Открытый урок в 5-м классе по теме "Повторим орфографию: чередующиеся гласные в корне"

Разделы: Русский язык


Цель: Проверить и закрепить теоретические знания по теме; отрабатывать умения и навыки через индивидуальный подход к обучению; прививать интерес и любовь к предмету через игровые моменты.

Ход урока.

I. Организационный момент.

- Вспомните правила посадки.

- Откройте тетради и запишите дату.

- На уроке будем повторять и закреплять правописание гласных в корнях с чередованием.

II. Чтение письма.

- Сегодня я получила очень интересное письмо. Послушайте его.

Дорогие ребята!

В моём государстве Орфография в небольшом городке Чередующихся Гласных постоянно происходит спор о правописании гласной в корне. Я решила обратиться к вам, пятиклассники, за помощью. Помогите, пожалуйста, разрешить этот спор. Вам поможет карта улицы. С уважением королева государства - госпожа Орфография.

(На доске висит карта).

- Я считаю, надо помочь. Для этого вы должны взять с собой багаж знаний, полученный на уроках русского языка. Каждый свой шаг будете записывать в свою рабочую тетрадь.

Итак, в путь! Мы на улице

 -Лаг – Лож-
-Кас - Кос-

- Какие трудности у жителей этой улицы?

- Вспомните, когда в корнях –лаг- лож-, -кас- кос- пишется гласная а, когда о.

III. Орфографическая пятиминутка “Проверь себя”.

Слабоуспевающие уч-ся работают в тетрадях для индивидуальных работ.

Остальные пишут под диктовку словосочетания.

Расположиться у речки, не прикасаться к цветам, изменение слагаемых, лёгкое прикосновение, прилагать усилия.

- Выделите и докажите орфограммы. Проверочные слова записывайте на дополнительных полях.

- Проверяем по цепочке.

- Отчего зависит чередование гласных а-о в корнях –лаг- лож-, -кас- кос-.

- Сформулируйте вывод о правописании гласных а-о в корнях –лаг- лож-, -кас- кос-.

IV. “ Четвёртое лишнее”.

На доске наглядность, запись.

Р…стение, р…сток, прир…сти, р…стительность.

- В шкатулке найдите “четвёртое лишнее”.

- Вставьте пропущенную орфограмму и докажите её.

- Сделайте вывод о правописании гласных а-о в корнях –раст- и –рос-.

V. Физкультминутка (гимнастика для глаз).

VI. Работа с текстом.

а) На доске запись.

Вечерняя з…ря начинается, когда солнце зайдёт за край земли. З…ря бывает утренняя и вечерняя. На утренних з…рях трава омыта росой.

- Прочитайте запись.

- Можно эту запись назвать текстом?

- Почему?

-Что нужно сделать, чтобы получился текст?

- Прочитайте текст.

- Вспомните правила посадки.

- Запишите текст в тетрадь. Поработайте с дополнительными полями.

б). Индивидуальная работа у доски (карточка с заданием: распределить слова в два столбика; выделить и доказать орфограммы ). Наглядность.

1)с гласной е в корне; 2) с гласной и в корне.

Зам…рать, бл…стеть, отп…реть, выб..рать, бл..стающий, прот…реть.

в). Проверка текста.

-Прочитайте текст.

- Какой общей темой объединены предложения?

- Назовите слова с проверяемой безударной гласной в корне.

- Как проверить безударную гласную в корне?

- Назовите слова с чередованием гласных.

- Отчего зависит чередование гласных в корнях –зор- -зар-?

- Когда в корнях –зор- -зар- пишем а, когда – о?

г). Проверка индивидуальной работы у доски.

- Какие слова сложила в рюкзак?

- Почему?

- Какие - в сумку? Почему?

- Отчего зависит чередование гласных е- и?

Оценка.

- Когда в корнях с чередованием гласных е – и пишется и, когда – е?

VI. Конкурс “Кто быстрее вставит орфограмму в корне”.

На доске записаны слова в два столбика. Работают два ученика. Оценки.

г…релка  г…рение
заг..р заг…релый
заг…реться приг…рел
разг…рается  уг…р

VIII. Работа со скороговорками.

- Пока ребята думают у доски, отгадайте ребус.

- На рисунке зашифрована известная русская скороговорка.

- Скороговорку запишите в тетрадь. Выделите орфограммы в словах.

- Прочитайте скороговорку.

IX. Итог урока.

- Над какими орфограммами работали сегодня на уроке?

Стук в дверь. Заходит почтальон, приносит телеграмму, зачитывает её.

Спасибо за помощь! Я не сомневалась в том, что вы мне поможете. Приказываю!Считать учеников 5 класса А почётными гостями моего государства. С уважением королева государства – госпожа Орфография.