Цели урока:
- Закрепить понятие о лексикологии и фразеологии как разделах русского языка.
- Формировать умение различать слова русского языка по сфере употребления.
- Учить определять лексическое значение фразеологизмов.
- Закрепить понятие о фразеологизмах, их роли в обогащении языка.
- Прививать интерес к изучению русского языка.
- Развивать умение работать в группах.
- Формировать умение применять на практике полученные знания.
- Развивать познавательные процессы (память, воображение, мышление, внимание, речь).
Тип урока: обобщение пройденного материала.
Вид урока: урок-игра.
Технология: на диалоговой и игровой основе.
Оборудование:
- высказывания о русском языке;
- жетоны (Приложение 1, Приложение 2 – у автора);
- кроссворды;
- карточки с фразеологическими оборотами;
- изображения животных (черепаха, заяц, слон, медведь);
- картинки, иллюстрирующие фразеологические обороты;
- ребусы;
- дипломы, грамоты.
План урока с указанием временных параметров:
- Оргмомент – 5 мин.
- Словарная работа – 5 мин.
- Повторение и обобщение пройденного по теме – 50 мин.:
- замени буквы цифрами, составь из цифр слова;
- 2-4 – вопросы по теории лексикологии;
- диалектные слова;
- профессионализмы;
- заимствованные слова;
- 8-9 – устаревшие слова;
- работа со словарями;
- лексическое значение слова;
- синонимия иноязычных и русских слов;
- 13-18 – фразеологические обороты;
- Закрепление. Конкурс «Лицедеи» – 15 мин.
- Диагностика по материалу в виде разгадывания кроссворда – 10 мин.
- Подведение итогов урока – 5 мин.
Прогнозируемые результаты:
- Возможность учащихся проявить свои знания.
- Развитие устной речи учащихся.
- Интерес к изучению русского языка.
- Желание самостоятельно заниматься языком.
- Доброжелательное отношение друг к другу при совместной работе.
Ход урока
I. Организационный момент.
Сообщение целей и задач урока.
II. Словарно-орфографическая работа.
Лексикология, профессионализмы, диалект, жаргонизмы, фразеологический оборот, неологизмы.
III. Повторение ранее изученного. Игра «Знаете ли вы?»
- Играют 2 команды (класс предварительно разделен); названия команд «Неологята» и «Лексиконики» записываются на доске (названия соответствуют теме урока).
- Вопросы задаются двум командам сразу: кто быстрее ответит (на столе у каждой команды лежат сигнальные карточки).
- За каждый правильный ответ команда получает 1 балл, а ученик, давший этот ответ, – жетон.
- В конце игры подсчитываются баллы команд и жетоны у учащихся.
- Все учащиеся получают оценки в журнале.
- Победившая команда и лучший знаток лексики и фразеологии награждаются дипломами и грамотами.
Задание 1
Замени буквы цифрами:
а – 1, б – 2, в – 3, г – 4, д – 5, е – 6, е – 7, ж – 8, з – 9, и – 10, й – 11, к – 12, л – 13, м – 14, н – 15, о – 16, п – 17, р – 18, с – 19, т – 20, у – 21, ф – 22, х – 23, ц – 24, ч – 25, ш – 26, щ – 27, ь – 28, ы – 29, ъ – 30, э – 31, ю – 32, я – 33.
Составь слова из цифр:
13, | 6, | 12, | 19, | 10, | 12, | 16, | 13, | 16, | 4, | 10, | 33. |
л | е | к | с | и | к | о | л | о | г | и | я |
Задание 2. Что такое лексикология? (Раздел науки о языке, в котором изучается слово как основная единица языка и его словарный состав.)
Задание 3. Что такое лексикон? (Словарный запас одного человека.)
Задание 4. Что такое диалект? (Говор.)
Задание 5. Мы говорим «валенки», а на севере говорят... (Пимы.)
Задание 6. Я зачитываю слова, относящиеся к профессии художника, а вы укажите лишнее: палитра, акварель, мольберт, негатив, гуашь.
Задание 7. Назовите слова с корнем -аква- (вода). Что они обозначают?
Акваланг, аквариум, акварель, аквамарин и т.д.
Задание 8. «Четвертый лишний». Найдите устаревшее слово.
- кеды, босоножки, ботфорты, кроссовки;
- пальто, плащ, шуба, кафтан.
Задание 9. Замените устаревшие слова синонимами:
брадобрей – парикмахер;очи – глаза; десница – рука; ланиты – щеки; выя – шея; чело – лоб; рамена – плечи; баталия – битва; уста – губы; глаголет – говорит; перст – палец.
Задание 10. Кто быстрее? В толковом словаре учебника найдите:
- одно заимствованное слово;
- одно устаревшее слово.
Задание 11. Определите слово по его лексическому значению:
- Цвет фиалки и сирени. (Лиловый.)
- Заранее намеченный путь следования. (Маршрут.)
- Мысленно представить себе что-либо. (Вообразить.)
- Очень большой. (Огромный, гигантский.)
- Желтый с красноватым оттенком. (Оранжевый.)
- Знаки для обозначения звуков. (Буквы.)
- Слова, употребляемые жителями одной местности. (Диалект.)
Задание 12. Замените иноязычные слова русскими синонимами:
- алфавит (азбука)
- абзац (красная строка)
- абсурд (чепуха)
- прогресс (развитие)
- космос (Вселенная)
- мираж (видения)
- диалог (беседа)
Задание 13. «Я начну, а ты продолжи»:
- На все руки (мастер).
- Смотреть правде (в лицо).
- Выносить сор (из избы).
- Держать язык (за зубами).
- Как корова (языком слизала).
- Куда глаза (глядят).
- Как ветром (сдуло).
Задание 14. Подберите фразеологизмы, в которых упоминаются изображения животных. (Показываются рисунки с изображениями животных.)
- Ползет, как черепаха.
- За двумя зайцами...; Трусливый, как заяц.
- Топает, как слон.
- Медведь на ухо наступил; Медвежья услуга.
Задание 15. (Ответить фразеологизмом.) Как можно:
- Сильно краснеть? (До корней волос.)
- Крепко спать? (Как убитый, без задних ног.)
- быстро бежать? (Сломя голову.)
- Промокнуть? (До костей.)
- Хорошо знать? (Как свои пять пальцев.)
- Громко кричать? (Во все горло.)
Задание 16. Вопросы-шутки:
- Из каких фразеологизмов можно заключить, что у человека не пара ног, рук, ушей, глаз, а много?
Со всех ног, без задних ног, на все руки, во все глаза, все уши прожужжать. - В каком фразеологизме упоминается таблица умножения?
Как дважды два (знать). - Может ли вопрос заболеть?
Да, во фразеологизме «больной вопрос». - Говорят: «Искать по горячим следам». А может ли след быть холодным?
Да, во фразеологизме «И след простыл». - Может ли горе быть в жидком состоянии?
Да, во фразеологизме «Хлебнуть горя». - Есть ли глаза у правды?
Да, во фразеологизме «Смотреть правде в глаза». - Какое кушанье бывает в голове у некоторых людей?
Каша. - Известно, что собственный локоть укусить невозможно. А какой фразеологизм утверждает обратное? Что он обозначает?
«Кусать локти» (сожалеть о чем-то не сделанном). - Может ли правда иметь неприятный вкус?
Да, «горькая правда». - Какого цвета бывает тоска?
Зеленого; «тоска зеленая».
Задание 17. «На загадку дай отгадку».
- Не цветы, а вянут, не ладоши, а ими хлопают, не белье, а их развешивают. (Уши.)
- Его вешают, задирают и всюду суют. (Нос.)
- Он бывает в голове, его советуют искать в поле, на него бросают слова и деньги, после чего он свистит в кармане. (Ветер.)
- Его рискуешь проглотить, за него тянут, на нем что-то вертится, его держат за зубами. (Язык.)
- Ее толкут в ступе и носят решетом, набирают в рот, а иногда выходят из нее сухими. (Вода.)
- Ее заваривают, а потом расхлебывают, ее просит дырявая обувь. (Каша.)
Задание 18. Назови фразеологизм, изображенный на картинке.
Как кошка с собакой (в постоянной ссоре)
Спустя рукава (небрежно, кое-как)
Как курица лапой (небрежный почерк)
Море по колено (ничего не страшно)
Как с гуся вода (все нипочем, безразлично)
Волчий аппетит (очень сильный аппетит)
Класть зубы на полку (нуждаться)
Носом к носу (близко столкнуться)
Как пить дать (наверняка)
Черт дернул за язык (сожалеть о сказанном)
IV. Конкурс «Лицедеи»
По 3 участника от каждой команды вытаскивают по очереди карточки с заданиями-фразеологизмами. Ребята должны при помощи пантомимы изобразить написанное на карточке, а остальные участники – угадать показанный фразеологизм. Задания на карточках:
Стоять на задних лапках. | Не находить места. |
Прикусить язык. | Намылить шею. |
Попасть не в бровь, а в глаз. | Зарубить на носу. |
Ломать голову. | В рот воды набрал. |
V. Разгадай кроссворд
- Устаревшее слово. Высокие кавалерийские сапоги.
- Латинское слово. Титул главы монархического государства, лицо, носящее этот титул.
- Ударный музыкальный инструмент, верх и низ которого обтянуты кожей.
- Диалектное слово.
- Яма, наполненная водой.
- Устаревшее слово. Подставка для лучины (для освещения крестьянской избы).
- Слово, заимствованное из итальянского языка. Сочетание красок, цветов в картине.
- Слово, заимствованное из немецкого языка. Разновидность капусты.
- Диалектное слово. Принятие пищи между обедом и ужином (глагол в неопределенной форме).
- Устаревшее слово. Форменная шляпа треугольного фасона.
- Устаревшее слово. Наемный служащий в торговом заведении, продавец.
- Диалектное слово. Конечно, разумеется.
VI. Подведение итогов урока. Награждение
Заключительное слово учителя:
Много слов на земле.
Есть дневные слова, –
В них весеннего неба сквозит синева.
Есть слова – словно раны, слова – словно суд, –
С ними в плен не сдаются и в плен не берут.
Словом можно убить, словом можно спасти,
Словом можно полки за собой повести.
Словом можно продать, и предать, и купить,
Слово можно в разящий свинец перелить.
Но слова всем словам в языке у нас есть:
Слава, Родина, Верность, Свобода и Честь.
Пусть разменной монетой не служат они, –
Золотым эталоном их в сердце храни!
И не делай их слугами в мелком быту –
Береги изначальную их чистоту...