Цели:
- познакомить учащихся с правописанием суффиксов -ЕК- и -ИК- в существительных;
- формировать умение владеть способом действия при выборе написания суффиксов -ЕК- и -ИК-;
- развивать речь, пополнять словарный запас, воспитывать интерес к предмету.
Задачи урока:
- сформировать представление о правописании суффиксов -ЕК-, -ИК-;
- повторить способы образования существительного;
- повторить суффиксы существительных;
- актуализировать знания о суффиксальном способе образования существительных, мыслительные операции: анализ, синтез;
- развивать внимание, память, монологическую речь, познавательные процессы;
- воспитывать интерес к предмету, коллективизм.
Наглядный и раздаточный материал:
- иллюстрации с изображением Пеппи и Вити Перестукина;
- карточки для работы по правописанию суффиксов.
Оборудование: учебник, тетрадь.
Ход урока
1. Самоопределение к учебной деятельности.
Цели:
- мотивировать учащихся к учебной деятельности;
- определить содержательные рамки урока.
Формы работы:
- диалог;
- беседа.
Сегодня на уроке присутствуют гости. Поприветствуйте их, пожалуйста. Садитесь. А теперь улыбнитесь друг другу, пожелайте удачи. Я тоже желаю Вам удачи. Эпиграфом к уроку мы взяли слова К. Д. Ушинского, который писал: «Ученье есть труд и должно остаться трудом, но трудом, полным мысли».
– Как Вы понимаете эти слова?
Сегодня у нас необычный урок, так как к нам в гости пожаловали литературные герои.
– Кто это? Как Вы думаете?
Это действительно Пеппи из сказки А. Линдгрен «Пеппи – Длинный чулок» ее подружка Анника и Витя Перестукин из повести Л. Гераскиной «В стране невыученных уроков». Вместе с ними мы будем открывать новые знания. Обратите внимание, с чем пришли к нам герои?
– Что это означает?
– О чем мы будем говорить на уроке?
(На сегодняшнем уроке мы продолжим работу над правописанием существительных, постараемся расширить наши знания о частях слова).
– Хотите расширить свои знания?
2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в индивидуальной деятельности.
Цели:
- актуализировать знания о способах образования существительных, о суффиксах существительных;
- актуализировать мыслительные операции: обобщение, анализ;
- зафиксировать все повторяемые понятия при помощи таблицы «Способы образования слов»;
- зафиксировать индивидуальные затруднения в деятельности в ходе групповой работы: учащиеся не знакомы с правописанием суффиксов – ЕК, - ИК.
Формы работы:
- коллективная;
- групповая;
- индивидуальная.
– О чем мы говорили на предыдущем уроке?
(о способах образования существительных)
Сценка: Пеппи и Анника.
А: – Привет, Пеппи!
П: – Привет! Знаете, что я это нашла. Я, и никто другой.
А: – Скажи, скажи скорей: что ты нашла?
П: – Новое слово, – торжественно объявила Пеппи и взглянула на своих друзей так, словно только теперь их увидела. – Новое слово, совсем новенькое, прямо с иголочки.
А: – А какое это слово? – спросила Анника.
П: – Прекрасное, – сказала Пеппи – Одно из самых красивых слов на свете.
А: – Ну, скажи, какое.
П: – КУКАРЯМБА, – с торжеством промолвила Пеппи.
А: – КУКАРЯМБА? – переспросила Анника. – А что это значит?
П: – Ах, если бы я только знала! – вздохнула Пеппи. – Мне ясно одно – что это не пылесос.
Анника в растерянности промолчала, потом сказала: – Ну если ты сама не знаешь, что значит это слово, то какой от него толк?
П: – В этом-то и вся штука, вот это мне и не дает покоя, – объяснила Пеппи.
– Как Вы поняли, ребята: что такое КУКАРЯМБА?
(существительное, примеры: резьба, молотьба)
– Расскажите о способах словообразования?
(монологический ответ)
– Суффикс – удивительная морфема. Он образует новые слова и чтобы правильно описать их, нужно знать правила.
– Перед Вами лежат карточки, где пропущены гласные в правописании суффиксов. Вмести с нами получает задание Витя Перестукин.
Попробуйте написать гласные в суффиксах.
Карточка: Ключ..к, замоч..к, прян..к, грибоч..к, карандаш..к, кусоч..к.
– Чем это задание кажется интересным?
(не знаем правила написания суффиксов -ЕК-, -ИК-)
– Если в задании есть то, что Вам не известно, что Вы будете делать?
(пробовать)
– Для чего Вы это будете делать?
(что бы понять, чему надо научиться)
– Попробуйте вместе с Витей Перестукиным справиться с заданием.
(одна минута)
– Предлагаю выслушать мнения. И приглашаю Витю Перестукина.
…Не сумею ли я написать правильно слова «замочек» и «ключик»? Если сумею, ключ тут же отопрёт замок. Отчего же не суметь!
Я сразу написал: ключ.. и остановился. Как правильно: -ЕК- или -ИК-? То же самое было и с замочком.
Есть же какое-то правило…
И я вспомнил! Это нетрудно проверить: именительный – замочЕк, родительный замочка. Ага! Буква выпала. Значит, правильно – замочЕк.
Теперь совсем легко проверить и «ключик». Именительный – ключИк, родительный – ключИка. Гласная остаётся на месте. Значит, надо писать «ключИк».
3. Постановка проблемы:
Цели:
- организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого выявляется и фиксируется отличительное свойство задания, вызвавшего затруднение в учебной деятельности;
- зафиксировать место и причину затруднения;
- согласовать цель и тему урока.
Формы работы:
- беседа;
- диалог (подводящий).
– Какое задание выполняли.
– Где возникло затруднение.
(при написании суффиксов)
– Почему возникло затруднение.
(не хватает знаний)
4. Построение проекта выхода из затруднения.
Цели:
- организовать коммуникативное взаимодействие для построения нового способа действия;
- зафиксировать план действий.
Форма работы: побуждающий диалог.
– Какова цель урока?
(познакомиться с условием выбора гласных Е, И в суффиксах -ЕК- и -ИК-).
– Какая тема урока?
(запись на доске)
– Обдумаем план действий для того, чтобы выйти из затруднения, прийти к общему
– Что сделаем сначала? Что потом? – Как Вы думаете? – Что мы составим?
(алгоритм действий)
– Какими средствами мы будем пользоваться? (тетрадь, учебник, доска)
– Приступим к работе по алгоритму.
5. Реализация построенного алгоритма.
Цель:
- организовать коммуникативное взаимодействие с целью реализации построенного алгоритма;
- организовать решение исходной задачи, данной для пробного действия и зафиксировать преодоления затруднения;
- уточнить общий характер нового знания.
Формы работы:
- коллективная;
- подводящий диалог;
- индивидуальная.
– Вернемся к заданию по карточке.
– Порядок наших действий:
- Запишем слово;
- Поставим в родительный падеж;
- Если гласная в суффиксе выпадает, то пишем суффикс -ЕК-;
- Если гласная с суффиксе не выпадает, то пишем суффикс -ИК-.
1. (Два ученика комментируют вслух по образцу, потом работа в парах: объясните друг другу по алгоритму правописание суффикса).
2. упражнение № 348 (комментированное письмо).
– Выписать только существительные с суффиксами -ЕК-, -ИК-.
– Обозначьте условия выбора изучаемой орфограммы.
Холмик, заливчик, мешочек, дождичек, уголёчек, платочек, колокольчик, костюмчик, плащик, кармашек.
– Мы хорошо поработали, а теперь пора отдохнуть.
Физкультминутка.
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
Цель: зафиксировать изученное учебное содержание во внешней речи.
Формы работы:
- фронтальная;
- в парах.
– Найдите упражнения, в котором мы можем закрепить полученные знания.
(упражнение № 349)
– Распределите по колонкам данные слова.
– Графически обозначьте условия выбора изучаемой орфограммы.
Образец записи: дружочек – дружочка; билетик – билетика
Василёч__к, двор__к, человеч__к, словар__к, шалаш__к, ореш__к, звоноч__к, сыноч__к, мяч__к, карандаш__к, куст__к, горош__к, подароч__к, лещ__к, камеш__к.
– А теперь пришло время проверить свои силы в самостоятельной работе.
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу.
Цель: проверить на основе сопоставления с образцом (на доске) свое умение применять новое учебное содержание (правописание суффиксов существительных -ЕК-, -ИК-) в типовых условиях.
Форма работы: самостоятельная.
выполнить упражнение № 350.
– Проверьте работу. Поставьте «+» или «?».
– Кто справился с заданием без ошибок?
– Кто допустил ошибки? Какие?
– В чем причина?
– Над чем надо работать?
8. Включение в систему знаний.
Цели:
- тренировать навыки использования нового содержания совместно с ранее изученным;
- повторить учебное содержание, которое потребуется на следующих уроках.
Форма работы: фронтальная.
– Где пригодятся наши знания?
(при выполнении упражнения)
1. работа с текстом.
– Вставьте пропущенную букву.
– Обозначьте изученную орфограмму.
Песенка, которую мог бы спеть Карлсон
Приходи ко мне, дружоч…к, почаще, приноси мне кусоч…к послаще! Да конфеток кулеч…к доставь мне, да орехов мешоч…к прибавь мне!
***
Стоит теремоч…к, на двери замоч…к, а в замочке ключ…к. Кто ключ…к повернет, кто замоч…к отомкнет – в теремоч…к войдет, красный ящич…к найдет. А в ящичке том синий платоч…к да кошелеч…к. В кошелечке сто бумаж…к от конфет, ничего там больше нет.
2. Первичный контроль знаний.
Работа с сигнальными карточками.
Орешек, горошек, листик, кирпичик, ящичек, сыночек, песочек.
9. Рефлексия учебной деятельности.
Цель:
- зафиксировать новое содержание, изученное на уроке;
- оценить собственную деятельность на уроке;
- оценить учебную деятельность всего класса и отдельных групп;
- зафиксировать неразрешенные затруднения как направления будущей учебной деятельности;
- обсудить и записать домашнее задание.
Формы работы:
- фронтальная;
- индивидуальная.
– Докажите, что Вы с литературными героями учились на уроке.
(составили алгоритм, выполняли упражнения, была самостоятельная работа)
– Какой была цель урока?
– Достигли ли мы цели?
– Что понравилось?
– Что было трудным?
Нам есть над, чем поработать. Поэтому дома Вы можете еще раз закрепить новый материал, выполнил по учебнику упражнение № 352 или выполнив творческое задание: придумать и записать сказку о том, как в одной стране жили суффиксы -ЕК- и -ИК- и какие приключения с ними происходили. Оформить можно на альбомном листе. Можно проиллюстрировать. Желающие могут выполнить оба задания.
И еще одно задание: образуйте суффиксальным способом три-пять существительных, обозначающих профессию, род деятельности.
– А теперь пришло время дать оценку словам К. Д. Ушинского: «Ученье есть труд и должно остаться трудом, но трудом, полным мысли».
– Согласны ли Вы с этим утверждением.
(работая на уроке, мы действительно понимаем, что труд должен быть полным мысли).
– Как работал класс?
Ответьте карточками красного, желтого, зеленого цвета.
«Красный цвет» – у меня все получилось;
«Желтый цвет» – я работал хорошо, но допускал ошибки;
«Зеленый цвет» – мне было трудно, нужно еще работать.
Вы хорошо поработали. Спасибо Вам. Урок окончен.