Ход урока
I. Проверка домашнего задания
1.Лексический терминологический диктант (нужно определить слова по лексическому значению и записать их в тетрадь) с последующей взаимопроверкой. (5 минут)
1) Все слова языка (лексика);
2) словарный запас одного человека ( лексикон);
3) слова, одинаковые по значению и написанию, но совершенно разные по лексическому значению (омонимы);
4) слова с противоположным лексическим значением (антонимы);
5) слова, обозначающие одно и то же, но с разными оттенками лексического значения (синонимы);
6)слова, употребляемые жителями той или иной местности ( диалектизмы);
7) слова, ограниченные в своем употреблении определенной социальной или возрастной средой (жаргонизмы);
8) новые слова, возникающие в языке (неологизмы).
У учеников в тетради должна получиться запись: лексика, лексикон, омонимы, антонимы, синонимы, диалектизмы, жаргонизмы, неологизмы.
После проверки упражнения дети пишут: «Проверено в классе».
2. Проверка индивидуальных заданий по рядам: учащимся было предложено привести примеры неологизмов, которые появились:
1) в связи с началом освоения космоса (1 ряд);
2) развитием науки в 20-21 вв.(2 ряд);
3) в результате словотворческой деятельности писателей и поэтов (3 ряд).
Учащиеся отвечают по цепочке (5 минут)
- Приведите примеры неологизмов, появившихся в связи с освоением космоса;
- Приведите примеры неологизмов, появившихся в связи с развитием науки в 20 -21 вв. (бионика, космохимия, реактор, атомоход).
- Приведите примеры неологизмов, возникших в результате словотворческой деятельности писателей и поэтов.
Вывод: новые слова появляются беспрерывно. Появляется новая вещь – ее нужно как-то обозначить, назвать.
2. Словарно – орфографическая работа (стр. 22) ( 5 минут)
вестибю*ль
вестибю*льный
1) нашли слово вестибюль в словаре (стр. 22);
2) лексическое толкование слова: вестибюль - большое помещение, отделяющее вход от внутренних частей здания;
3) проговорили слово по слогам;
4) записываем слово, ставим ударение, подчеркиваем звуки в слабой позиции;
5) по своему происхождению слово вестибюль связано с латинским «вестис»- одежда;
6) подбор однокоренных слов + морфемный разбор.
Как мы видим, слово вестибюль пришло из латинского языка. Т.о., словарный запас нашего языка пополняется за счет заимствования слов из других языков. Итак, тема нашего урока «Заимствованные слова» (запись темы в тетрадь)
3. Объяснение нового материала
1. Беседа с классом: 3 минуты
- Как связано высказывание В.Г.Белинского, записанное на доске, с темой урока?
- Как вы понимаете смысл слова заимствованные?
- Сверьте свой вывод с определением таких слов в учебнике на стр.42
2. Слово учителя: 2 минуты
Лексика современного русского языка содержит до 10 % заимствованных иноязычных слов. Некоторые слова с давних пор влились в русский язык, и никто не считает их чужими. Например, слово тетрадь греческого происхождения, оно встречается в письменных памятниках древней Руси еще с 11 века. (Если позволяет время, можно рассказать учащимся, что пишет в своей книге «Слово о словах» Лев Успенский)
3.Чтение и осмысление теоретического материала на стр.42- 43 (5 минут)
- За счет чего пополняется, кроме заимствованных слов, словарный состав языка? (абзац №1)
- В связи с чем в язык проникают слова из других языков ? (абзац №2)
- За счет чего пополняется словарный запас языка?
Вывод:
1)словарный запас пополняется за счет образования слов по законам и правилам русского языка, т.е исконно русских слов;
2) словарный запас пополняется за счет заимствованных слов.
4. Закрепление нового материала
1. Работа с текстами (раздаточный материал) 10 минут
Текст №1 (осложненное списывание с комментированием пропущенных орфограмм)
Дождь пр…шуршал по широк..му лугу,
Даже цв…ты уд…вились друг другу:
В чашечках листьев, на каждой тр…винке
По ог…нечку, по серебринке.
( А.Яшин).
Беседа с классом:
- О чем этот текст?
- Какие средства выразительности используется автором для создания этой чудной картины? (олицетворения, метафоры)
- Приведите примеры олицетворений (дождь прошуршал, цветы удивились);
- Приведите примеры метафор (в чашечках листьев по огоньку, по серебринке);
- Подберите синоним к глаголу «прошуршал». Почему поэт употребил именно этот глагол?
- Какие шипящие звуки передают шуршание дождя по мокрому лугу?
- Какие слова использует автор: исконно русские или заимствованные?
А теперь обратимся ко второму тексту:
Текст № 2 ( 4 минуты)
Дождь прошел по авеню. Он играл свои гаммы, а люди забегали в вестибюли, в дома, закрывали жалюзи. Вот раздался последний аккорд, и колорит земли стал постепенно меняться.
Беседа с классом:
- Сравним оба текста. Что между ними общего?
- Чем отличается 2 текст от первого?
- Какими являются выделенные в тексте слова?
- Можете ли вы самостоятельно дать толкование заимствованных слов?
- Куда нужно обращаться в таких случаях? ( ответ на этот вопрос на стр. 43)
Выводы: (1 минута)
С какими словами познакомились сегодня на уроке? (исконно русскими и заимствованными)
Какие слова называются заимствованными?
Где можно узнать о происхождении заимствованных слов?
Текст № 1
Задание: спишите, комментируя правописание пропущенных орфограмм.
Дождь пр…шуршал по широк..му лугу,
Даже цв…ты уд…вились друг другу:
В чашечках листьев, на каждой тр…винке
По ог…нечку, по серебринке.( А.Яшин).
Текст № 2
Дождь прошел по авеню. Он играл свои гаммы, а люди забегали в вестибюли, в дома, закрывали жалюзи. Вот раздался последний аккорд, и колорит земли стал постепенно меняться.