Цели урока:
Обучающая:
- Уметь применять правила написания приставок пре- и при-;
- Дать сведения о приставках с неясным значением;
- Уметь пользоваться словарями и различными приемами запоминания таких слов.
Развивающая:
- Обогащать словарный запас и грамматический строй речи..
Воспитательная:
- Прививать любовь к русскому языку.
Тип урока: проблемно-поисковый
Оборудование: “Толковый словарь русского языка” С.И. Ожегов и Н.Ю. Шведова, “Школьный этимологический словарь русского языка” Н.М. Шанский, интерактивная доска.
Ход урока
1. Организационный момент.
(открыт 1 слайд)
- Ребята, приставку какой группы мы с вами изучаем? (Мы изучаем приставку 3 группы.)
- Какие приставки входят в эту группу? (В 3 группу входят приставки пре- и при-.)
- Эта группа приставок очень сложная! Ребята, отчего зависит правописание гласных в этих приставках? ( Правописание гласных зависит от того смысла, значения, которые несут эти приставки в данном слове.)
- Сейчас посмотрим, как вы усвоили это правило.
- Ребята, сегодня на уроке вы будете получать фишки: за полные ответы вы сможете получить фишку красного цвета, ну а если ответ неточный, вы получите фишку зеленого цвета.
2. “Слуховой диктант”.
(Учитель называет слова, если слово начинается с приставки пре-, дети поднимают карточку с буквой Е, если слово начинается с приставки при-, дети поднимают карточку с буквой И. Задача детей объяснить правописание гласной в приставке).
Приехать, престранный, прервать, пристроить, причудливый, преинтересный, пребогатый, приоткрыть, приклеить, пришкольный, привинтить.
- Молодцы! Вы хорошо поработали.
3. Мотивация.
1.- Но всегда ли так легко удается справиться с этой приставкой?
А если я вам предложу во внимание такое слово прекословить. Сможете ли вы объяснить правописание гласной в этом слове? (Нет)
В чем трудность? (Непонятен смысл)
Давайте обратимся к “Этимологическому словарю”. (Заимствовано из старославянского языка – “против говорить”, т. е. “наперекор”, значит, пишем приставку пре-)
Сейчас мы проведем исследовательскую работу по написанию приставок пре- и при- в трудных случаях.
Кто нам поможет в этом случае?
Да, наши друзья – словари. Какие словари вы знаете?
(Работа с 2 и 3 слайдом. Дети с помощью словарей пытаются объяснить правописание гласной в приставке; в каждом слове выделяется корень, потому что именно в нем заключается лексическое значение слова. Например:
- преследовать - корень след, значение слова – переследить, идти на шаг впереди;
- преодолеть – корень дол – доля, значение слова – переодолеть и т.д. Затем со словами составляются словосочетания)
- Ребята, какой вывод можно сделать из проделанной работы?
( Знаем лексическое значение слова, приставка становится яснее. В случае затруднения будем обращаться к словарям.)
2. – У нас в русском языке, ребята, есть дифференцированное написание: произносятся слова одинаково, а пишутся по-разному. Значит разное значение.
Следующее задание мы проведем в форме игры.
(Класс делится на группы, каждой группе дается слайд: 1 группе - 4 слайд, 2 группе – 5 слайд, 3 группе – 6 слайд, 4 группе – 7 слайд, 5 группе – 8 слайд, на просмотр слайда выделяется 0,5 минут, картинки могут помочь в составлении словосочетаний или предложений. Но за словосочетание группа получает фишку зеленого цвета, а за предложение - красного цвета. Дети также пользуются словарями.
По истечению времени каждая группа дает полный ответ, т.е. доказывает правописание приставок пре- и при-.
Например:
- Колосья спелой ржи приклонились к земле. – Я преклоняю колено перед вашей отвагой.
- Его преемник начал с перестановки мебели в своем кабинете. – Все затаив дыхание слушали приемник.
- Он долго пребывал в Москве. – Поезд прибывал к станции и т.д.)
- Ребята, какой вывод можно сделать по поводу выбора приставки в этих словах? (В зависимости от значения приставка будет разной: эти слова хотя и звучат одинаково, но приставка дифференцирует их значение.)
4. Работа с текстом.
- Ребята, из текста пропали слова, нужно срочно их вернуть. Попробуйте понять, какие слова исчезли. (Работа с 9 слайдом)
Торжественность была во всем. Присутствовал … компании. В зале звучала … Баха. Наконец, заседание началось. … к документу была принята всеми единогласно.
(Если дети не отгадывают слова, дается возможность определить по лексическому значению.
В странах с республиканской формой правления: глава государства - … (президент)
Вступительная часть музыкального произведения - … (прелюдия)
Вводная, разъясняющая часть международного договора, закона или иного правового акта - … (преамбула))
- В этих заимствованных словах приставка срослась с корнем. Но все же давайте попробуем определить правописание ПРЕ-. Заглянем в словарь. (Президент – заимствовано в 19 веке из фран. яз. – “сидеть впереди”; прелюдия – вступительная часть (впереди) музыкального произведения; преамбула – вводная часть, стоящая впереди договора, закона)
5. Выборочный диктант.
- Сейчас я хочу проверить, как вы усвоили материал. Ваша задача выписать слова с приставками пре- и при-.
( Учитель читает текст, ученики выписывают слова с приставкой пре- и при- и распределяют их в два столбика.)
Преодолевая препятствия, туристы продолжили путь. До привала было далеко. Приключение было не из приятных. Природа преподнесла неожиданный сюрприз. Внезапно сверкнула молния. Все вокруг преобразилось и полил дождь.
- Сейчас свою работу вы проверите сами и сами себя оцените. (открывается 10 слайд, и дети сверяют свои слова с текстом)
- Кто написал без единой ошибки? Кто допустил 1 или 2 ошибки?
- Назовите слова, с которыми мы сегодня не встречались и объясните правописание приставок.
6. Итог урока.
- Чему мы учились на уроке? (Пользоваться словарями; определять лексическое значение слов; в разных случаях выбирать приставку пре- и при-; учились проверять себя)
- Поднимите фишки. Молодцы, ребята! За хорошую работу вы получаете “5”.
- А что вы мне поставили бы за работу?
- Спасибо за урок.
7. Домашнее задание.
- Попробуйте объяснить правописание пре- и при- в словах: Природа, привет, приятный, причина, прекратить.
- Составьте с данными словами небольшой текст.