Правописание суффиксов -ЕК- и -ИК- в существительных

Разделы: Русский язык


Цели:

  • познакомить учащихся с правописанием суффиксов -ЕК- и -ИК- в существительных;
  • формировать умение владеть способом действия при выборе написания суффиксов -ЕК- и -ИК-;
  • развивать речь, пополнять словарный запас, воспитывать интерес к предмету.

Задачи урока:

  • сформировать представление о правописании суффиксов -ЕК-, -ИК-;
  • повторить способы образования существительного;
  • повторить суффиксы существительных;
  • актуализировать знания о суффиксальном способе образования существительных, мыслительные операции: анализ, синтез;
  • развивать внимание, память, монологическую речь, познавательные процессы;
  • воспитывать интерес к предмету, коллективизм.

Наглядный и раздаточный материал:

  • иллюстрации с изображением Пеппи и Вити Перестукина;
  • карточки для работы по правописанию суффиксов.

Оборудование: учебник, тетрадь.

Ход урока

1. Самоопределение к учебной деятельности.

Цели:

  1. мотивировать учащихся к учебной деятельности;
  2. определить содержательные рамки урока.

Формы работы:

  • диалог;
  • беседа.

Сегодня на уроке присутствуют гости. Поприветствуйте их, пожалуйста. Садитесь. А теперь улыбнитесь друг другу, пожелайте удачи. Я тоже желаю Вам удачи. Эпиграфом к уроку мы взяли слова К. Д. Ушинского, который писал: «Ученье есть труд и должно остаться трудом, но трудом, полным мысли».

Как Вы понимаете эти слова?

Сегодня у нас необычный урок, так как к нам в гости пожаловали литературные герои.

Кто это? Как Вы думаете?

Это действительно Пеппи из сказки А. Линдгрен «Пеппи – Длинный чулок» ее подружка Анника и Витя Перестукин из повести Л. Гераскиной «В стране невыученных уроков». Вместе с ними мы будем открывать новые знания. Обратите внимание, с чем пришли к нам герои?

Что это означает?

– О чем мы будем говорить на уроке?

(На сегодняшнем уроке мы продолжим работу над правописанием существительных, постараемся расширить наши знания о частях слова).

– Хотите расширить свои знания?

2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в индивидуальной деятельности.

Цели:

  1. актуализировать знания о способах образования существительных, о суффиксах существительных;
  2. актуализировать мыслительные операции: обобщение, анализ;
  3. зафиксировать все повторяемые понятия при помощи таблицы «Способы образования слов»;
  4. зафиксировать индивидуальные затруднения в деятельности в ходе групповой работы: учащиеся не знакомы с правописанием суффиксов – ЕК, - ИК.

Формы работы:

  • коллективная;
  • групповая;
  • индивидуальная.

О чем мы говорили на предыдущем уроке?

(о способах образования существительных)

Сценка: Пеппи и Анника.

А: Привет, Пеппи!

П: Привет! Знаете, что я это нашла. Я, и никто другой.

А: Скажи, скажи скорей: что ты нашла?

П: Новое слово, торжественно объявила Пеппи и взглянула на своих друзей так, словно только теперь их увидела. – Новое слово, совсем новенькое, прямо с иголочки.

А: А какое это слово? – спросила Анника.

П: Прекрасное, сказала Пеппи – Одно из самых красивых слов на свете.

А: Ну, скажи, какое.

П: КУКАРЯМБА, с торжеством промолвила Пеппи.

А: КУКАРЯМБА? – переспросила Анника. – А что это значит?

П: Ах, если бы я только знала! – вздохнула Пеппи. – Мне ясно одно – что это не пылесос.

Анника в растерянности промолчала, потом сказала: Ну если ты сама не знаешь, что значит это слово, то какой от него толк?

П: В этом-то и вся штука, вот это мне и не дает покоя, объяснила Пеппи.

Как Вы поняли, ребята: что такое КУКАРЯМБА?

(существительное, примеры: резьба, молотьба)

Расскажите о способах словообразования?

(монологический ответ)

– Суффикс удивительная морфема. Он образует новые слова и чтобы правильно описать их, нужно знать правила.

– Перед Вами лежат карточки, где пропущены гласные в правописании суффиксов. Вмести с нами получает задание Витя Перестукин.

Попробуйте написать гласные в суффиксах.

Карточка: Ключ..к, замоч..к, прян..к, грибоч..к, карандаш..к, кусоч..к.

Чем это задание кажется интересным?

(не знаем правила написания суффиксов -ЕК-, -ИК-)

Если в задании есть то, что Вам не известно, что Вы будете делать?

(пробовать)

Для чего Вы это будете делать?

(что бы понять, чему надо научиться)

Попробуйте вместе с Витей Перестукиным справиться с заданием.

(одна минута)

Предлагаю выслушать мнения. И приглашаю Витю Перестукина.

…Не сумею ли я написать правильно слова «замочек» и «ключик»? Если сумею, ключ тут же отопрёт замок. Отчего же не суметь!

Я сразу написал: ключ.. и остановился. Как правильно: -ЕК- или -ИК-? То же самое было и с замочком.

Есть же какое-то правило…

И я вспомнил! Это нетрудно проверить: именительный – замочЕк, родительный замочка. Ага! Буква выпала. Значит, правильно – замочЕк.

Теперь совсем легко проверить и «ключик». Именительный – ключИк, родительный – ключИка. Гласная остаётся на месте. Значит, надо писать «ключИк».

3. Постановка проблемы:

Цели:

  1. организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого выявляется и фиксируется отличительное свойство задания, вызвавшего затруднение в учебной деятельности;
  2. зафиксировать место и причину затруднения;
  3. согласовать цель и тему урока.

Формы работы:

  • беседа;
  • диалог (подводящий).

Какое задание выполняли.

– Где возникло затруднение.

(при написании суффиксов)

Почему возникло затруднение.

(не хватает знаний)

4. Построение проекта выхода из затруднения.

Цели:

  1. организовать коммуникативное взаимодействие для построения нового способа действия;
  2. зафиксировать план действий.

Форма работы: побуждающий диалог.

Какова цель урока?

(познакомиться с условием выбора гласных Е, И в суффиксах -ЕК- и -ИК-).

Какая тема урока?

(запись на доске)

Обдумаем план действий для того, чтобы выйти из затруднения, прийти к общему

– Что сделаем сначала? Что потом? Как Вы думаете? Что мы составим?

(алгоритм действий)

Какими средствами мы будем пользоваться? (тетрадь, учебник, доска)

Приступим к работе по алгоритму.

5. Реализация построенного алгоритма.

Цель:

  1. организовать коммуникативное взаимодействие с целью реализации построенного алгоритма;
  2. организовать решение исходной задачи, данной для пробного действия и зафиксировать преодоления затруднения;
  3. уточнить общий характер нового знания.

Формы работы:

  • коллективная;
  • подводящий диалог;
  • индивидуальная.

Вернемся к заданию по карточке.

– Порядок наших действий:

  1. Запишем слово;
  2. Поставим в родительный падеж;
  3. Если гласная в суффиксе выпадает, то пишем суффикс -ЕК-;
  4. Если гласная с суффиксе не выпадает, то пишем суффикс -ИК-.

1. (Два ученика комментируют вслух по образцу, потом работа в парах: объясните друг другу по алгоритму правописание суффикса).

2. упражнение № 348 (комментированное письмо).

Выписать только существительные с суффиксами -ЕК-, -ИК-.

– Обозначьте условия выбора изучаемой орфограммы.

Холмик, заливчик, мешочек, дождичек, уголёчек, платочек, колокольчик, костюмчик, плащик, кармашек.

Мы хорошо поработали, а теперь пора отдохнуть.

Физкультминутка.

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Цель: зафиксировать изученное учебное содержание во внешней речи.

Формы работы:

  • фронтальная;
  • в парах.

Найдите упражнения, в котором мы можем закрепить полученные знания.

(упражнение № 349)

Распределите по колонкам данные слова.

– Графически обозначьте условия выбора изучаемой орфограммы.

Образец записи: дружочек – дружочка; билетик – билетика

Василёч__к, двор__к, человеч__к, словар__к, шалаш__к, ореш__к, звоноч__к, сыноч__к, мяч__к, карандаш__к, куст__к, горош__к, подароч__к, лещ__к, камеш__к.

А теперь пришло время проверить свои силы в самостоятельной работе.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу.

Цель: проверить на основе сопоставления с образцом (на доске) свое умение применять новое учебное содержание (правописание суффиксов существительных -ЕК-, -ИК-) в типовых условиях.

Форма работы: самостоятельная.

выполнить упражнение № 350.

Проверьте работу. Поставьте «+» или «?».

Кто справился с заданием без ошибок?

Кто допустил ошибки? Какие?

В чем причина?

Над чем надо работать?

8. Включение в систему знаний.

Цели:

  1. тренировать навыки использования нового содержания совместно с ранее изученным;
  2. повторить учебное содержание, которое потребуется на следующих уроках.

Форма работы: фронтальная.

Где пригодятся наши знания?

(при выполнении упражнения)

1. работа с текстом.

Вставьте пропущенную букву.

– Обозначьте изученную орфограмму.

Песенка, которую мог бы спеть Карлсон
Приходи ко мне, дружоч…к, почаще, приноси мне кусоч…к послаще! Да конфеток кулеч…к доставь мне, да орехов мешоч…к прибавь мне!
***
Стоит теремоч…к, на двери замоч…к, а в замочке ключ…к. Кто ключ…к повернет, кто замоч…к отомкнет – в теремоч…к войдет, красный ящич…к найдет. А в ящичке том синий платоч…к да кошелеч…к. В кошелечке сто бумаж…к от конфет, ничего там больше нет.

2. Первичный контроль знаний.

Работа с сигнальными карточками.

Орешек, горошек, листик, кирпичик, ящичек, сыночек, песочек.

9. Рефлексия учебной деятельности.

Цель:

  1. зафиксировать новое содержание, изученное на уроке;
  2. оценить собственную деятельность на уроке;
  3. оценить учебную деятельность всего класса и отдельных групп;
  4. зафиксировать неразрешенные затруднения как направления будущей учебной деятельности;
  5. обсудить и записать домашнее задание.

Формы работы:

  • фронтальная;
  • индивидуальная.

Докажите, что Вы с литературными героями учились на уроке.

(составили алгоритм, выполняли упражнения, была самостоятельная работа)

Какой была цель урока?

Достигли ли мы цели?

Что понравилось?

Что было трудным?

Нам есть над, чем поработать. Поэтому дома Вы можете еще раз закрепить новый материал, выполнил по учебнику упражнение № 352 или выполнив творческое задание: придумать и записать сказку о том, как в одной стране жили суффиксы -ЕК- и -ИК- и какие приключения с ними происходили. Оформить можно на альбомном листе. Можно проиллюстрировать. Желающие могут выполнить оба задания.

И еще одно задание: образуйте суффиксальным способом три-пять существительных, обозначающих профессию, род деятельности.

А теперь пришло время дать оценку словам К. Д. Ушинского: «Ученье есть труд и должно остаться трудом, но трудом, полным мысли».

Согласны ли Вы с этим утверждением.

(работая на уроке, мы действительно понимаем, что труд должен быть полным мысли).

Как работал класс?

Ответьте карточками красного, желтого, зеленого цвета.

«Красный цвет» у меня все получилось;

«Желтый цвет» я работал хорошо, но допускал ошибки;

«Зеленый цвет» мне было трудно, нужно еще работать.

Вы хорошо поработали. Спасибо Вам. Урок окончен.