Цель урока:
- знакомство учащихся с историей письма;
- выявление на основе жизненного опыта особенностей делового (официального) письма;
- анализ личных писем ребят;
- развитие умений анализировать, систематизировать и обобщать.
Вид урока: усвоение нового материала на основе переноса имеющихся знаний.
Тип урока: урок-исследование.
План урока:
Содержание этапов урока: 1.
Оргмомент |
Методы и формы работы: Приветствие.
Сообщение о проходящей в городе «Неделе письма» |
Подготовка к уроку:
Учащиеся:
1. Должны приготовить небольшой рассказ об
истории письма (индивидуальное задание).
2. Повторить стили речи.
3. Написать письмо близкому человеку.
Учитель:
1. Подготовить «Толковый словарь русского
языка» С.И.Ожегова и Н.Ю.Шведовой.
2. Подготовить раздаточный материал.
3. Продумать оформление доски (на доске написан
план личного письма)
ХОД УРОКА
1. Оргмомент
2. Мотивационное начало урока
– Что такое письмо?
– Всегда ли письма имели привычный для нас вид?
(Рассказ об истории письма)
– Какими бывают письма? Что характерно для этих
писем?
– Тематическое и стилевое своеобразие писем.
– Усвоение понятий «адресант» и «адресат».
(Адресат – тот, кому адресовано письмо,
телеграмма, почтовое отправление.
Адресант – отправитель, лицо, отправляющее
что-либо по почте, телеграфу, факсу и др.
Толковый словарь русского языка. С.И. Ожегов и
Н.Ю.Шведова)
В результате беседы появляется схема-обобщение.
Её чертит ученик-уловитель идей.
3. Работа в парах
Анализ текстов-писем, взятых из произведений А.С.Пушкина «Дубровский» и «Капитанская дочка». (Приложение 1)
Задача: определить, какое письмо деловое, а какое – личное. Обоснование выбора.
4. Работа с текстом личного письма
Коллективное обсуждение структурных
компонентов личного письма. (Приложение
2)
На доске открывается план написания личного
письма. (Приложение 3)
- Приветствие и обращение
– Каким может быть обращение в личном письме?
– Можно ли по обращению и приветствию судить об
отношении адресанта к адресату?
– Игра «Подскажи словечко». Вспомним сказку
Ершова «Конёк-горбунок». Представьте, что прошло
много времени и Иван пишет письма. Давайте
вставим словечко в обращение.
Например, дорогой ты мой писатель и …
(старинный мой приятель)
Батюшка ты … (мой родной);
… (удалой мой) горбунок;
… (светлая моя) Жар-птица
- Изложение того, что хочешь написать, и вопросы о том, о чём хочешь узнать.
Ученики читают выдержки из писем.
- Заключение
– О чём можно написать в заключении?
5. Чтение писем учащихся (2-3 письма)
Самоанализ и коллективное обсуждение.
6. Подведение итогов
Русский эстет начала 19 века П.Е.Георгиевский
писал: «Под посланием, собственно, разумеется
философское или литературное письмо в стихах.
Содержанием его бывает изображение различных
чувствований, мыслей, а иногда и описание
происшествий…Оно [послание] может быть
страстным и поучительным, печальным и нередко
язвительным».
Согласны ли вы с этим высказыванием?
7. Домашнее задание: правка писем, чистовое оформление. Принести неподписанный конверт с вложенным в него письмом.