Изобразительно-речевые средства языка. Сравнения

Разделы: Русский язык


Цели урока:

Обучающие

  1. Познакомить с фигурой речи – сравнением.
  2. Познакомить с языковыми способами создания фигуры речи (сравнения).
  3. Формирование умения выделять, оценивать, использовать сравнение в микротексте.
  4. Формировать аналитические умения, обеспечивающие восприятие микротекста: умение выделять сравнение, определять его роль в раскрытии основной мысли, умение озаглавливать микротекст в соответствии с основной мыслью.
  5. Формировать продуктивные умения, обеспечивающие осознанность выбора языковых способов создания сравнения в зависимости от замысла при создании своих собственных микротекстов и текстов.

Развивающие

  1. Обучение всем видам логических операций: наблюдению, анализу, выделению изображаемых предметов, явлений и слов, проясняющих значение изображаемых явлений, обобщению, умению делать выводы из наблюдений.
  2. Формировать умение строить рассуждения на лингвистическую тему с опорой на образец и самостоятельно на основе наблюдения (это сравнение, так как…)
  3. Развивать языковое чутье учащихся, внимание к слову в собственной речи и в речи художественной литературы.

Воспитывающие

  • Работать над всеми коммуникативными качествами речи.
  • Развивать умение слушать товарищей, уметь находить недочеты и ошибки в их ответе, исправлять их и дополнять.
  • Воспитывать интерес и стремление к получению знаний и их практическому использованию.

Задачи урока:

  • Повторить понятия «текст», «тип речи», «тема текста», «основная мысль текста».
  • Повторить параллельно изучению темы орфограммы (все встречающиеся, ранее изученные).

План урока.

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

Обобщающее слово учителя. Подготовка к восприятию нового материала.

III. Изучение нового материала

– наблюдение над языковым материалом.
– определение изучаемого явления и его признаков.
– теоретическое обобщение сведений об изучаемом явлении.
– наблюдение за функционированием сравнения в различных речевых условиях, применение полученных знаний в собственных построениях.
– обобщающее слово учителя, повторение изученного.

IV Итоговая часть урока; задание на дом

Выставление оценок за работу на уроке.

Ход урока

Примерные ответы

Методичное обоснование упражнений и заданий

I Орг. момент. Приветствие

II Проверка домашнего задания

III
I этап

Упражнение №1

Прочитайте отрывок из рассказа И. С. Тургенева «Касьян с красивой Мечи». О чем говорится в этом отрывке? Как Тургенев описывает облака? Какие предметы и явления сравниваются? По какому общему признаку они сравниваются? Какое слово указывает на то, что эти явления сравниваются? Подчеркните изображаемое явление и слова, которые проясняют значения изображаемых явлений. Этот прием называется сравнением (теория по сравнению, средства грамматического оформления сравнения).
Зачем автор использует сравнение?

“Погода была прекрасная. По ясному небу едва-едва неслись высокие и редкие облака,  изжелта-белые, как весенний запоздалый снег, плоские и продолговатые, как опустившиеся паруса”.

Упражнение №2

Прочитайте предложения, найдите сравнение. Докажите, что это сравнения. Подчеркните их и выпишите в таблицу, состоящую из трех граф:

  1. Изображаемые предметы, явления.
  2. Средства грамматического оформления сравнения.
  3. Слова, которые проясняют значения изображаемых явлений.

Подумайте, почему, с какой целью авторы используют сравнения в своих предложениях?
В каком из сравнений мы видим отношение автора к описываемому, а в каком сравнение употребляется для точного описания внешнего вида предмета? Какими частями речи выражены сравнения?

  1. “Одни кузнечики дружно трещат, словно озлобленные, – и утомителен этот  непрестанный кислый и сухой звук”. (И.С.Тургенев).
  2. “У Гаврика перехватило дыхание, как будто его вдруг окатили целым ведром ледяной воды”. (В.Катаев).
  3. “И является она

У дверей иль у окна
Ранней звездочки светлее,
              Розы утренней
               свежее”. (А.С.Пушкин).

  1. Лепестки цветков львиного зева, точно звериная пасть”.
  2. “Белеет парус одинокий

В тумане моря голубом.
Что ищет он в стране далекой?
Что кинул он в краю родном?
Под ним струя светлей лазури,
Над ним луч солнца золотой,
А он, мятежный, просит бури,
Как  будто в бурях есть покой!» (М.Ю.Лермонтов)

  1. Хвост ската, как тонкий длинный бич, он лишен хвостового плавника”
  2. Лодка спокойно покачивалась, серая и толстая, похожая на черепаху». (К.Г.Паустовский).

Упражнение №3

Придумайте сравнения, включите их в предложения. С какой целью вы использовали сравнения? В каком стиле можно употребить полученные предложения? На что похожа грозовая туча? На что похож хвост павлина? На что похожа капля росы? Из предложений выпишите слова с непроверяемыми гласными в корне слова.

Упражнение №4

Запишите предложения в исправленном виде. Как называется прием, использованный в этих предложениях?

  1. «Издали цветы ивы подобные желтым пушистым комочкам.»

(К.Г. Паустовский)

  1. «Мелкие листья ярко и дружно зеленеют, похожие кто их вымыл и лак на них навел»

(И.С. Тургенев)

  1. «В сумерки луга похожие на море».

(К.Паустовский)

  1. «Воздух только изредка дрожал, ровно дрожит вода, возмущенная падением ветки».

(И.С. Тургенев)

II этап

Упражнение №1

Прочитайте текст. К какому типу речи относится этот текст? Как вы это определили? Какой оттенок смысла вносят сравнения? (сравнения уже выделены в тексте) Как бы вы определили основную мысль текста? В каких предложениях она прямо сформулирована? Какие слова и словосочетания, по вашему мнению, особенно помогают раскрыть основную мысль текста? Какова роль вопросительных и восклицательных предложений? Озаглавьте текст в соответствии с основной мыслью. ( В теме желательно использовать сравнения, т.к. должна быть зависимость между использованием приема в теме и в тексте). Выпишите слова с проверяемыми гласными в корне слова.
«Нет дерева прекраснее березы.
Как очарователен розовый отблеск на белой коре от румяных лучей восходящего солнца! А нежная весенняя зелень березы разве не прелесть? Как ласкают наш глаз остроконечные душистые блестящие листочки! А летом? Сколько красоты в покрытых листьями березах! Длинные тонкие ветви, словно зеленые гирлянды, низко свешиваются к земле и придают всему дереву какой-то торжественно-печальный вид. И, наконец, зимой. Какое дерево сравнится по красоте с березой, когда она стоит изукрашенная миллионами сверкающих на солнце кристалликов! Она стоит словно громадный фонтан, брызги которого внезапно оледенели и повисли в воздухе.
Да, прекрасное дерево береза и нет ее прекраснее».

(По Д. Кайгородову)

Упражнение № 2

Представьте, что вы увидели куст шиповника после дождя. Подберите словосочетания, используя сравнения и олицетворения. Составьте тематическую сетку.

Листья
трава
Алмазы
росинки
 

 

 

 

В этом отрывке говорится об облаках, облака сравниваются со снегом и парусом. Они сравниваются по цвету и форме.

 

Для украшения речи, для образного выражения,  помогают раскрыть авторский замысел.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

.

 

Это сравнения, т.к. это стилистический прием, который основан на образной трансформации грамматически оформленного сопоставления.
Сравнения употребляются для точного описания внешнего вида в 4 и 6 предл. Сравнения используются, чтобы создать художественный образ, предложения были более выразительны.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

подобны

 

как будто

 

похожи

как

 

 

Этот текст относится к описанию (описывается природа, а именно береза). Сравнения показывают авторское отношение к описываемому; описание становится намного выразительнее.
Основная мысль сформулирована в предложении: « Нет прекраснее дерева, чем береза».
Вопросительные и восклицательные знаки делают текст более эмоциональным, выразительным.

 

 

 

 

Прием лингвистической беседы (наблюдение над языком)

 

 

 

 

 

Прием сопоставления единиц текста с единицами языка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

“Метод наблюдения” (задача показать функционирование сравнений в речи, следовательно, наглядно показать важность роли сравнения, следовательно, подвести к обоснованности обращения к подробному изучению сравнений.

 

Прием сопоставления единиц текста с единицами языка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Частичный  лингвосмысловой анализ текста (метод лингвистической беседы).
Озаглавливание (в соответствии с основной мыслью). Умение определять тему, основную мысль текста; умение определять сравнения в раскрытии основной мысли.

Домашнее задание: написать сочинение-миниатюру  с использованным материалом. Подчеркните сравнения.