Цель: Проверить и закрепить теоретические знания по теме; отрабатывать умения и навыки через индивидуальный подход к обучению; прививать интерес и любовь к предмету через игровые моменты.
Ход урока.
I. Организационный момент.
- Вспомните правила посадки.
- Откройте тетради и запишите дату.
- На уроке будем повторять и закреплять правописание гласных в корнях с чередованием.
II. Чтение письма.
- Сегодня я получила очень интересное письмо. Послушайте его.
Дорогие ребята!
В моём государстве Орфография в небольшом городке Чередующихся Гласных постоянно происходит спор о правописании гласной в корне. Я решила обратиться к вам, пятиклассники, за помощью. Помогите, пожалуйста, разрешить этот спор. Вам поможет карта улицы. С уважением королева государства - госпожа Орфография.
(На доске висит карта).
- Я считаю, надо помочь. Для этого вы должны взять с собой багаж знаний, полученный на уроках русского языка. Каждый свой шаг будете записывать в свою рабочую тетрадь.
Итак, в путь! Мы на улице
-Лаг – Лож-
-Кас - Кос-
- Какие трудности у жителей этой улицы?
- Вспомните, когда в корнях –лаг- лож-, -кас- кос- пишется гласная а, когда о.
III. Орфографическая пятиминутка “Проверь себя”.
Слабоуспевающие уч-ся работают в тетрадях для индивидуальных работ.
Остальные пишут под диктовку словосочетания.
Расположиться у речки, не прикасаться к цветам, изменение слагаемых, лёгкое прикосновение, прилагать усилия.
- Выделите и докажите орфограммы. Проверочные слова записывайте на дополнительных полях.
- Проверяем по цепочке.
- Отчего зависит чередование гласных а-о в корнях –лаг- лож-, -кас- кос-.
- Сформулируйте вывод о правописании гласных а-о в корнях –лаг- лож-, -кас- кос-.
IV. “ Четвёртое лишнее”.
На доске наглядность, запись.
Р…стение, р…сток, прир…сти, р…стительность.
- В шкатулке найдите “четвёртое лишнее”.
- Вставьте пропущенную орфограмму и докажите её.
- Сделайте вывод о правописании гласных а-о в корнях –раст- и –рос-.
V. Физкультминутка (гимнастика для глаз).
VI. Работа с текстом.
а) На доске запись.
Вечерняя з…ря начинается, когда солнце зайдёт за край земли. З…ря бывает утренняя и вечерняя. На утренних з…рях трава омыта росой.
- Прочитайте запись.
- Можно эту запись назвать текстом?
- Почему?
-Что нужно сделать, чтобы получился текст?
- Прочитайте текст.
- Вспомните правила посадки.
- Запишите текст в тетрадь. Поработайте с дополнительными полями.
б). Индивидуальная работа у доски (карточка с заданием: распределить слова в два столбика; выделить и доказать орфограммы ). Наглядность.
1)с гласной е в корне; 2) с гласной и в корне.
Зам…рать, бл…стеть, отп…реть, выб..рать, бл..стающий, прот…реть.
в). Проверка текста.
-Прочитайте текст.
- Какой общей темой объединены предложения?
- Назовите слова с проверяемой безударной гласной в корне.
- Как проверить безударную гласную в корне?
- Назовите слова с чередованием гласных.
- Отчего зависит чередование гласных в корнях –зор- -зар-?
- Когда в корнях –зор- -зар- пишем а, когда – о?
г). Проверка индивидуальной работы у доски.
- Какие слова сложила в рюкзак?
- Почему?
- Какие - в сумку? Почему?
- Отчего зависит чередование гласных е- и?
Оценка.
- Когда в корнях с чередованием гласных е – и пишется и, когда – е?
VI. Конкурс “Кто быстрее вставит орфограмму в корне”.
На доске записаны слова в два столбика. Работают два ученика. Оценки.
г…релка | г…рение |
заг..р | заг…релый |
заг…реться | приг…рел |
разг…рается | уг…р |
VIII. Работа со скороговорками.
- Пока ребята думают у доски, отгадайте ребус.
- На рисунке зашифрована известная русская скороговорка.
- Скороговорку запишите в тетрадь. Выделите орфограммы в словах.
- Прочитайте скороговорку.
IX. Итог урока.
- Над какими орфограммами работали сегодня на уроке?
Стук в дверь. Заходит почтальон, приносит телеграмму, зачитывает её.
Спасибо за помощь! Я не сомневалась в том, что вы мне поможете. Приказываю!Считать учеников 5 класса А почётными гостями моего государства. С уважением королева государства – госпожа Орфография.