Цели урока:
- обобщить и систематизировать сведения о деепричастии и деепричастном обороте;
- закрепить умение находить деепричастные обороты и ставить знаки препинания при них;
- развитие речи учащихся с использованием деепричастий и деепричастных оборотов;
- активизация мыслительной деятельности учащихся;
- воспитание интереса к языку.
Форма урока: обобщающий.
Оборудование: использование ИКТ (см. презентацию к уроку)
Ход урока
1. Тема и задачи урока:
Сегодня на уроке мы обобщим изученные сведения о деепричастии, деепричастном обороте; закрепим знания о правописании деепричастий,
о выделении деепричастного оборота запятыми на письме, употреблении деепричастий в речи.
2. Работа со стихотворением:
Слово учителя: К нам поступила очередная просьба о помощи из страны Лингвиния. Мы должны помочь жителям этой страны восстановить строки из стихотворения Э.Асадова:
…..…………от свежего ветерка
Чуть ……….. крепыши-маслята
……………. за руки, как ребята,
Топают ……….. вокруг пенька!
(Э.Асадов “Лес”)
Для справок: ПОЧИНИТЬ, ГРЕТЬСЯ, ЁЖИТЬСЯ, ВЗЯТЬСЯ
На помощь к нам пришли глаголы, в стихотворении же должны быть использованы деепричастия. Поэтому вспомним сведения о деепричастии:
– Что мы называем деепричастием?
– Как возникло деепричастие?
– На какие группы делятся деепричастия?
– Как образуются деепричастия несовершенного вида? Среди предложенных вам глаголов есть ли глаголы несовершенного вида? Образуйте от них деепричастия.
– Как образуются деепричастия совершенного вида? Образуйте от оставшихся глаголов деепричастия. Запишите все полученные деепричастия.
А теперь необходимо найти место каждого деепричастия в тексте и выразительно прочитать стихотворение.
Спишите, расставляя знаки препинания, объясните их расстановку. Подчеркните деепричастия и деепричастные обороты как члены предложения.
(Проверяем, 1 ученик комментирует)
Учитель: Жители страны Лингвиния в своём письме нам сообщают, что
В царстве Морфемном
Очень примерном,
У глагола и наречия
Возникают противоречия
Вопрос: как эти противоречия связаны с деепричастиями?
3. Проверка домашнего задания:
чтение отрывков из стихотворений, где использованы деепричастия и деепричастные обороты.
4. Какую роль играют деепричастия в художественном произведении?
Послушайте стихотворение английского поэта Роберта Саути “Лодорский водопад” и постарайтесь сосчитать, сколько деепричастий использовал поэт, описывая красоту этого чуда природы:
Как падают воды в Лодоре?
Кипя,
Шипя,
Журча,
Ворча,
Струясь,
Крутясь,
Сливаясь,
Вздымаясь,
Вздуваясь,
Мелькая, шурша,
Резвясь и спеша,
Скользя, обнимаясь,
Делясь и встречаясь,
Ласкаясь, бунтуя, летя,
Играя, дробясь, шелестя,
Блистая, взлетая, шатаясь,
Сплетаясь, звеня, клокоча,
Взвиваясь, вертясь, грохоча,
Морщинясь, волнуясь, катаясь,
Бросаясь, меняясь, воркуя, шумя,
Взметаясь и пенясь, ликуя, гремя,
Держа, разливаясь, смеясь и болтая,
Катясь, извиваясь, стремясь, вырастая,
Вперёд и вперёд убегая в свободолюбивом задоре –
Так падают бурные воды в сверкающем
быстром Лодоре!
(пер. А.Шмульяна)
– Красивое стихотворение? Вот и вам сейчас нужно будет составить красивое простое предложение с 5-ю деепричастиями.
5. Употребление деепричастий в речи:
Игра “КОРРЕКТОР”:
6. НЕ с деепричастиями:
Жители страны Лингвиния нам ещё рассказали, что
НЕ – капризная девица:
со словами не ужиться,
ох, бывает нелегко…
А как относится НЕ к деепричастию?
6) ВЫБОРОЧНЫЙ ДИКТАНТ: выписать деепричастия, графически объяснить написание НЕ с деепричастиями:
(Не)задумываясь, (не)чувствовал, (не)думал, (не)присутствуя, (не)навидя, (не)чувствуя, (не)спрашивал, (не)доумевая, (не)сожалея, (не)удивился, (не)припоминал, (не)закончено.
7. Игра “третий лишний”:
а) невежда, негодуя, неправда;
б) сказал, не подумав; неподумавший ученик; не подумавший вовремя ученик;
в) не с кем, негде, нелепый;
г) не широкий, а узкий; не счастье, а беда; не видя, а только услышав.
8. “Физминутка”:
причастный оборот – правая рука, деепричастный – левая рука:
а) Клюшка, вырвавшаяся из рук игрока, покатилась по полу.
б) Преследуя неприятеля, партизаны вошли в деревню.
в) Дробясь о мрачные скалы, шумят и пенятся валы.
г) Чёрный дым, поднимавшийся из-за леса, застилал горизонт.
д) Отметив маршрут, туристы устроились на отдых.
е) Раздавшийся слева грохот заставил меня оглянуться.
ж) Усеянное звёздами небо манило к себе.
9. Словарно-орфографическая работа
:образуйте от данных глаголов деепричастия несовершенного вида:
РЖАВЕТЬ –
ЧЕРПАТЬ –
БАЛОВАТЬСЯ -
– поставьте ударение
– в каких словах букв больше, чем звуков, почему?
– составьте с любым из этих деепричастий
сложноподчинённое предложение, подчеркните
грамматические основы.
10. Прочтите поэтическую строчку на доске. Кто автор? Выполните синтаксический разбор.
Наплакавшись, колет и рубит
Дрова молодая вдова.