Цели урока:
Обучающие
- Познакомить с фигурой речи – сравнением.
- Познакомить с языковыми способами создания фигуры речи (сравнения).
- Формирование умения выделять, оценивать, использовать сравнение в микротексте.
- Формировать аналитические умения, обеспечивающие восприятие микротекста: умение выделять сравнение, определять его роль в раскрытии основной мысли, умение озаглавливать микротекст в соответствии с основной мыслью.
- Формировать продуктивные умения, обеспечивающие осознанность выбора языковых способов создания сравнения в зависимости от замысла при создании своих собственных микротекстов и текстов.
Развивающие
- Обучение всем видам логических операций: наблюдению, анализу, выделению изображаемых предметов, явлений и слов, проясняющих значение изображаемых явлений, обобщению, умению делать выводы из наблюдений.
- Формировать умение строить рассуждения на лингвистическую тему с опорой на образец и самостоятельно на основе наблюдения (это сравнение, так как…)
- Развивать языковое чутье учащихся, внимание к слову в собственной речи и в речи художественной литературы.
Воспитывающие
- Работать над всеми коммуникативными качествами речи.
- Развивать умение слушать товарищей, уметь находить недочеты и ошибки в их ответе, исправлять их и дополнять.
- Воспитывать интерес и стремление к получению знаний и их практическому использованию.
Задачи урока:
- Повторить понятия «текст», «тип речи», «тема текста», «основная мысль текста».
- Повторить параллельно изучению темы орфограммы (все встречающиеся, ранее изученные).
План урока.
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
Обобщающее слово учителя. Подготовка к восприятию нового материала.
III. Изучение нового материала
– наблюдение над языковым материалом.
– определение изучаемого явления и его
признаков.
– теоретическое обобщение сведений об изучаемом
явлении.
– наблюдение за функционированием сравнения в
различных речевых условиях, применение
полученных знаний в собственных построениях.
– обобщающее слово учителя, повторение
изученного.
IV Итоговая часть урока; задание на дом
Выставление оценок за работу на уроке.
Ход урока |
Примерные ответы |
Методичное обоснование упражнений и заданий |
||
I Орг. момент. Приветствие II Проверка домашнего задания III Упражнение №1 Прочитайте отрывок из рассказа И. С. Тургенева
«Касьян с красивой Мечи». О чем говорится в этом
отрывке? Как Тургенев описывает облака? Какие
предметы и явления сравниваются? По какому
общему признаку они сравниваются? Какое слово
указывает на то, что эти явления сравниваются?
Подчеркните изображаемое явление и слова,
которые проясняют значения изображаемых
явлений. Этот прием называется сравнением
(теория по сравнению, средства грамматического
оформления сравнения). “Погода была прекрасная. По ясному небу едва-едва неслись высокие и редкие облака, изжелта-белые, как весенний запоздалый снег, плоские и продолговатые, как опустившиеся паруса”. Упражнение №2 Прочитайте предложения, найдите сравнение. Докажите, что это сравнения. Подчеркните их и выпишите в таблицу, состоящую из трех граф:
Подумайте, почему, с какой целью авторы
используют сравнения в своих предложениях?
Упражнение №3 Придумайте сравнения, включите их в предложения. С какой целью вы использовали сравнения? В каком стиле можно употребить полученные предложения? На что похожа грозовая туча? На что похож хвост павлина? На что похожа капля росы? Из предложений выпишите слова с непроверяемыми гласными в корне слова. Упражнение №4 Запишите предложения в исправленном виде. Как называется прием, использованный в этих предложениях?
(К.Г. Паустовский)
(И.С. Тургенев)
(К.Паустовский)
(И.С. Тургенев) II этап Упражнение №1 Прочитайте текст. К какому типу речи
относится этот текст? Как вы это определили?
Какой оттенок смысла вносят сравнения?
(сравнения уже выделены в тексте) Как бы вы
определили основную мысль текста? В каких
предложениях она прямо сформулирована? Какие
слова и словосочетания, по вашему мнению,
особенно помогают раскрыть основную мысль
текста? Какова роль вопросительных и
восклицательных предложений? Озаглавьте текст в
соответствии с основной мыслью. ( В теме
желательно использовать сравнения, т.к. должна
быть зависимость между использованием приема в
теме и в тексте). Выпишите слова с проверяемыми
гласными в корне слова. (По Д. Кайгородову) Упражнение № 2 Представьте, что вы увидели куст шиповника после дождя. Подберите словосочетания, используя сравнения и олицетворения. Составьте тематическую сетку.
|
В этом отрывке говорится об облаках, облака сравниваются со снегом и парусом. Они сравниваются по цвету и форме.
Для украшения речи, для образного выражения, помогают раскрыть авторский замысел.
.
Это сравнения, т.к. это стилистический прием,
который основан на образной трансформации
грамматически оформленного сопоставления.
подобны
как будто
похожи как
Этот текст относится к описанию (описывается
природа, а именно береза). Сравнения показывают
авторское отношение к описываемому; описание
становится намного выразительнее. |
Прием лингвистической беседы (наблюдение над языком)
Прием сопоставления единиц текста с единицами языка.
“Метод наблюдения” (задача показать функционирование сравнений в речи, следовательно, наглядно показать важность роли сравнения, следовательно, подвести к обоснованности обращения к подробному изучению сравнений.
Прием сопоставления единиц текста с единицами языка
Частичный лингвосмысловой анализ текста
(метод лингвистической беседы). |
Домашнее задание: написать сочинение-миниатюру с использованным материалом. Подчеркните сравнения.