Урок русского языка в 6-м классе: "Повторение по теме "Лексика. Фразеология" (урок-игра "Знаете ли вы?")

Разделы: Русский язык


Цели урока:

  1. Закрепить понятие о лексикологии и фразеологии как разделах русского языка.
  2. Формировать умение различать слова русского языка по сфере употребления.
  3. Учить определять лексическое значение фразеологизмов.
  4. Закрепить понятие о фразеологизмах, их роли в обогащении языка.
  5. Прививать интерес к изучению русского языка.
  6. Развивать умение работать в группах.
  7. Формировать умение применять на практике полученные знания.
  8. Развивать познавательные процессы (память, воображение, мышление, внимание, речь).

Тип урока: обобщение пройденного материала.

Вид урока: урок-игра.

Технология: на диалоговой и игровой основе.

Оборудование:

  1. высказывания о русском языке;
  2. жетоны (Приложение 1, Приложение 2 – у автора);
  3. кроссворды;
  4. карточки с фразеологическими оборотами;
  5. изображения животных (черепаха, заяц, слон, медведь);
  6. картинки, иллюстрирующие фразеологические обороты;
  7. ребусы;
  8. дипломы, грамоты.

План урока с указанием временных параметров:

  1. Оргмомент – 5 мин.
  2. Словарная работа – 5 мин.
  3. Повторение и обобщение пройденного по теме – 50 мин.:
    • замени буквы цифрами, составь из цифр слова;
    • 2-4 – вопросы по теории лексикологии;
    • диалектные слова;
    • профессионализмы;
    • заимствованные слова;
    • 8-9 – устаревшие слова;
    • работа со словарями;
    • лексическое значение слова;
    • синонимия иноязычных и русских слов;
    • 13-18 – фразеологические обороты;
  4. Закрепление. Конкурс «Лицедеи» – 15 мин.
  5. Диагностика по материалу в виде разгадывания кроссворда – 10 мин.
  6. Подведение итогов урока – 5 мин.

Прогнозируемые результаты:

  1. Возможность учащихся проявить свои знания.
  2. Развитие устной речи учащихся.
  3. Интерес к изучению русского языка.
  4. Желание самостоятельно заниматься языком.
  5. Доброжелательное отношение друг к другу при совместной работе.

Ход урока

I. Организационный момент.

Сообщение целей и задач урока.

II. Словарно-орфографическая работа.

Лексикология, профессионализмы, диалект, жаргонизмы, фразеологический оборот, неологизмы.

III. Повторение ранее изученного. Игра «Знаете ли вы?»

  • Играют 2 команды (класс предварительно разделен); названия команд «Неологята» и «Лексиконики» записываются на доске (названия соответствуют теме урока).
  • Вопросы задаются двум командам сразу: кто быстрее ответит (на столе у каждой команды лежат сигнальные карточки).
  • За каждый правильный ответ команда получает 1 балл, а ученик, давший этот ответ, – жетон.
  • В конце игры подсчитываются баллы команд и жетоны у учащихся.
  • Все учащиеся получают оценки в журнале.
  • Победившая команда и лучший знаток лексики и фразеологии награждаются дипломами и грамотами.

Задание 1

Замени буквы цифрами:

а – 1, б – 2, в – 3, г – 4, д – 5, е – 6, е – 7, ж – 8, з – 9, и – 10, й – 11, к – 12, л – 13, м – 14, н – 15, о – 16, п – 17, р – 18, с – 19, т – 20, у – 21, ф – 22, х – 23, ц – 24, ч – 25, ш – 26, щ – 27, ь – 28, ы – 29, ъ – 30, э – 31, ю – 32, я – 33.

Составь слова из цифр:

13, 6, 12, 19, 10, 12, 16, 13, 16, 4, 10, 33.
л е к с и к о л о г и я

Задание 2. Что такое лексикология? (Раздел науки о языке, в котором изучается слово как основная единица языка и его словарный состав.)

Задание 3. Что такое лексикон? (Словарный запас одного человека.)

Задание 4. Что такое диалект? (Говор.)

Задание 5. Мы говорим «валенки», а на севере говорят... (Пимы.)

Задание 6. Я зачитываю слова, относящиеся к профессии художника, а вы укажите лишнее: палитра, акварель, мольберт, негатив, гуашь.

Задание 7. Назовите слова с корнем -аква- (вода). Что они обозначают?

Акваланг, аквариум, акварель, аквамарин и т.д.

Задание 8. «Четвертый лишний». Найдите устаревшее слово.

  • кеды, босоножки, ботфорты, кроссовки;
  • пальто, плащ, шуба, кафтан.

Задание 9. Замените устаревшие слова синонимами:

брадобрей – парикмахер;очи – глаза; десница – рука; ланиты – щеки; выя – шея; чело – лоб; рамена – плечи; баталия – битва; уста – губы; глаголет – говорит; перст – палец.

Задание 10. Кто быстрее? В толковом словаре учебника найдите:

  1. одно заимствованное слово;
  2. одно устаревшее слово.

Задание 11. Определите слово по его лексическому значению:

  • Цвет фиалки и сирени. (Лиловый.)
  • Заранее намеченный путь следования. (Маршрут.)
  • Мысленно представить себе что-либо. (Вообразить.)
  • Очень большой. (Огромный, гигантский.)
  • Желтый с красноватым оттенком. (Оранжевый.)
  • Знаки для обозначения звуков. (Буквы.)
  • Слова, употребляемые жителями одной местности. (Диалект.)

Задание 12. Замените иноязычные слова русскими синонимами:

  • алфавит (азбука)
  • абзац (красная строка)
  • абсурд (чепуха)
  • прогресс (развитие)
  • космос (Вселенная)
  • мираж (видения)
  • диалог (беседа)

Задание 13. «Я начну, а ты продолжи»:

  • На все руки (мастер).
  • Смотреть правде (в лицо).
  • Выносить сор (из избы).
  • Держать язык (за зубами).
  • Как корова (языком слизала).
  • Куда глаза (глядят).
  • Как ветром (сдуло).

Задание 14. Подберите фразеологизмы, в которых упоминаются изображения животных. (Показываются рисунки с изображениями животных.)

  1. Ползет, как черепаха.
  2. За двумя зайцами...; Трусливый, как заяц.
  3. Топает, как слон.
  4. Медведь на ухо наступил; Медвежья услуга.

Задание 15. (Ответить фразеологизмом.) Как можно:

  • Сильно краснеть? (До корней волос.)
  • Крепко спать? (Как убитый, без задних ног.)
  • быстро бежать? (Сломя голову.)
  • Промокнуть? (До костей.)
  • Хорошо знать? (Как свои пять пальцев.)
  • Громко кричать? (Во все горло.)

Задание 16. Вопросы-шутки:

  1. Из каких фразеологизмов можно заключить, что у человека не пара ног, рук, ушей, глаз, а много?
    Со всех ног, без задних ног, на все руки, во все глаза, все уши прожужжать.
  2. В каком фразеологизме упоминается таблица умножения?
    Как дважды два (знать).
  3. Может ли вопрос заболеть?
    Да, во фразеологизме «больной вопрос».
  4. Говорят: «Искать по горячим следам». А может ли след быть холодным?
    Да, во фразеологизме «И след простыл».
  5. Может ли горе быть в жидком состоянии?
    Да, во фразеологизме «Хлебнуть горя».
  6. Есть ли глаза у правды?
    Да, во фразеологизме «Смотреть правде в глаза».
  7. Какое кушанье бывает в голове у некоторых людей?
    Каша.
  8. Известно, что собственный локоть укусить невозможно. А какой фразеологизм утверждает обратное? Что он обозначает?
    «Кусать локти» (сожалеть о чем-то не сделанном).
  9. Может ли правда иметь неприятный вкус?
    Да, «горькая правда».
  10. Какого цвета бывает тоска?
    Зеленого; «тоска зеленая».

Задание 17. «На загадку дай отгадку».

  1. Не цветы, а вянут, не ладоши, а ими хлопают, не белье, а их развешивают. (Уши.)
  2. Его вешают, задирают и всюду суют. (Нос.)
  3. Он бывает в голове, его советуют искать в поле, на него бросают слова и деньги, после чего он свистит в кармане. (Ветер.)
  4. Его рискуешь проглотить, за него тянут, на нем что-то вертится, его держат за зубами. (Язык.)
  5. Ее толкут в ступе и носят решетом, набирают в рот, а иногда выходят из нее сухими. (Вода.)
  6. Ее заваривают, а потом расхлебывают, ее просит дырявая обувь. (Каша.)

Задание 18. Назови фразеологизм, изображенный на картинке.

Как кошка с собакой (в постоянной ссоре)

Спустя рукава (небрежно, кое-как)

Как курица лапой (небрежный почерк)

Море по колено (ничего не страшно)

Как с гуся вода (все нипочем, безразлично)

Волчий аппетит (очень сильный аппетит)

Класть зубы на полку (нуждаться)

Носом к носу (близко столкнуться)

Как пить дать (наверняка)

Черт дернул за язык (сожалеть о сказанном)

IV. Конкурс «Лицедеи»

По 3 участника от каждой команды вытаскивают по очереди карточки с заданиями-фразеологизмами. Ребята должны при помощи пантомимы изобразить написанное на карточке, а остальные участники – угадать показанный фразеологизм. Задания на карточках:

Стоять на задних лапках. Не находить места.
Прикусить язык. Намылить шею.
Попасть не в бровь, а в глаз. Зарубить на носу.
Ломать голову. В рот воды набрал.

V. Разгадай кроссворд

  1. Устаревшее слово. Высокие кавалерийские сапоги.
  2. Латинское слово. Титул главы монархического государства, лицо, носящее этот титул.
  3. Ударный музыкальный инструмент, верх и низ которого обтянуты кожей.
  4. Диалектное слово.
  5. Яма, наполненная водой.
  6. Устаревшее слово. Подставка для лучины (для освещения крестьянской избы).
  7. Слово, заимствованное из итальянского языка. Сочетание красок, цветов в картине.
  8. Слово, заимствованное из немецкого языка. Разновидность капусты.
  9. Диалектное слово. Принятие пищи между обедом и ужином (глагол в неопределенной форме).
  10. Устаревшее слово. Форменная шляпа треугольного фасона.
  11. Устаревшее слово. Наемный служащий в торговом заведении, продавец.
  12. Диалектное слово. Конечно, разумеется.

VI. Подведение итогов урока. Награждение

Заключительное слово учителя:

Много слов на земле.
Есть дневные слова, –
В них весеннего неба сквозит синева.
Есть слова – словно раны, слова – словно суд, –
С ними в плен не сдаются и в плен не берут.
Словом можно убить, словом можно спасти,
Словом можно полки за собой повести.
Словом можно продать, и предать, и купить,
Слово можно в разящий свинец перелить.
Но слова всем словам в языке у нас есть:
Слава, Родина, Верность, Свобода и Честь.
Пусть разменной монетой не служат они, –
Золотым эталоном их в сердце храни!
И не делай их слугами в мелком быту –
Береги изначальную их чистоту...

Иллюстрации.