказка, что ничего этого никогда в жизни не было. Даже тысячу лет назад, когда люди ездили по земле только на лошадях, а по морю ходили на парусниках. И все равно он мечтал о том, как снова увидит этот фильм, как погаснет свет и начнется нечто невообразимо волшебное. (В. Железников)

7. Выпишите слова, которые пишутся с прописной буквы.

Мы все глядим в (Н,н)аполеоны (А.С. Пушкин) Торт (Н,н)аполеон, (З,з)евсов огонь, цветок (М,м)аргаритка, собака (Ш,ш)арик, планета (З,з)емля, лежать на (З,з)емле, Млечный (П,п)уть, Третьяковская (Г,г)алерея, (С,с)овеет Европы, Новый (Г,г)од, День (У,у)чителя, День (П,п)обеды, (О,о)течественная война.

8. Запишите слова, определите род имен существительных.

Бандероль, ваниль, гантель, кадриль, кафель, лебедь, мозоль, толь, трюфель, тюль, шампунь, шпатель.

9. В приведенных ниже предложениях найдите существительные общего рода. Определите, лицо какого пола обозначает каждое из них.

1.Какая ты, однако, ломака (А.П. Чехов). 2. Я ехал в Белогорскую крепость избавить сироту, которую там обижают (А.С. Пушкин) 3. К хозяйке скоро приехала гостья, какая-то пустомеля и болтунья (Н.В. Гоголь) 4. Кто бы мог быть этот удивительный плакса? (М.А. Булгаков) 5. Про такого говорят: он плохой, неряха (В. Маяковский)

10. К приведенным ниже именам существительным мужского рода подберите возможные парные названия женского рода. Охарактеризуйте их стилистическую окраску.

Врач, профессор, поэт, кондуктор, писатель, учитель, секретарь, директор, пловец, бригадир, билетёр, бухгалтер, географ, инструктор, агроном, чемпион, лаборант, космонавт.

11. Спишите, определите род несклоняемых имен существительных.

Авто, боа (змея, семейства удавов), боа(шарф), буриме, жабо, какаду, кольраби, миледи, панно, фортепиано, фрау, шансонье, эсперанто.

12. Вставьте пропущенные буквы.

Густонаселен.. Сан-Франциско, пустынн.. Гоби, полноводн..Конго, дружествен.. Перу, солнечн.. Сухуми, приближающ..ся Капри.

13. Из приводимого ниже списка выберите имена существительные , употребляющиеся только в единственном числе.

Год, глупость, ложь, вино, ветер, шум, масло, вечность, книга, ель, человек, листва, малина, черешня, рожь, злость, шорох, божество, печаль, песок, вечер, север, юг, вода, кресло, чтение, мороз, снег, зеркало, спирт, молоко, гора, лесть, бронза, жара, сахар, библиотека.

14. Выпиши слова, в которых на месте пропуска пишется буква Е.

В плать.., в забыть.., на остри.., на лезви.., в планетари.., у Лиди.., о племен…, в поместь.., на здании..(пр.п), о шалунь.., на бумаг.., во время встреч…, на сковород…, об участи.., на ёлк.., в танц.., об открыти.., в истори.., к подруг…, о минут….

15. Спишите текст, графически обозначьте орфограммы. Произведите разбор выделенных слов и предложений.

Зимний день
Потеплело. Стоял неяркий зимний денек (3). Шел тихий и редкий снег. В безветрии и не понять было, падают или подымаются большие снежинки. Под расписными дугами княжеской тройки звенел золоченый колоколец (3), а на хомутах пристяжных, ярившихся на тугой вожже (3), сворачивавшихся в клубок, мелодично погромыхивали серебряные круглые ширкунцы. (А.К. Югов)

  1. Определи по толковому словарю лексическое значение слов: тройка, хомут, пристяжные, ширкунцы.
  2. Произведи синтаксический разбор предложения: «В безветрии и не понять было, падают или подымаются большие снежинки».
  3. Произведи морфологический разбор слов, помеченных цифрой 3.
  4. Разбери по составу слова: зимний, безветрии, княжеской, мелодично.
  5. Произведи фонетический разбор слов: редкий, подымаются, вожже.