Урок русского языка в 6-м классе по теме "Деепричастие. Морфологический разбор"

Разделы: Русский язык


Цели урока:

  • обобщить и систематизировать сведения о деепричастии и деепричастном обороте;
  • закрепить умение находить деепричастные обороты и ставить знаки препинания при них;
  • развитие речи учащихся с использованием деепричастий и деепричастных оборотов;
  • активизация мыслительной деятельности учащихся;
  • воспитание интереса к языку.

Форма урока: обобщающий.

Оборудование: использование ИКТ (см. презентацию к уроку)

Ход урока

1. Тема и задачи урока:

Сегодня на уроке мы обобщим изученные сведения о деепричастии, деепричастном обороте; закрепим знания о правописании деепричастий,

о выделении деепричастного оборота запятыми на письме, употреблении деепричастий в речи.

2. Работа со стихотворением:

Слово учителя: К нам поступила очередная просьба о помощи из страны Лингвиния. Мы должны помочь жителям этой страны восстановить строки из стихотворения Э.Асадова:

…..…………от свежего ветерка
Чуть ……….. крепыши-маслята
……………. за руки, как ребята,
Топают ……….. вокруг пенька!

(Э.Асадов “Лес”)

Для справок: ПОЧИНИТЬ, ГРЕТЬСЯ, ЁЖИТЬСЯ, ВЗЯТЬСЯ

На помощь к нам пришли глаголы, в стихотворении же должны быть использованы деепричастия. Поэтому вспомним сведения о деепричастии:

– Что мы называем деепричастием?

– Как возникло деепричастие?

– На какие группы делятся деепричастия?

– Как образуются деепричастия несовершенного вида? Среди предложенных вам глаголов есть ли глаголы несовершенного вида? Образуйте от них деепричастия.

– Как образуются деепричастия совершенного вида? Образуйте от оставшихся глаголов деепричастия. Запишите все полученные деепричастия.

А теперь необходимо найти место каждого деепричастия в тексте и выразительно прочитать стихотворение.

Спишите, расставляя знаки препинания, объясните их расстановку. Подчеркните деепричастия и деепричастные обороты как члены предложения.

(Проверяем, 1 ученик комментирует)

Учитель: Жители страны Лингвиния в своём письме нам сообщают, что

В царстве Морфемном
Очень примерном,
У глагола и наречия
Возникают противоречия

Вопрос: как эти противоречия связаны с деепричастиями?

3. Проверка домашнего задания:

чтение отрывков из стихотворений, где использованы деепричастия и деепричастные обороты.

4. Какую роль играют деепричастия в художественном произведении?

Послушайте стихотворение английского поэта Роберта Саути “Лодорский водопад” и постарайтесь сосчитать, сколько деепричастий использовал поэт, описывая красоту этого чуда природы:

Как падают воды в Лодоре?
Кипя,
Шипя,
Журча,
Ворча,
Струясь,
Крутясь,
Сливаясь,
Вздымаясь,
Вздуваясь,
Мелькая, шурша,
Резвясь и спеша,
Скользя, обнимаясь,
Делясь и встречаясь,
Ласкаясь, бунтуя, летя,
Играя, дробясь, шелестя,
Блистая, взлетая, шатаясь,
Сплетаясь, звеня, клокоча,
Взвиваясь, вертясь, грохоча,
Морщинясь, волнуясь, катаясь,
Бросаясь, меняясь, воркуя, шумя,
Взметаясь и пенясь, ликуя, гремя,
Держа, разливаясь, смеясь и болтая,
Катясь, извиваясь, стремясь, вырастая,
Вперёд и вперёд убегая в свободолюбивом задоре –
Так падают бурные воды в сверкающем
быстром Лодоре!

(пер. А.Шмульяна)

– Красивое стихотворение? Вот и вам сейчас нужно будет составить красивое простое предложение с 5-ю деепричастиями.

5. Употребление деепричастий в речи:

Игра “КОРРЕКТОР”:

  1. Сидя у окна, в комнату влетел воробей.
  2. Ваня, поступив в школу, и очень её полюбил.
  3. Возвратясь домой, шёл дождь.
  4. Саша, обидевшись на друга, и не захотел с ним разговаривать.

6. НЕ с деепричастиями:

Жители страны Лингвиния нам ещё рассказали, что

НЕ – капризная девица:
со словами не ужиться,
ох, бывает нелегко…

А как относится НЕ к деепричастию?

6) ВЫБОРОЧНЫЙ ДИКТАНТ: выписать деепричастия, графически объяснить написание НЕ с деепричастиями:

(Не)задумываясь, (не)чувствовал, (не)думал, (не)присутствуя, (не)навидя, (не)чувствуя, (не)спрашивал, (не)доумевая, (не)сожалея, (не)удивился, (не)припоминал, (не)закончено.

7. Игра “третий лишний”:

а) невежда, негодуя, неправда;
б) сказал, не подумав; неподумавший ученик; не подумавший вовремя ученик;
в) не с кем, негде, нелепый;
г) не широкий, а узкий; не счастье, а беда; не видя, а только услышав.

8. “Физминутка”:

причастный оборот – правая рука, деепричастный – левая рука:

а) Клюшка, вырвавшаяся из рук игрока, покатилась по полу.
б) Преследуя неприятеля, партизаны вошли в деревню.
в) Дробясь о мрачные скалы, шумят и пенятся валы.
г) Чёрный дым, поднимавшийся из-за леса, застилал горизонт.
д) Отметив маршрут, туристы устроились на отдых.
е) Раздавшийся слева грохот заставил меня оглянуться.
ж) Усеянное звёздами небо манило к себе.

9. Словарно-орфографическая работа:

образуйте от данных глаголов деепричастия несовершенного вида:

РЖАВЕТЬ –
ЧЕРПАТЬ –
БАЛОВАТЬСЯ -

– поставьте ударение
– в каких словах букв больше, чем звуков, почему?
– составьте с любым из этих деепричастий сложноподчинённое предложение, подчеркните грамматические основы.

10. Прочтите поэтическую строчку на доске. Кто автор? Выполните синтаксический разбор.

Наплакавшись, колет и рубит
Дрова молодая вдова.

11. Выполните морфологический разбор подчёркнутого деепричастия.

12. Вывод, обобщение изученного по теме “деепричастие”.

Презентация