Урок письма в 5-м классе

Разделы: Русский язык


Цель урока:

  • знакомство учащихся с историей письма;
  • выявление на основе жизненного опыта особенностей делового (официального) письма;
  • анализ личных писем ребят;
  • развитие умений анализировать, систематизировать и обобщать.

Вид урока: усвоение нового материала на основе переноса имеющихся знаний.

Тип урока: урок-исследование.

План урока:

Содержание этапов урока:

1. Оргмомент
2. Мотивационное начало урока Обращение к личному опыту учащихся
3. Выход на тему.
4. Работа с текстами.
5. Подведение итогов.
6. Домашнее задание.

Методы и формы работы:

Приветствие. Сообщение о проходящей в городе «Неделе письма»
Фронтальный опрос с элементами эвристической беседы
Парная и коллективная форма работы
Эвристическая беседа
Рефлексия. Чтение писем учащихся

Подготовка к уроку:

Учащиеся:

1. Должны приготовить небольшой рассказ об истории письма (индивидуальное задание).
2. Повторить стили речи.
3. Написать письмо близкому человеку.

Учитель:

1. Подготовить «Толковый словарь русского языка» С.И.Ожегова и Н.Ю.Шведовой.
2. Подготовить раздаточный материал.
3. Продумать оформление доски (на доске написан план личного письма)

ХОД УРОКА

1. Оргмомент

2. Мотивационное начало урока

– Что такое письмо?
– Всегда ли письма имели привычный для нас вид? (Рассказ об истории письма)
– Какими бывают письма? Что характерно для этих писем?
– Тематическое и стилевое своеобразие писем.
– Усвоение понятий «адресант» и «адресат».
(Адресат – тот, кому адресовано письмо, телеграмма, почтовое отправление.
Адресант – отправитель, лицо, отправляющее что-либо по почте, телеграфу, факсу и др.
Толковый словарь русского языка. С.И. Ожегов и Н.Ю.Шведова)
В результате беседы появляется схема-обобщение. Её чертит ученик-уловитель идей.

img1.gif (4978 bytes)

3. Работа в парах

Анализ текстов-писем, взятых из произведений А.С.Пушкина «Дубровский» и «Капитанская дочка». (Приложение 1)

Задача: определить, какое письмо деловое, а какое – личное. Обоснование выбора.

4. Работа с текстом личного письма

Коллективное обсуждение структурных компонентов личного письма. (Приложение 2)
На доске открывается план написания личного письма. (Приложение 3)

  • Приветствие и обращение

– Каким может быть обращение в личном письме?
– Можно ли по обращению и приветствию судить об отношении адресанта к адресату?
– Игра «Подскажи словечко». Вспомним сказку Ершова «Конёк-горбунок». Представьте, что прошло много времени и Иван пишет письма. Давайте вставим словечко в обращение.
Например,   дорогой ты мой писатель и … (старинный мой приятель)

Батюшка ты …                      (мой родной);
… (удалой мой)                           горбунок;
… (светлая моя)                     Жар-птица

  • Изложение того, что хочешь написать, и вопросы о том, о чём хочешь узнать.

Ученики читают выдержки из писем.

  • Заключение

– О чём можно написать в заключении?

5. Чтение писем учащихся (2-3 письма)

Самоанализ и коллективное обсуждение.

6. Подведение итогов

Русский эстет начала 19 века  П.Е.Георгиевский писал: «Под посланием, собственно, разумеется философское или литературное письмо в стихах. Содержанием его бывает изображение различных чувствований, мыслей, а иногда и описание происшествий…Оно [послание] может быть страстным и поучительным, печальным и нередко язвительным».
Согласны ли вы с этим высказыванием?

7. Домашнее задание: правка писем, чистовое оформление. Принести неподписанный конверт с вложенным в него письмом.